Палочная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Палочная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорская проверка как средство выявления нарушения закона: проблемы теории и практики
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Еще одна проблема обусловлена положениями ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре РФ, согласно которым органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Приведенные положения касаются всех сторон прокурорской деятельности, поскольку предмет любого направления прокурорской деятельности включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Де-факто в государстве существуют многочисленные структуры, осуществляющие указанный контроль. Возникает вопрос: в каких случаях органы прокуратуры при появлении сведений о несоблюдении прав и свобод человека и гражданина вправе вмешиваться, применяя средства выявления указанных нарушений? В нашем государстве за соблюдением практически всех прав и свобод осуществляется контроль со стороны конкретных государственных органов и их должностных лиц. Исходя из теории компенсаторной деятельности прокуратуры <6> прокурор вправе провести проверку лишь в случае неисполнения контролирующими органами или должностными лицами своих обязанностей. В противном случае прокурор нарушит положения закона. На практике все иначе. Существующая "палочная" система показателей до настоящего времени довлеет над прокурорами, обусловливая подмену прокурорами контролирующих государственных органов и должностных лиц посредством проведения прокурорских проверок.
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Еще одна проблема обусловлена положениями ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре РФ, согласно которым органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Приведенные положения касаются всех сторон прокурорской деятельности, поскольку предмет любого направления прокурорской деятельности включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Де-факто в государстве существуют многочисленные структуры, осуществляющие указанный контроль. Возникает вопрос: в каких случаях органы прокуратуры при появлении сведений о несоблюдении прав и свобод человека и гражданина вправе вмешиваться, применяя средства выявления указанных нарушений? В нашем государстве за соблюдением практически всех прав и свобод осуществляется контроль со стороны конкретных государственных органов и их должностных лиц. Исходя из теории компенсаторной деятельности прокуратуры <6> прокурор вправе провести проверку лишь в случае неисполнения контролирующими органами или должностными лицами своих обязанностей. В противном случае прокурор нарушит положения закона. На практике все иначе. Существующая "палочная" система показателей до настоящего времени довлеет над прокурорами, обусловливая подмену прокурорами контролирующих государственных органов и должностных лиц посредством проведения прокурорских проверок.
Статья: Показатели результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 6)Необходимо продолжить реформирование системы контрольных (надзорных) органов, в том числе пересмотреть их деятельность. Важно окончательно отказаться от "палочной системы". Также нужно принять меры к предотвращению профессиональной деформации сотрудников контрольных и надзорных органов. Это важно для обеспечения законности.
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 6)Необходимо продолжить реформирование системы контрольных (надзорных) органов, в том числе пересмотреть их деятельность. Важно окончательно отказаться от "палочной системы". Также нужно принять меры к предотвращению профессиональной деформации сотрудников контрольных и надзорных органов. Это важно для обеспечения законности.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Еще одним минусом указанной правовой конструкции стадии возбуждения уголовного дела, предусмотренной УПК РФ, является то, что за годы правоприменительной практики она "обросла" многочисленными ведомственными, подзаконными нормативными актами <2>, которые, по сути, негативно формируют правосознание практических работников. Так, существующая благодаря таким подзаконным актам в настоящее время "палочная система" показателей оценки деятельности правоохранительных органов приводит к тому, что на этапе анализа повода к возбуждению уголовного дела следователь, вместо того чтобы анализировать возможность существования факта совершения преступления, оценивает перспективу и возможность привлечения лица в качестве обвиняемого, игнорируя право потерпевшего и других заинтересованных граждан на судебную защиту, что идет вразрез с самой целью правоохранительной системы.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Еще одним минусом указанной правовой конструкции стадии возбуждения уголовного дела, предусмотренной УПК РФ, является то, что за годы правоприменительной практики она "обросла" многочисленными ведомственными, подзаконными нормативными актами <2>, которые, по сути, негативно формируют правосознание практических работников. Так, существующая благодаря таким подзаконным актам в настоящее время "палочная система" показателей оценки деятельности правоохранительных органов приводит к тому, что на этапе анализа повода к возбуждению уголовного дела следователь, вместо того чтобы анализировать возможность существования факта совершения преступления, оценивает перспективу и возможность привлечения лица в качестве обвиняемого, игнорируя право потерпевшего и других заинтересованных граждан на судебную защиту, что идет вразрез с самой целью правоохранительной системы.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, проверка избыточных требований отвлекает ресурсы и внимание контрольно-надзорных органов от выявления нарушений, действительно угрожающих причинением вреда (ущерба) охраняемым ценностям. Создает условия для формирования валовой отчетности в привычной палочной системе оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, проверка избыточных требований отвлекает ресурсы и внимание контрольно-надзорных органов от выявления нарушений, действительно угрожающих причинением вреда (ущерба) охраняемым ценностям. Создает условия для формирования валовой отчетности в привычной палочной системе оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Однако процесс внедрения новых показателей идет медленно. Как констатирует Минэкономразвития России, большинство контрольных (надзорных) ведомств публичную оценку результатов деятельности проводят "преимущественно на основе "палочной" системы оценки" <1>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Однако процесс внедрения новых показателей идет медленно. Как констатирует Минэкономразвития России, большинство контрольных (надзорных) ведомств публичную оценку результатов деятельности проводят "преимущественно на основе "палочной" системы оценки" <1>.
Статья: К вопросу о законности применения таможенными органами отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на либерализацию административной ответственности
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<8> "Палочная" система ФТС, ведущая к банкротству, или как запрет на суммирование штрафов стал камнем преткновения участников ВЭД и таможни". URL: https://horizonevents.ru/palochnaya-sistema-fts/ (дата обращения: 12.05.2023).
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<8> "Палочная" система ФТС, ведущая к банкротству, или как запрет на суммирование штрафов стал камнем преткновения участников ВЭД и таможни". URL: https://horizonevents.ru/palochnaya-sistema-fts/ (дата обращения: 12.05.2023).
Статья: Реформа контрольной и надзорной деятельности 2017 - 2025: организационно-правовой анализ
(Евдокимов А.С., Ким Ю.В., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В рамках риск-ориентированного подхода наблюдается существенный дисбаланс, выражающийся в сокращении плановых проверочных мероприятий (о сокращении административной нагрузки повсеместно докладывают фактически все контрольные, надзорные органы) без существенных признаков повышения качества самого надзора. Доклады органов публичной власти о снижении административной нагрузки, сокращении количества проверок стали настолько обыденными, что складывается впечатление, что это стало самоцелью для контрольных, надзорных органов. Такое положение дел напоминает "палочную систему" в обратном порядке - вычеркивание количественных показателей. Тезис об одновременном повышении качества, эффективности контрольной, надзорной деятельности фактически не затрагивается. Таким образом, главная цель - безопасность в контролируемой сфере остается недосягаемой.
(Евдокимов А.С., Ким Ю.В., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В рамках риск-ориентированного подхода наблюдается существенный дисбаланс, выражающийся в сокращении плановых проверочных мероприятий (о сокращении административной нагрузки повсеместно докладывают фактически все контрольные, надзорные органы) без существенных признаков повышения качества самого надзора. Доклады органов публичной власти о снижении административной нагрузки, сокращении количества проверок стали настолько обыденными, что складывается впечатление, что это стало самоцелью для контрольных, надзорных органов. Такое положение дел напоминает "палочную систему" в обратном порядке - вычеркивание количественных показателей. Тезис об одновременном повышении качества, эффективности контрольной, надзорной деятельности фактически не затрагивается. Таким образом, главная цель - безопасность в контролируемой сфере остается недосягаемой.