П2ч1ст93 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу П2ч1ст93 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
"Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также могут быть определены обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, условие о заключении контракта без использования единой информационной системы. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также могут быть определены обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта, условие о заключении контракта без использования единой информационной системы. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд;
Статья: Правовые формы деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса по исполнению государственного оборонного заказа
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Нередко при размещении ГОЗ государственные контракты с организациями ОПК заключаются не на конкурентной основе, а у единственного поставщика. Современный российский рынок ВВСТ является рынком несовершенной конкуренции, для него характерно отсутствие большого количества продавцов. В такой ситуации конкурентные способы определения поставщиков продукции военного и специального назначения малоэффективны и влекут за собой неоправданные временные, финансовые и иные издержки. Поэтому в Законе о контрактной системе установлены основания ограничения конкуренции при закупках вышеуказанной продукции. Так, в части, касающейся вооружения и военной техники, допускается закупка у единственного поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, при условии включения поставщика в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Без применения конкурентных способов определения поставщика разрешено закупать средства разведывательной, контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, товары, работы, услуги в целях осуществления оперативно-разыскной деятельности, реализации мер по осуществлению государственной охраны, выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму (пп. 40, 41, 46, 52, 56 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Единственный поставщик может быть определен Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Нередко при размещении ГОЗ государственные контракты с организациями ОПК заключаются не на конкурентной основе, а у единственного поставщика. Современный российский рынок ВВСТ является рынком несовершенной конкуренции, для него характерно отсутствие большого количества продавцов. В такой ситуации конкурентные способы определения поставщиков продукции военного и специального назначения малоэффективны и влекут за собой неоправданные временные, финансовые и иные издержки. Поэтому в Законе о контрактной системе установлены основания ограничения конкуренции при закупках вышеуказанной продукции. Так, в части, касающейся вооружения и военной техники, допускается закупка у единственного поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, при условии включения поставщика в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Без применения конкурентных способов определения поставщика разрешено закупать средства разведывательной, контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, товары, работы, услуги в целях осуществления оперативно-разыскной деятельности, реализации мер по осуществлению государственной охраны, выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму (пп. 40, 41, 46, 52, 56 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Единственный поставщик может быть определен Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (сентябрь 2019 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Часть 2 статьи 96 Закона о контрактной системе определяет право заказчика устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Часть 2 статьи 96 Закона о контрактной системе определяет право заказчика устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Готовое решение: Как осуществить закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт с единственным поставщиком по общему правилу можно заключить с использованием ЕИС. Обратите внимание: для контрактов, заключаемых на основании п. п. 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, такая возможность появится только с 1 июля 2026 г. В то же время вы обязаны использовать ЕИС при заключении контрактов на основании п. п. 2 (исключение - ситуация, когда соответствующим актом установлено условие о заключении контракта без ЕИС), 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В любом случае при заключении контракта через ЕИС следует руководствоваться порядком, установленным п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 93 данного Закона, ч. 14, 15 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт с единственным поставщиком по общему правилу можно заключить с использованием ЕИС. Обратите внимание: для контрактов, заключаемых на основании п. п. 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, такая возможность появится только с 1 июля 2026 г. В то же время вы обязаны использовать ЕИС при заключении контрактов на основании п. п. 2 (исключение - ситуация, когда соответствующим актом установлено условие о заключении контракта без ЕИС), 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В любом случае при заключении контракта через ЕИС следует руководствоваться порядком, установленным п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 93 данного Закона, ч. 14, 15 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ. С постатейными материалами и подзаконными актами. Контрактная система в вопросах и ответах"
(поглавный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Беляева О.А.)
("Книжный мир", 2014)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
(поглавный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Беляева О.А.)
("Книжный мир", 2014)Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)По поводу неравенства переговорных возможностей суд отметил следующее. Договор заключался на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ, предусматривающего заключение договора путем размещения заказа у единственного поставщика, что привело к невозможности отказаться от заключения договора на условиях заказчика.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)По поводу неравенства переговорных возможностей суд отметил следующее. Договор заключался на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ, предусматривающего заключение договора путем размещения заказа у единственного поставщика, что привело к невозможности отказаться от заключения договора на условиях заказчика.
Статья: Законодательство России и КНР о публичных закупках
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 3)В то же время следует отметить, что Правительство РФ в соответствии с Законом N 44-ФЗ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный Законом N 44-ФЗ (ст. 111 Закона N 44-ФЗ). Более того, Президент РФ и Правительство РФ вправе определять своими указами или распоряжениями единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупаемой продукции (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
(Кичик К.В.)
("Право и экономика", 2024, N 3)В то же время следует отметить, что Правительство РФ в соответствии с Законом N 44-ФЗ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный Законом N 44-ФЗ (ст. 111 Закона N 44-ФЗ). Более того, Президент РФ и Правительство РФ вправе определять своими указами или распоряжениями единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупаемой продукции (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Генподрядчик получил денежные средства на лицевой счет в УФК
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 7)- расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) на сумму более 600 тыс. руб.
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 7)- расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) на сумму более 600 тыс. руб.
Вопрос: О расширенном казначейском сопровождении с проведением проверок в отношении средств по госконтрактам, заключенным в 2020 - 2023 гг., а также контрактам (договорам) в рамках их исполнения.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 02-12-08/123338)Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2024" (внесен Минфином России в Правительство Российской Федерации в установленном порядке) (далее - проект постановления) предусмотрены изменения в том числе в Правила расширенного казначейского сопровождения, устанавливающие нормы о расширенном казначейском сопровождении расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ <2>, на сумму более 100 000,0 тыс. руб., за исключением средств, указанных в подпункте 5 статьи 242.27 Бюджетного кодекса (далее - государственные контракты в рамках государственного оборонного заказа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3 000,0 тыс. руб., с проведением проверок, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта 1 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса (срок вступления в силу указанных положений с 1 января 2025 года).
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 02-12-08/123338)Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2024" (внесен Минфином России в Правительство Российской Федерации в установленном порядке) (далее - проект постановления) предусмотрены изменения в том числе в Правила расширенного казначейского сопровождения, устанавливающие нормы о расширенном казначейском сопровождении расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ <2>, на сумму более 100 000,0 тыс. руб., за исключением средств, указанных в подпункте 5 статьи 242.27 Бюджетного кодекса (далее - государственные контракты в рамках государственного оборонного заказа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3 000,0 тыс. руб., с проведением проверок, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта 1 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса (срок вступления в силу указанных положений с 1 января 2025 года).
Статья: Изучаем изменения, внесенные Федеральным законом от 04.11.2022 N 420-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)6. Для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актом Правительства РФ или Президента РФ, по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с 1 июля 2024 г. может быть установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 12)6. Для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актом Правительства РФ или Президента РФ, по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с 1 июля 2024 г. может быть установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС.
Готовое решение: В каком порядке провести закупку охранных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)НМЦК, цену контракта с единственным исполнителем, начальную цену единицы товара, работы, услуги (далее - НМЦК) при закупках охранных услуг рассчитывайте по единым правилам, установленным Порядком N 45. Исключение - закупки по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В отношении них данный документ может не применяться (п. 1 Порядка N 45).
(КонсультантПлюс, 2025)НМЦК, цену контракта с единственным исполнителем, начальную цену единицы товара, работы, услуги (далее - НМЦК) при закупках охранных услуг рассчитывайте по единым правилам, установленным Порядком N 45. Исключение - закупки по п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В отношении них данный документ может не применяться (п. 1 Порядка N 45).