Ознакомление с материалами таможенной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление с материалами таможенной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Камеральная таможенная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)"...Указывая на то, что Закон N 289-ФЗ не содержит запрета на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок из них и снятия фотокопий и запрет Таможни на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок из них и снятия фотокопий является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с... заявлением.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Указывая на то, что Закон N 289-ФЗ не содержит запрета на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок из них и снятия фотокопий и запрет Таможни на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок из них и снятия фотокопий является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с... заявлением.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 Конституции РФНа основании изложенного, вопреки позиции таможенного органа, исходя из буквального толкования части 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, закрепленное в Законе N 289-ФЗ право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки обязывает таможенный орган обеспечить реализацию данного права, которое не может быть ограничено конкретным способом (например, только путем визуального осмотра)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: При ознакомлении с материалами таможенной проверки, не содержащими государственной или иной охраняемой законом тайны, представитель организации - проверяемого лица обратился в таможенный орган с просьбой разрешить их фотографирование. Правомерен ли отказ таможенного органа в удовлетворении просьбы?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: При ознакомлении с материалами таможенной проверки, не содержащими государственной или иной охраняемой законом тайны, представитель организации - проверяемого лица обратился в таможенный орган с просьбой разрешить их фотографирование. Правомерен ли отказ таможенного органа в удовлетворении просьбы?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: При ознакомлении с материалами таможенной проверки, не содержащими государственной или иной охраняемой законом тайны, представитель организации - проверяемого лица обратился в таможенный орган с просьбой разрешить их фотографирование. Правомерен ли отказ таможенного органа в удовлетворении просьбы?
Статья: Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Конституционный Суд РФ принял решение признать п. 2 ст. 235 Федерального закона N 289-ФЗ не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 24 (ч. 2), 29 (ч. 4), 45 (ч. 1), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он не обеспечивает права проверяемого лица (его представителя) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), - в части, в которой данные материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны, - и в связи с этим допускает в правоприменительной практике отказ проверяемому лицу (его представителю) в осуществлении такого права <7>.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Конституционный Суд РФ принял решение признать п. 2 ст. 235 Федерального закона N 289-ФЗ не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 24 (ч. 2), 29 (ч. 4), 45 (ч. 1), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он не обеспечивает права проверяемого лица (его представителя) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), - в части, в которой данные материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны, - и в связи с этим допускает в правоприменительной практике отказ проверяемому лицу (его представителю) в осуществлении такого права <7>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится форма акта об ознакомлении с материалами таможенной проверки
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится форма акта об ознакомлении с материалами таможенной проверки
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)Статья 235.1. Ознакомление с материалами таможенной проверки
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)Статья 235.1. Ознакомление с материалами таможенной проверки
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за апрель - май 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Поэтому проверяемое лицо (его представитель) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки не может быть ограничено в способах ознакомления с ними, в том числе оно имеет право осуществлять из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), в части, в которой эти материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)Поэтому проверяемое лицо (его представитель) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки не может быть ограничено в способах ознакомления с ними, в том числе оно имеет право осуществлять из них выписки и (или) использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования), в части, в которой эти материалы не содержат государственной или иной охраняемой законом тайны.
Статья: Право на доступ к материалам дела и информации: от конституционного закрепления к общему принципу административного права
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В одном из недавних судебных решений Конституционного Суда РФ <10> исследовался, казалось бы, не такой фундаментальный вопрос о возможности сделать копии материалов проверки: "...(в) ответ на это обращение письмом... обществу были согласованы дата и время ознакомления с материалами указанной таможенной проверки, а также сообщено о недопустимости осуществлять выписки из них, снимать копии (в том числе фотокопии)". Однако это Постановление означает, что конституционное требование о доступе к материалам дела фактически не реализовано. В самом деле, всего лишь прочтение документов, очевидно, не может обеспечить подготовку правовой позиции невластного субъекта <11>.
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В одном из недавних судебных решений Конституционного Суда РФ <10> исследовался, казалось бы, не такой фундаментальный вопрос о возможности сделать копии материалов проверки: "...(в) ответ на это обращение письмом... обществу были согласованы дата и время ознакомления с материалами указанной таможенной проверки, а также сообщено о недопустимости осуществлять выписки из них, снимать копии (в том числе фотокопии)". Однако это Постановление означает, что конституционное требование о доступе к материалам дела фактически не реализовано. В самом деле, всего лишь прочтение документов, очевидно, не может обеспечить подготовку правовой позиции невластного субъекта <11>.