Ознакомление налогоплательщика с материалами проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление налогоплательщика с материалами проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 47 "Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, она правомерно применила меры принудительного взыскания сумм, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки. Сроки проверки продлялись обоснованно, в т.ч. в связи с необходимостью ознакомления налогоплательщика с материалами проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, она правомерно применила меры принудительного взыскания сумм, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки. Сроки проверки продлялись обоснованно, в т.ч. в связи с необходимостью ознакомления налогоплательщика с материалами проверки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, инспекцией допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, выразившееся в том, что она не ознакомила налогоплательщика с материалами проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, инспекцией допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, выразившееся в том, что она не ознакомила налогоплательщика с материалами проверки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)(+) 2. По мнению ИФНС, она правомерно применила меры принудительного взыскания сумм, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки. Сроки проверки продлевались обоснованно, в т.ч. в связи с необходимостью ознакомления налогоплательщика с материалами проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)(+) 2. По мнению ИФНС, она правомерно применила меры принудительного взыскания сумм, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки. Сроки проверки продлевались обоснованно, в т.ч. в связи с необходимостью ознакомления налогоплательщика с материалами проверки.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд учел, что ознакомление проходило как путем визуального осмотра, так и с помощью планшета, с помощью которого представители налогоплательщика делали фотографические снимки всех материалов. Ни НК РФ, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не устанавливают способ обеспечения возможности ознакомления налогоплательщика с материалами проверки. Суд пришел к выводу о том, что налоговый орган обеспечивал многократное ознакомление налогоплательщика с материалами проверки всеми возможными способами (Постановление АС МО от 28.09.2022 N Ф05-23005/2022 по делу N А40-250535/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд учел, что ознакомление проходило как путем визуального осмотра, так и с помощью планшета, с помощью которого представители налогоплательщика делали фотографические снимки всех материалов. Ни НК РФ, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не устанавливают способ обеспечения возможности ознакомления налогоплательщика с материалами проверки. Суд пришел к выводу о том, что налоговый орган обеспечивал многократное ознакомление налогоплательщика с материалами проверки всеми возможными способами (Постановление АС МО от 28.09.2022 N Ф05-23005/2022 по делу N А40-250535/2021).
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Право на доступ к материалам дела и информации: от конституционного закрепления к общему принципу административного права
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)<2> См. более подробно: Артюх А.А. Реализация права налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки // Налоговед. 2011. N 1. С. 32 - 41.
(Курындин П.А., Ревазов М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)<2> См. более подробно: Артюх А.А. Реализация права налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки // Налоговед. 2011. N 1. С. 32 - 41.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Между тем подобное поведение проверяющих неправомерно. В любом случае после составления акта проверки у налогоплательщика есть право ознакомиться со всеми материалами проверки. И этим правом он может воспользоваться дважды: в первый раз самостоятельно в порядке абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ, а во второй - в присутствии полномочного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки на основании абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Между тем подобное поведение проверяющих неправомерно. В любом случае после составления акта проверки у налогоплательщика есть право ознакомиться со всеми материалами проверки. И этим правом он может воспользоваться дважды: в первый раз самостоятельно в порядке абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ, а во второй - в присутствии полномочного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки на основании абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Как отмечают специалисты, "в процессе ознакомления с материалами проверки налогоплательщик понимает, что далеко не все документы, включая протоколы допросов, попали в список приложений к итоговому акту. При этом не нужно быть пророком, чтобы предположить "исчезновение" только неудобных для налогового органа свидетельств" <1>. Иногда это удается преодолеть, так в делах "АО "Малышевское рудоуправление" (дело N А60-28780/2019) и ООО "Русщебень" (дело N А36-8942/2019) арбитражные суды первой инстанции удовлетворили требования заявителей, сделав несколько знаковых выводов.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Как отмечают специалисты, "в процессе ознакомления с материалами проверки налогоплательщик понимает, что далеко не все документы, включая протоколы допросов, попали в список приложений к итоговому акту. При этом не нужно быть пророком, чтобы предположить "исчезновение" только неудобных для налогового органа свидетельств" <1>. Иногда это удается преодолеть, так в делах "АО "Малышевское рудоуправление" (дело N А60-28780/2019) и ООО "Русщебень" (дело N А36-8942/2019) арбитражные суды первой инстанции удовлетворили требования заявителей, сделав несколько знаковых выводов.
Статья: Суд установил, что налоговой не соблюдены процессуальные требования рассмотрения материалов проверки
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Организация обратилась с заявлением о признании недействительным решения инспекции в связи с нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Выводы налогового органа носят формальный характер, противоречат фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности заявителя, а проведенные мероприятия налогового контроля не свидетельствуют о нереальности сделок с контрагентами. Суд удовлетворил требование в части. После составления акта выездной проверки от 14.05.2021, дополнений к акту от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик не подавал в налоговый орган заявлений на ознакомление с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Каждый протокол ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, а также выводы о взаимоотношениях общества с контрагентами, что является недопустимым, так как выездная проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами дела. Налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в оспариваемом решении сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте и дополнениях к нему, не обеспечив заявителю возможности представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Налогоплательщик фактически не располагал временем на ознакомление с полученными материалами проверки и подготовки возражений ввиду большого объема документов. Инспекцией не соблюдены процессуальные требования рассмотрения материалов проверки, что повлекло существенные нарушения прав общества на свою защиту.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)Организация обратилась с заявлением о признании недействительным решения инспекции в связи с нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки. Выводы налогового органа носят формальный характер, противоречат фактическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности заявителя, а проведенные мероприятия налогового контроля не свидетельствуют о нереальности сделок с контрагентами. Суд удовлетворил требование в части. После составления акта выездной проверки от 14.05.2021, дополнений к акту от 24.09.2021 инспекция продолжила проводить мероприятия налогового контроля, что следует из протоколов ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик не подавал в налоговый орган заявлений на ознакомление с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Каждый протокол ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, составленный инспекцией, содержит в себе анализ движения и списания товаров на основании оборотно-сальдовых ведомостей, анализ полученных сведений, документов, а также выводы о взаимоотношениях общества с контрагентами, что является недопустимым, так как выездная проверка окончена 16.03.2021, а дополнительные мероприятия налогового контроля проведены в период с 04.08.2021 по 03.09.2021 и отражены в дополнении к акту от 24.09.2021. Протоколы по своему содержанию являются дополнением к акту. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность представления возражений на протокол ознакомления с материалами дела. Налоговый орган уклонился от составления дополнений к акту, что привело к отражению в оспариваемом решении сведений, анализа и выводов, не отраженных в акте и дополнениях к нему, не обеспечив заявителю возможности представить возражения на дополнения к акту, оформленные в виде протоколов ознакомления с материалами проверки. Налогоплательщик фактически не располагал временем на ознакомление с полученными материалами проверки и подготовки возражений ввиду большого объема документов. Инспекцией не соблюдены процессуальные требования рассмотрения материалов проверки, что повлекло существенные нарушения прав общества на свою защиту.