Ожидаемый период выплаты страховой пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Ожидаемый период выплаты страховой пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024 N 88-4948/2024 (УИД 49RS0001-01-2023-003721-89)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании установить индивидуальный пенсионный коэффициент в большем значении.
Обстоятельства: Истица заявляет, что ответчик неправильно определил ее индивидуальный пенсионный коэффициент, что привело к уменьшению размера пенсии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Разрешая спор и отказывая К. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и исходил из того, что индивидуальный пенсионный коэффициент исчислен ответчиком верно, с 1 января 2015 года размер пенсии К. был уточнен на основании части 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за счет страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Обозначенная истцом сумма неучтенных страховых взносов материалами пенсионного дела не подтверждается, а используемый истцом ожидаемый период выплаты пенсии, определенный на 31 декабря 2014, не соответствует фактическому.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О взыскании невыплаченной суммы пенсии; 2) Об обязании установить индивидуальный пенсионный коэффициент в большем значении.
Обстоятельства: Истица заявляет, что ответчик неправильно определил ее индивидуальный пенсионный коэффициент, что привело к уменьшению размера пенсии.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Разрешая спор и отказывая К. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и исходил из того, что индивидуальный пенсионный коэффициент исчислен ответчиком верно, с 1 января 2015 года размер пенсии К. был уточнен на основании части 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за счет страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Обозначенная истцом сумма неучтенных страховых взносов материалами пенсионного дела не подтверждается, а используемый истцом ожидаемый период выплаты пенсии, определенный на 31 декабря 2014, не соответствует фактическому.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Для приобретения права на страховую пенсию юридические факты - продолжительность возраста человека и продолжительность его стажа - заменяются на единственный юридический факт - величину расчетного пенсионного капитала. Эта величина должна быть не менее такой, при которой размер страховой пенсии на протяжении всего ожидаемого периода ее выплаты будет составлять не ниже минимально допустимой величины пенсии, определяемой государством (прожиточного минимума пенсионера в регионе его фактического проживания или какого-либо иного установленного минимального социального стандарта жизнеобеспечения). Как только застрахованный работник "накопит" на своем пенсионном счете сумму, позволяющую ему получать пенсию не ниже минимального социального стандарта в течение всей прогнозируемой продолжительности его жизни, он будет вправе выйти на страховую пенсию, но для того, чтобы не утратить целевое предназначение пенсии, это в любом случае не должно произойти ранее достижения им традиционного пенсионного возраста 60/55 лет.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Для приобретения права на страховую пенсию юридические факты - продолжительность возраста человека и продолжительность его стажа - заменяются на единственный юридический факт - величину расчетного пенсионного капитала. Эта величина должна быть не менее такой, при которой размер страховой пенсии на протяжении всего ожидаемого периода ее выплаты будет составлять не ниже минимально допустимой величины пенсии, определяемой государством (прожиточного минимума пенсионера в регионе его фактического проживания или какого-либо иного установленного минимального социального стандарта жизнеобеспечения). Как только застрахованный работник "накопит" на своем пенсионном счете сумму, позволяющую ему получать пенсию не ниже минимального социального стандарта в течение всей прогнозируемой продолжительности его жизни, он будет вправе выйти на страховую пенсию, но для того, чтобы не утратить целевое предназначение пенсии, это в любом случае не должно произойти ранее достижения им традиционного пенсионного возраста 60/55 лет.
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наряду с темпоральными нормами, закрепляющими приведенные выше правила, Закон о трудовых пенсиях содержит положения, определяющие поэтапное введение в действие нового параметра расчета размера трудовой пенсии - ожидаемого периода ее выплаты. Потребность в поэтапном введении указанного параметра была обусловлена его непосредственным влиянием на размер страховой части трудовой пенсии, который определялся путем деления суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии (с последующим прибавлением базовой части, с 1 января 2010 г. преобразованной в фиксированный базовый размер страховой части пенсии).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наряду с темпоральными нормами, закрепляющими приведенные выше правила, Закон о трудовых пенсиях содержит положения, определяющие поэтапное введение в действие нового параметра расчета размера трудовой пенсии - ожидаемого периода ее выплаты. Потребность в поэтапном введении указанного параметра была обусловлена его непосредственным влиянием на размер страховой части трудовой пенсии, который определялся путем деления суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии (с последующим прибавлением базовой части, с 1 января 2010 г. преобразованной в фиксированный базовый размер страховой части пенсии).
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Начнем с распределительной части. Во-первых, может варьироваться круг лиц, которые подлежат обеспечению. Для этого служит выбор вариантов страхового случая. В настоящее время это старость (возраст), потеря кормильца, инвалидность и выслуга лет. Это классический, международно признанный набор вариантов, которые реализуются одновременно. Он закреплен в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Могут варьироваться условия допуска граждан к назначению пенсий указанных видов. Для пенсий по старости это два общепринятых условия: общеустановленный пенсионный возраст и минимальный трудовой (страховой) стаж; кроме того, в Российской Федерации используется в качестве условия минимальный накопленный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), что "отличает условия назначения пенсий по старости в нашей стране от используемых в других развитых странах" <20>. Это условие назначения пенсии по старости застрахованному лицу детально разобрано в процитированной статье Ю.В. Воронина. Дальнейшие параметры для варьирования - величина тарифа страховых взносов, пенсионная формула и способ индексации пенсий. Рассмотренное пространство вариантов представлено на рис. 5. Рассматривая пространство вариантов для накопительной пенсии, отметим, что она нормативным образом может быть отнесена к добровольному пенсионному страхованию или к обязательному, которое в Российской Федерации в настоящее время и включает данную пенсию согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ. В ней могут варьироваться (см. рис. 6) доля страховых взносов, направляемых на накопление, объекты инвестиций, организация инвестирования <21>, пенсионная формула, ожидаемый период выплаты накопительной пенсии.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Начнем с распределительной части. Во-первых, может варьироваться круг лиц, которые подлежат обеспечению. Для этого служит выбор вариантов страхового случая. В настоящее время это старость (возраст), потеря кормильца, инвалидность и выслуга лет. Это классический, международно признанный набор вариантов, которые реализуются одновременно. Он закреплен в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Могут варьироваться условия допуска граждан к назначению пенсий указанных видов. Для пенсий по старости это два общепринятых условия: общеустановленный пенсионный возраст и минимальный трудовой (страховой) стаж; кроме того, в Российской Федерации используется в качестве условия минимальный накопленный индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), что "отличает условия назначения пенсий по старости в нашей стране от используемых в других развитых странах" <20>. Это условие назначения пенсии по старости застрахованному лицу детально разобрано в процитированной статье Ю.В. Воронина. Дальнейшие параметры для варьирования - величина тарифа страховых взносов, пенсионная формула и способ индексации пенсий. Рассмотренное пространство вариантов представлено на рис. 5. Рассматривая пространство вариантов для накопительной пенсии, отметим, что она нормативным образом может быть отнесена к добровольному пенсионному страхованию или к обязательному, которое в Российской Федерации в настоящее время и включает данную пенсию согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ. В ней могут варьироваться (см. рис. 6) доля страховых взносов, направляемых на накопление, объекты инвестиций, организация инвестирования <21>, пенсионная формула, ожидаемый период выплаты накопительной пенсии.
Статья: О программе долгосрочных сбережений
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)10. Наконец, в законодательстве по ПДС разрешена проблема, связанная с исчислением накопительных пенсий в зависимости от величины "периода дожития". НПФ разрешено устанавливать размер ожидаемого периода осуществления пожизненных периодических выплат на основе данных об ожидаемой продолжительности жизни участников с учетом социальных, демографических, экономических и иных особенностей состава участников фонда.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)10. Наконец, в законодательстве по ПДС разрешена проблема, связанная с исчислением накопительных пенсий в зависимости от величины "периода дожития". НПФ разрешено устанавливать размер ожидаемого периода осуществления пожизненных периодических выплат на основе данных об ожидаемой продолжительности жизни участников с учетом социальных, демографических, экономических и иных особенностей состава участников фонда.
Статья: Альтернативы государственной пенсии как варианты повышения уровня пенсионного обеспечения в России
(Грызенкова Ю.В., Семенюк А.Г., Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)22. Об утверждении методики оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 531.
(Грызенкова Ю.В., Семенюк А.Г., Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)22. Об утверждении методики оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 531.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Срочная пенсионная выплата может перестать быть таковой, если застрахованное лицо выберет ее получение в составе накопительной пенсии. В этом случае ежемесячная выплата рассчитывается с учетом ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, установленного ФЗ "О накопительной пенсии". Однако правовая природа уже накопленных средств для срочной пенсионной выплаты не изменится. Отдельно следует отметить, что законодатель не предусмотрел права на обратный переход из накопительной пенсии в срочную пенсионную выплату.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Срочная пенсионная выплата может перестать быть таковой, если застрахованное лицо выберет ее получение в составе накопительной пенсии. В этом случае ежемесячная выплата рассчитывается с учетом ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, установленного ФЗ "О накопительной пенсии". Однако правовая природа уже накопленных средств для срочной пенсионной выплаты не изменится. Отдельно следует отметить, что законодатель не предусмотрел права на обратный переход из накопительной пенсии в срочную пенсионную выплату.
Вопрос: Включать ли в расчет Н3 банка резерв предстоящих отпусков?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Порядок бухгалтерского учета вознаграждений работникам установлен Положением Банка России от 15.04.2015 N 465-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях" (далее - Положение N 465-П), в соответствии с п. 1.3 которого под вознаграждениями работникам в целях настоящего Положения понимаются все виды возмещений работникам кредитной организации за выполнение ими своих трудовых функций, а также за расторжение трудового договора вне зависимости от формы выплаты (денежная, неденежная), в том числе оплата труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, а также выплаты работникам и в пользу работников третьим лицам, включая членов семей работников, осуществляемые в связи с выполнением работниками трудовых функций, не включенные в оплату труда. К вознаграждениям работникам также относятся добровольное страхование и пенсионное обеспечение, оплата обучения, питания, лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг, возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) и другие аналогичные вознаграждения.
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Порядок бухгалтерского учета вознаграждений работникам установлен Положением Банка России от 15.04.2015 N 465-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях" (далее - Положение N 465-П), в соответствии с п. 1.3 которого под вознаграждениями работникам в целях настоящего Положения понимаются все виды возмещений работникам кредитной организации за выполнение ими своих трудовых функций, а также за расторжение трудового договора вне зависимости от формы выплаты (денежная, неденежная), в том числе оплата труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, а также выплаты работникам и в пользу работников третьим лицам, включая членов семей работников, осуществляемые в связи с выполнением работниками трудовых функций, не включенные в оплату труда. К вознаграждениям работникам также относятся добровольное страхование и пенсионное обеспечение, оплата обучения, питания, лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг, возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) и другие аналогичные вознаграждения.
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Очевидно, что введение для накопительной пенсии самостоятельного условия о возрасте, с которого она назначается, преследует цель смягчить последствия его повышения для страховой пенсии по старости (наряду с иными похожими мерами - например, сохранение в законодательстве субъектов РФ ранее установленного пенсионного возраста для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и другим категориям так называемых региональных льготников). Однако реальная возможность такого решения способствовать достижению обозначенной цели вызывает определенные сомнения. Накопительная пенсия невелика по размеру и, по сути, играет роль доплаты к страховой пенсии по старости. Например, если застрахованному лицу удалось сформировать 1 млн руб. пенсионных накоплений (что в текущей ситуации можно считать очень хорошим результатом), размер назначенной ему в 2021 г. накопительной пенсии составит всего 3 787,88 руб. (1 млн руб. / 264 месяца <7>). Пенсия в таком размере вряд ли может служить основным источником средств существования застрахованного лица, компенсировать на приемлемом уровне утраченный им заработок или иной доход. Отметим, что в отличие от иных пенсий, предоставляемых по российскому законодательству, к накопительной пенсии не может быть установлена социальная доплата, призванная поднять уровень материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера <8>. Это следует из легального определения социальной доплаты к пенсии, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому данная доплата устанавливается либо к страховой пенсии, либо к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета. Причем указанная конкретизация в части видов пенсий, к которым может быть установлена социальная доплата, внесена Законом N 350-ФЗ и со всей очевидностью связана с разделением возраста приобретения права на накопительную пенсию и страховую пенсию по старости. Тем самым предоставление накопительной пенсии без одновременного назначения иных видов страхового обеспечения, право на которые обусловлено достижением пенсионного возраста, во-первых, не влечет для застрахованного лица существенных изменений в уровне его материального обеспечения, во-вторых, в определенной степени умаляет значение данной выплаты как пенсии и как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Очевидно, что введение для накопительной пенсии самостоятельного условия о возрасте, с которого она назначается, преследует цель смягчить последствия его повышения для страховой пенсии по старости (наряду с иными похожими мерами - например, сохранение в законодательстве субъектов РФ ранее установленного пенсионного возраста для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и другим категориям так называемых региональных льготников). Однако реальная возможность такого решения способствовать достижению обозначенной цели вызывает определенные сомнения. Накопительная пенсия невелика по размеру и, по сути, играет роль доплаты к страховой пенсии по старости. Например, если застрахованному лицу удалось сформировать 1 млн руб. пенсионных накоплений (что в текущей ситуации можно считать очень хорошим результатом), размер назначенной ему в 2021 г. накопительной пенсии составит всего 3 787,88 руб. (1 млн руб. / 264 месяца <7>). Пенсия в таком размере вряд ли может служить основным источником средств существования застрахованного лица, компенсировать на приемлемом уровне утраченный им заработок или иной доход. Отметим, что в отличие от иных пенсий, предоставляемых по российскому законодательству, к накопительной пенсии не может быть установлена социальная доплата, призванная поднять уровень материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера <8>. Это следует из легального определения социальной доплаты к пенсии, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому данная доплата устанавливается либо к страховой пенсии, либо к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета. Причем указанная конкретизация в части видов пенсий, к которым может быть установлена социальная доплата, внесена Законом N 350-ФЗ и со всей очевидностью связана с разделением возраста приобретения права на накопительную пенсию и страховую пенсию по старости. Тем самым предоставление накопительной пенсии без одновременного назначения иных видов страхового обеспечения, право на которые обусловлено достижением пенсионного возраста, во-первых, не влечет для застрахованного лица существенных изменений в уровне его материального обеспечения, во-вторых, в определенной степени умаляет значение данной выплаты как пенсии и как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)5.1. Нормы, закрепляющие механизм стимулирования граждан к более продолжительной трудовой деятельности, содержались и в прежнем пенсионном законодательстве. Например, п. 21 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях" было закреплено правило, позволявшее увеличить размер страховой части трудовой пенсии по старости при назначении ее впервые в более позднем возрасте. Это достигалось за счет уменьшения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т), применяемого для расчета размера страховой части указанной пенсии, - на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года. При этом минимальный уменьшенный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составлял 14 лет.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)5.1. Нормы, закрепляющие механизм стимулирования граждан к более продолжительной трудовой деятельности, содержались и в прежнем пенсионном законодательстве. Например, п. 21 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях" было закреплено правило, позволявшее увеличить размер страховой части трудовой пенсии по старости при назначении ее впервые в более позднем возрасте. Это достигалось за счет уменьшения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т), применяемого для расчета размера страховой части указанной пенсии, - на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года. При этом минимальный уменьшенный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составлял 14 лет.
Ситуация: Как рассчитать накопительную пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В 2025 г. Меньшова Л.В. обратилась в негосударственный пенсионный фонд, в который она перевела свои пенсионные накопления, за назначением накопительной пенсии. Сумма страховых взносов, перечисленных на финансирование накопительной пенсии, - 864 000 руб. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 г. - 270 месяцев.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В 2025 г. Меньшова Л.В. обратилась в негосударственный пенсионный фонд, в который она перевела свои пенсионные накопления, за назначением накопительной пенсии. Сумма страховых взносов, перечисленных на финансирование накопительной пенсии, - 864 000 руб. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 г. - 270 месяцев.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.