Озелененная территория ограниченного пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Озелененная территория ограниченного пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88А-5323/2024
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействующими отдельных положений генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.
Обстоятельства: Отнесение принадлежащего истцу земельного участка к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования не исключает его использования в соответствии с градостроительным регламентом. Кроме того, территориальное планирование должно обеспечивать не только права собственников земельных участков, но и публичные интересы, связанные с развитием территории муниципальных образований и сохранением окружающей среды.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что права Л.Д. на использование земельного участка по назначению ограничено подлежат отклонению, так как оснований полагать, что оспариваемым положением нарушены права административного истца как собственника имущества у суда не имелось, поскольку отнесение земельного участка к функциональной зоне "Р2. Зона озелененных территорий общего пользования" и одноименной территориальной зоне не исключает использование такого земельного участка в соответствии с установленным в отношении этого участка градостроительным регламентом.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействующими отдельных положений генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.
Обстоятельства: Отнесение принадлежащего истцу земельного участка к функциональной зоне озелененных территорий общего пользования не исключает его использования в соответствии с градостроительным регламентом. Кроме того, территориальное планирование должно обеспечивать не только права собственников земельных участков, но и публичные интересы, связанные с развитием территории муниципальных образований и сохранением окружающей среды.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что права Л.Д. на использование земельного участка по назначению ограничено подлежат отклонению, так как оснований полагать, что оспариваемым положением нарушены права административного истца как собственника имущества у суда не имелось, поскольку отнесение земельного участка к функциональной зоне "Р2. Зона озелененных территорий общего пользования" и одноименной территориальной зоне не исключает использование такого земельного участка в соответствии с установленным в отношении этого участка градостроительным регламентом.
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2023 по делу N 33-6768/2023 (УИД 86RS0019-01-2022-001045-14)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании права собственности на самовольную постройку (гараж).
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что возведенная на земельном участке самовольная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, при этом сохранение данной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что спорный объект недвижимости, в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Светлый, утвержденным решением Думы Березовского района от 07.08.2020 N 598, Правилами землепользования и застройки сельского поселения Светлый, утвержденными постановлением администрации Березовского района от 21.12.2022 N 1740, проектом планировки территории и проектом межевания территории населенного пункта Светлый, утвержденными постановлением администрации Березовского района от 19.02.2014 N 204 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории сельского поселения Светлый", расположен в зоне озелененных территорий общего пользования (Р1), в которой отсутствуют основные виды разрешенного использования земельного участка "Гараж" и "Хранение автотранспорта", о неправомерности возведения истцом гаража на земельном участке не свидетельствует, поскольку на момент его строительства приведенные ограничения использования земельного участка отсутствовали.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании права собственности на самовольную постройку (гараж).
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что возведенная на земельном участке самовольная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, при этом сохранение данной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Решение: Удовлетворено.То обстоятельство, что спорный объект недвижимости, в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Светлый, утвержденным решением Думы Березовского района от 07.08.2020 N 598, Правилами землепользования и застройки сельского поселения Светлый, утвержденными постановлением администрации Березовского района от 21.12.2022 N 1740, проектом планировки территории и проектом межевания территории населенного пункта Светлый, утвержденными постановлением администрации Березовского района от 19.02.2014 N 204 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории сельского поселения Светлый", расположен в зоне озелененных территорий общего пользования (Р1), в которой отсутствуют основные виды разрешенного использования земельного участка "Гараж" и "Хранение автотранспорта", о неправомерности возведения истцом гаража на земельном участке не свидетельствует, поскольку на момент его строительства приведенные ограничения использования земельного участка отсутствовали.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)озелененные территории ограниченного пользования (территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения);
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)озелененные территории ограниченного пользования (территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения);
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К признакам несоответствия объектов муниципального контроля обязательным требованиям относят, в частности, такие, как: 1) наличие на прилегающей территории карантинных, ядовитых и сорных растений, порубочных остатков деревьев и кустарников; 2) наличие препятствующей свободному и безопасному проходу граждан наледи на прилегающих территориях; 3) наличие сосулек на кровлях зданий, сооружений; 4) наличие ограждений, препятствующих свободному доступу маломобильных групп населения к объектам образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения; 5) уничтожение или повреждение специальных знаков, надписей, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации инженерных сооружений; 6) создание препятствий для свободного прохода к зданиям и входам в них, а также для свободных въездов во дворы, обеспечения безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения, при осуществлении земляных работ; 7) удаление (снос), пересадка деревьев и кустарников без порубочного билета или разрешения на пересадку деревьев и кустарников, в случаях, когда удаление (снос) или пересадка должны быть осуществлены исключительно в соответствии с такими документами; 8) выпас сельскохозяйственных животных и птиц на территориях общего пользования <1>. Встречается и отнесение к индикаторам риска размещение транспортных средств на газоне или иной озелененной или рекреационной территории, размещение транспортных средств на которой ограничено <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К признакам несоответствия объектов муниципального контроля обязательным требованиям относят, в частности, такие, как: 1) наличие на прилегающей территории карантинных, ядовитых и сорных растений, порубочных остатков деревьев и кустарников; 2) наличие препятствующей свободному и безопасному проходу граждан наледи на прилегающих территориях; 3) наличие сосулек на кровлях зданий, сооружений; 4) наличие ограждений, препятствующих свободному доступу маломобильных групп населения к объектам образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания населения; 5) уничтожение или повреждение специальных знаков, надписей, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации инженерных сооружений; 6) создание препятствий для свободного прохода к зданиям и входам в них, а также для свободных въездов во дворы, обеспечения безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения, при осуществлении земляных работ; 7) удаление (снос), пересадка деревьев и кустарников без порубочного билета или разрешения на пересадку деревьев и кустарников, в случаях, когда удаление (снос) или пересадка должны быть осуществлены исключительно в соответствии с такими документами; 8) выпас сельскохозяйственных животных и птиц на территориях общего пользования <1>. Встречается и отнесение к индикаторам риска размещение транспортных средств на газоне или иной озелененной или рекреационной территории, размещение транспортных средств на которой ограничено <2>.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 336
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"10. По строке 03 показывается общая площадь зеленых и лесных насаждений в пределах городской черты, включая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В этот показатель включаются специально посаженные или естественные городские леса, зеленые и защитные зоны и лесопарки, бульвары, скверы, сады и газоны, общегородские и районные парки культуры и отдыха, стадионы, кладбища, насаждения в жилых районах, на приусадебных участках, внутриквартальное озеленение, государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады и другие виды озеленения ограниченного пользования и специального назначения (на территории школ, лечебных и детских учреждений, общественных зданий, промышленных предприятий и других организаций).
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"10. По строке 03 показывается общая площадь зеленых и лесных насаждений в пределах городской черты, включая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В этот показатель включаются специально посаженные или естественные городские леса, зеленые и защитные зоны и лесопарки, бульвары, скверы, сады и газоны, общегородские и районные парки культуры и отдыха, стадионы, кладбища, насаждения в жилых районах, на приусадебных участках, внутриквартальное озеленение, государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады и другие виды озеленения ограниченного пользования и специального назначения (на территории школ, лечебных и детских учреждений, общественных зданий, промышленных предприятий и других организаций).
Приказ Росстата от 19.07.2024 N 309
(ред. от 15.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-РКН "Сведения об уровне цен на рынке коммерческой недвижимости" и указания по ее заполнению"При этом к территориальным зонам относятся жилые, общественно-деловые, производственные, в том числе промышленные, рекреационного назначения, особо охраняемых природных территорий, специального назначения и иные зоны, границы которых определяются правилами землепользования и застройки в границах функционально-планировочных образований, линейных объектов, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий объектов капитального строительства федерального, регионального значения и для которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты и (или) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
(ред. от 15.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-РКН "Сведения об уровне цен на рынке коммерческой недвижимости" и указания по ее заполнению"При этом к территориальным зонам относятся жилые, общественно-деловые, производственные, в том числе промышленные, рекреационного назначения, особо охраняемых природных территорий, специального назначения и иные зоны, границы которых определяются правилами землепользования и застройки в границах функционально-планировочных образований, линейных объектов, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий объектов капитального строительства федерального, регионального значения и для которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты и (или) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2020 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)а) согласно договорам участия в долевом строительстве, заключенным с истцами, предметом договоров являлось финансирование объектов долевого строительства в жилом комплексе, а не в конкретном квартале, и истцы приобрели право пользования всей инфраструктурой комплекса;
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)а) согласно договорам участия в долевом строительстве, заключенным с истцами, предметом договоров являлось финансирование объектов долевого строительства в жилом комплексе, а не в конкретном квартале, и истцы приобрели право пользования всей инфраструктурой комплекса;
Статья: Повышение комфортности городской среды как задача органов местного самоуправления
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)- отсутствует единая стилистическая концепция развития города, нет единого подхода к использованию новых технологий дизайна в обустройстве и озеленении территории города;
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)- отсутствует единая стилистическая концепция развития города, нет единого подхода к использованию новых технологий дизайна в обустройстве и озеленении территории города;
Вопрос: Какие существуют правила к содержанию территории организаций (предприятий)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Покрытия на территории входных зон следует проектировать в виде плиточного мощения, с размещением элементов монументально-декоративного оформления, водных устройств, архитектурного и ландшафтного освещения. Озеленение следует проектировать партерным или в виде сквера, используя цветочное оформление и мобильные формы озеленения (п. 6.24 СП 403.1325800.2018).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Покрытия на территории входных зон следует проектировать в виде плиточного мощения, с размещением элементов монументально-декоративного оформления, водных устройств, архитектурного и ландшафтного освещения. Озеленение следует проектировать партерным или в виде сквера, используя цветочное оформление и мобильные формы озеленения (п. 6.24 СП 403.1325800.2018).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Например, в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 03.07.2019 N 53-АПА19-23 указано, что разработчиком проекта внесения изменений в генеральный план визуально обследовалась территория земельного участка и было установлено, что данный земельный участок покрыт лесными насаждениями, в результате чего была изменена функциональная зона с жилой на зону озелененных территорий общего пользования.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Например, в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 03.07.2019 N 53-АПА19-23 указано, что разработчиком проекта внесения изменений в генеральный план визуально обследовалась территория земельного участка и было установлено, что данный земельный участок покрыт лесными насаждениями, в результате чего была изменена функциональная зона с жилой на зону озелененных территорий общего пользования.
Готовое решение: Каковы особенности залога государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).