Овос и экологическая экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Овос и экологическая экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции развития зарубежного законодательства об охране окружающей среды
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Азия. Как отмечалось, в Казахстане действует Экологический кодекс от 2 января 2021 г. (N 400-VI) <14>, состоящий из трех частей и 418 статей. Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется посредством установления обязательных экологических требований и административно-правовых инструментов, в числе которых: лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды и природных ресурсов, государственный экологический контроль, регулирование выбросов и поглощения парниковых газов.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)Азия. Как отмечалось, в Казахстане действует Экологический кодекс от 2 января 2021 г. (N 400-VI) <14>, состоящий из трех частей и 418 статей. Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется посредством установления обязательных экологических требований и административно-правовых инструментов, в числе которых: лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды и природных ресурсов, государственный экологический контроль, регулирование выбросов и поглощения парниковых газов.
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Из-за вышеуказанного пробела вопросы охраны окружающей среды откладываются "на потом". Вследствие этого упускается из внимания, что негативное воздействие на окружающую среду будет осуществляться на всех этапах хозяйственной деятельности, начиная со строительства объектов, для которого потребуются: проведение рубок деревьев, нарушение почвенного слоя, водопользование, водоотведение и очистка сточных вод, обеспечение электрической энергией; будет оказано серьезное влияние на жизненные циклы объектов животного мира; необходимо будет решать вопросы обращения с огромным объемом разнородных отходов. Также потребуется создание и развитие транспортной инфраструктуры, увеличится транспортная нагрузка, объемы выбросов выхлопных газов и т.д. Не учитывается, что для строительства объектов и подготовки их функционирования необходимо будет проводить различные процедуры, направленные на охрану окружающей среды (оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и др.), и получать разрешительную и иную документацию, а также уже при эксплуатации объектов будет оказываться большое влияние на природную среду.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Из-за вышеуказанного пробела вопросы охраны окружающей среды откладываются "на потом". Вследствие этого упускается из внимания, что негативное воздействие на окружающую среду будет осуществляться на всех этапах хозяйственной деятельности, начиная со строительства объектов, для которого потребуются: проведение рубок деревьев, нарушение почвенного слоя, водопользование, водоотведение и очистка сточных вод, обеспечение электрической энергией; будет оказано серьезное влияние на жизненные циклы объектов животного мира; необходимо будет решать вопросы обращения с огромным объемом разнородных отходов. Также потребуется создание и развитие транспортной инфраструктуры, увеличится транспортная нагрузка, объемы выбросов выхлопных газов и т.д. Не учитывается, что для строительства объектов и подготовки их функционирования необходимо будет проводить различные процедуры, направленные на охрану окружающей среды (оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и др.), и получать разрешительную и иную документацию, а также уже при эксплуатации объектов будет оказываться большое влияние на природную среду.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава VI. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава VI. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Приказ Росархива от 28.12.2021 N 142
"Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2022 N 67095)8.6. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза
"Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2022 N 67095)8.6. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В нем закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В нем закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Статья: Научное наследие Ольги Леонидовны Дубовик
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Интересно, что примерно такой же подход, как у О.Л. Дубовик, я недавно встретил в учебнике "Экологическое право" Н.В. Барбашовой <13>. Раздел 7 этого учебника называется "Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды". А раздел 8 - "Основные функции управления природопользованием и охраной окружающей среды", включающие: техническое регулирование; экологическую стандартизацию, технические регламенты, экологическую сертификацию, экологическое нормирование, ОВОС, экологическую экспертизу, экологический контроль.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Интересно, что примерно такой же подход, как у О.Л. Дубовик, я недавно встретил в учебнике "Экологическое право" Н.В. Барбашовой <13>. Раздел 7 этого учебника называется "Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды". А раздел 8 - "Основные функции управления природопользованием и охраной окружающей среды", включающие: техническое регулирование; экологическую стандартизацию, технические регламенты, экологическую сертификацию, экологическое нормирование, ОВОС, экологическую экспертизу, экологический контроль.
Статья: Экосистемный подход в праве
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Инструментами реализации экосистемного подхода М.М. Бринчук обоснованно признает экологическое нормирование, оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическую экспертизу, лицензирование, экологический аудит и другие меры, направленные на охрану природных ресурсов при использовании других природных ресурсов и на охрану естественных и иных экологических систем <18>. Реализации экосистемного подхода способствовало бы более широкое вовлечение в правовое регулирование отношений по использованию ассимиляционного потенциала природной среды, под которым следует понимать изменяющуюся под воздействием природных и антропогенных факторов суммарную естественную способность природной среды, ее отдельных компонентов (атмосферного воздуха, водных объектов, лесов и иного растительного мира, животного мира, земель, почв) и естественных экологических систем самостоятельно обезвреживать и перерабатывать определенные объемы антропогенного воздействия, устранять его негативные последствия без существенного изменения своих основных свойств <19>, на которую может быть распространен режим обязательственных прав.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Инструментами реализации экосистемного подхода М.М. Бринчук обоснованно признает экологическое нормирование, оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическую экспертизу, лицензирование, экологический аудит и другие меры, направленные на охрану природных ресурсов при использовании других природных ресурсов и на охрану естественных и иных экологических систем <18>. Реализации экосистемного подхода способствовало бы более широкое вовлечение в правовое регулирование отношений по использованию ассимиляционного потенциала природной среды, под которым следует понимать изменяющуюся под воздействием природных и антропогенных факторов суммарную естественную способность природной среды, ее отдельных компонентов (атмосферного воздуха, водных объектов, лесов и иного растительного мира, животного мира, земель, почв) и естественных экологических систем самостоятельно обезвреживать и перерабатывать определенные объемы антропогенного воздействия, устранять его негативные последствия без существенного изменения своих основных свойств <19>, на которую может быть распространен режим обязательственных прав.
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Как принцип законодательства в области ООС данная презумпция не получила какого-то точного толкования в литературе. Наиболее ясное его раскрытие дается через положения Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Закона об окружающей среде (ст. 32 и 33) в части применения таких правовых средств, как проведение оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы <12> для оценки и предотвращения планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, позволяющих опровергнуть презумпцию и, соответственно, открыть возможность реализации соответствующей деятельности.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Как принцип законодательства в области ООС данная презумпция не получила какого-то точного толкования в литературе. Наиболее ясное его раскрытие дается через положения Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Закона об окружающей среде (ст. 32 и 33) в части применения таких правовых средств, как проведение оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы <12> для оценки и предотвращения планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, позволяющих опровергнуть презумпцию и, соответственно, открыть возможность реализации соответствующей деятельности.
Статья: Благоприятная окружающая среда как правовая категория
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2021, N 2)Отсутствие их во многих статьях - один из недостатков Закона. Это относится к статьям: экологическое страхование, нормирование, лицензирование, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и др. Несмотря на отсылки к другим законодательным актам, в правоприменительной и правоохранительной деятельности достаточно трудно воспринимать положения Закона, соблюдать и исполнять его требования. Поэтому многие статьи Закона выглядят скорее как пособие и тезисы, а не правовые нормы.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2021, N 2)Отсутствие их во многих статьях - один из недостатков Закона. Это относится к статьям: экологическое страхование, нормирование, лицензирование, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза и др. Несмотря на отсылки к другим законодательным актам, в правоприменительной и правоохранительной деятельности достаточно трудно воспринимать положения Закона, соблюдать и исполнять его требования. Поэтому многие статьи Закона выглядят скорее как пособие и тезисы, а не правовые нормы.
Статья: Методологический подход к пониманию и регулированию рационального природопользования
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Можно сказать, что экологическое и природоресурсное законодательство исторически развивалось за счет постепенного включения в механизм его действия новых правовых мер, обеспечивающих рациональное использование земли и других природных ресурсов. Это касается как формирования институтов права - экологического нормирования, оценки воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизы и др., так и всей системы требований по использованию природных ресурсов в контексте каждой из функций, выполняемых тем или другим природным ресурсом. Задача здесь в том, чтобы, формируя эффективные правовые механизмы, обеспечивать рациональное природопользование и сохранение благоприятного состояния природы.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Можно сказать, что экологическое и природоресурсное законодательство исторически развивалось за счет постепенного включения в механизм его действия новых правовых мер, обеспечивающих рациональное использование земли и других природных ресурсов. Это касается как формирования институтов права - экологического нормирования, оценки воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизы и др., так и всей системы требований по использованию природных ресурсов в контексте каждой из функций, выполняемых тем или другим природным ресурсом. Задача здесь в том, чтобы, формируя эффективные правовые механизмы, обеспечивать рациональное природопользование и сохранение благоприятного состояния природы.
Статья: К вопросу о проведении государственной экологической экспертизы в отношении марикультуры
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Федеральные органы государственной власти предлагают свои меры по разрешению затронутой проблемы не в пользу мариводов. Так, для ее урегулирования в проект Федерального закона N 120074-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" <2> (далее - законопроект N 120074-8) включены положения о том, что аквакультура будет являться обязательным объектом госэкспертизы.
(Шаляпин Г.П.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Федеральные органы государственной власти предлагают свои меры по разрешению затронутой проблемы не в пользу мариводов. Так, для ее урегулирования в проект Федерального закона N 120074-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы" <2> (далее - законопроект N 120074-8) включены положения о том, что аквакультура будет являться обязательным объектом госэкспертизы.
Статья: Правовое обеспечение "устойчивого природопользования" как дежавю
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)И особо подчеркнем, последовательному осуществлению рационального природопользования, ориентированного на то, чтобы природные ресурсы реально играли роль здоровой основы жизни и деятельности общества, как и отдельного человека, служат все институты этого права - зонирование территорий, нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и др.!
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 3)И особо подчеркнем, последовательному осуществлению рационального природопользования, ориентированного на то, чтобы природные ресурсы реально играли роль здоровой основы жизни и деятельности общества, как и отдельного человека, служат все институты этого права - зонирование территорий, нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и др.!
Статья: Рациональное природопользование как методологическая основа формирования и осуществления экологического и природоресурсного права
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно экономика, экономическое развитие, которое в соответствии даже с нормативными документами должно иметь тенденцию к непрерывному, постоянному росту <15>, является ведущим фактором негативных разнообразных воздействий на природу. С одной стороны, как активный член комиссий государственной экологической экспертизы ряда проектов экономического развития автор статьи не видел проектных решений, направленных на улучшение состояния природы. С другой, что с юридической точки зрения крайне важно, важнейшие институты экологического права - экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза - ориентируют субъектов экономической деятельности преимущественно на соблюдение общих экологических требований. Небольшим исключением была ст. 24 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" <16>, предусматривавшая ряд мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Именно экономика, экономическое развитие, которое в соответствии даже с нормативными документами должно иметь тенденцию к непрерывному, постоянному росту <15>, является ведущим фактором негативных разнообразных воздействий на природу. С одной стороны, как активный член комиссий государственной экологической экспертизы ряда проектов экономического развития автор статьи не видел проектных решений, направленных на улучшение состояния природы. С другой, что с юридической точки зрения крайне важно, важнейшие институты экологического права - экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза - ориентируют субъектов экономической деятельности преимущественно на соблюдение общих экологических требований. Небольшим исключением была ст. 24 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" <16>, предусматривавшая ряд мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Заслуживает внимания то, что при рассмотрении заявок на предоставление разрешений на водопользование должны учитываться: положения Национальной водной стратегии Кыргызской Республики до 2040 года, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 10 февраля 2023 г. N 23; данные о количестве водных ресурсов; установленные законом приоритеты водопользования; результаты экологических экспертиз или оценки воздействия на окружающую среду; экологические требования к водным объектам в части минимального экологического стока воды. Кроме того, в связи с трансграничным характером водных объектов требуется учитывать международные обязательства государства.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Заслуживает внимания то, что при рассмотрении заявок на предоставление разрешений на водопользование должны учитываться: положения Национальной водной стратегии Кыргызской Республики до 2040 года, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 10 февраля 2023 г. N 23; данные о количестве водных ресурсов; установленные законом приоритеты водопользования; результаты экологических экспертиз или оценки воздействия на окружающую среду; экологические требования к водным объектам в части минимального экологического стока воды. Кроме того, в связи с трансграничным характером водных объектов требуется учитывать международные обязательства государства.