Ответственность за распространение информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за распространение информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за публичное распространение
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за публичное распространение
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Ужесточено наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, а также введена уголовная ответственность за распространение недостоверной информации
(КонсультантПлюс, 2025)Ужесточено наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, а также введена уголовная ответственность за распространение недостоверной информации
Обзор: "Основные изменения в УК РФ в 2023 году"
(КонсультантПлюс, 2023)С 29 марта 2023 года введена ответственность за распространение ложной информации о добровольческих формированиях, организациях и физлицах и за их дискредитацию
(КонсультантПлюс, 2023)С 29 марта 2023 года введена ответственность за распространение ложной информации о добровольческих формированиях, организациях и физлицах и за их дискредитацию
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Кроме того, законодательством предусмотрены особенности (обязанности, меры ответственности, контроль) распространения информации среди пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с количественными показателями аудитории веб-ресурсов владельцев: новостного агрегатора с доступом в течение суток более 1 млн пользователей сети Интернет (ч. 1 ст. 10.4 Закона об информации); аудиовизуального сервиса - более 100 тыс. пользователей (ч. 1 ст. 10.5 Закона об информации); социальной сети - более 500 тыс. пользователей (ч. 1 ст. 10.6 Закона об информации); сервиса размещения объявлений - более 100 тыс. пользователей (ч. 1 ст. 10.7 Закона об информации) <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Кроме того, законодательством предусмотрены особенности (обязанности, меры ответственности, контроль) распространения информации среди пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с количественными показателями аудитории веб-ресурсов владельцев: новостного агрегатора с доступом в течение суток более 1 млн пользователей сети Интернет (ч. 1 ст. 10.4 Закона об информации); аудиовизуального сервиса - более 100 тыс. пользователей (ч. 1 ст. 10.5 Закона об информации); социальной сети - более 500 тыс. пользователей (ч. 1 ст. 10.6 Закона об информации); сервиса размещения объявлений - более 100 тыс. пользователей (ч. 1 ст. 10.7 Закона об информации) <1>.
Статья: Распространение, одобрение или отрицание информации в сети Интернет: единичное простое или сложное преступление?
(Белецкий И.А., Вишнякова Н.В.)
("Уголовное право", 2023, N 7)Ключевые слова: распространение информации, информация в сети Интернет, уголовная ответственность за распространение информации, длящееся преступление, действие уголовного закона во времени.
(Белецкий И.А., Вишнякова Н.В.)
("Уголовное право", 2023, N 7)Ключевые слова: распространение информации, информация в сети Интернет, уголовная ответственность за распространение информации, длящееся преступление, действие уголовного закона во времени.
Статья: Дискриминация в трудовых отношениях
(Неретина А., Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)<4> См. Информацию на сайте Минтруда России в разделе "Рынок труда": "Работодатели, редакции СМИ, владельцы сайтов, расклейщики объявлений могут быть привлечены к ответственности за распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера" - от 24.07.2013.
(Неретина А., Калитовская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 2)<4> См. Информацию на сайте Минтруда России в разделе "Рынок труда": "Работодатели, редакции СМИ, владельцы сайтов, расклейщики объявлений могут быть привлечены к ответственности за распространение информации о вакансиях, содержащей ограничения дискриминационного характера" - от 24.07.2013.
Статья: Черный список работодателей. Правда или клевета? Как работодателю отстоять честное имя
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 2)Если распространение подобной информации включало в себя оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, то за это можно привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. 5.61 КоАП ("Оскорбление"). Ответственность за распространение недостоверной негативной информации предусмотрена и уголовным законодательством. В Уголовном кодексе содержится ст. 128.1 ("Клевета"). Под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 2)Если распространение подобной информации включало в себя оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, то за это можно привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. 5.61 КоАП ("Оскорбление"). Ответственность за распространение недостоверной негативной информации предусмотрена и уголовным законодательством. В Уголовном кодексе содержится ст. 128.1 ("Клевета"). Под клеветой понимается распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Введение данных норм позволило привлекать виновных к административной ответственности <1> и предотвращать случаи распространения информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Введение данных норм позволило привлекать виновных к административной ответственности <1> и предотвращать случаи распространения информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В практике часто ссылка на эти нормы позволяют операторам связи избежать ответственности за нарушение, в частности, законодательства о рекламе. Так, пунктом 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" установлено, что оператор связи не несет ответственности за содержание информации, передаваемой (получаемой) абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи. В одном деле УФАС был сделан вывод, что общество не осуществляло отправку указанного в Определении сообщения, а лишь создало техническую возможность для его отправки (распространения). Действительным отправителем данного сообщения, а значит рекламораспространителем, в данном случае, согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе", следует считать Заказчика, который, посредством предоставленной ему Обществом определенной совокупности технического оборудования и программного обеспечения, осуществил отправку спорного сообщения. Частью 1 ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" разъяснено, что ответственность за распространение рекламы несет не каждое (любое), а конкретное лицо, распространившее рекламу и согласие абонента должен получать инициатор рассылки: заказчик, если рассылка осуществляется по его инициативе или оператор связи, если рассылка осуществляется по инициативе оператора связи. Услуги по предоставлению доступа к каналу связи для отправки СМС-сообщений предоставляет Общество, но оно, как лицо, оказывающее услуги, по смыслу п. 3. ст. 17 ФЗ "Об информации" и п. 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" не несет ответственности за распространение информации по передаче информации предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений <128>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В практике часто ссылка на эти нормы позволяют операторам связи избежать ответственности за нарушение, в частности, законодательства о рекламе. Так, пунктом 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" установлено, что оператор связи не несет ответственности за содержание информации, передаваемой (получаемой) абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи. В одном деле УФАС был сделан вывод, что общество не осуществляло отправку указанного в Определении сообщения, а лишь создало техническую возможность для его отправки (распространения). Действительным отправителем данного сообщения, а значит рекламораспространителем, в данном случае, согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе", следует считать Заказчика, который, посредством предоставленной ему Обществом определенной совокупности технического оборудования и программного обеспечения, осуществил отправку спорного сообщения. Частью 1 ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" разъяснено, что ответственность за распространение рекламы несет не каждое (любое), а конкретное лицо, распространившее рекламу и согласие абонента должен получать инициатор рассылки: заказчик, если рассылка осуществляется по его инициативе или оператор связи, если рассылка осуществляется по инициативе оператора связи. Услуги по предоставлению доступа к каналу связи для отправки СМС-сообщений предоставляет Общество, но оно, как лицо, оказывающее услуги, по смыслу п. 3. ст. 17 ФЗ "Об информации" и п. 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" не несет ответственности за распространение информации по передаче информации предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений <128>.
Статья: Отдельные вопросы правового регулирования деятельности социальных сетей на территории Российской Федерации
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за распространение информации об организации, включенной в опубликованный перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности, без указания на то, что соответствующая организация ликвидирована или ее деятельность запрещена.
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за распространение информации об организации, включенной в опубликованный перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремистской деятельности, без указания на то, что соответствующая организация ликвидирована или ее деятельность запрещена.
Статья: Уголовный закон в реалиях информационного общества: новости фейковые - наказание реальное
(Терских А.И.)
("Законность", 2022, N 8)В статье рассматривается феномен фейковых новостей, анализируются условия привлечения к уголовной ответственности за распространение фейковой информации по действующему уголовному законодательству, проанализированы проблемы толкования и применения ст. 207.1 и 207.2 Уголовного кодекса РФ.
(Терских А.И.)
("Законность", 2022, N 8)В статье рассматривается феномен фейковых новостей, анализируются условия привлечения к уголовной ответственности за распространение фейковой информации по действующему уголовному законодательству, проанализированы проблемы толкования и применения ст. 207.1 и 207.2 Уголовного кодекса РФ.
Статья: Институт уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей: проблемы и пути их решения
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Результаты исследования включают выявление основных проблем функционирования суда присяжных, таких как длительность рассмотрения дел, недостаточная компетенция присяжных, влияние средств массовой информации и общественного мнения, высокая частота отмены оправдательных приговоров. На основе анализа выявленных проблем предложены конкретные меры по совершенствованию института суда присяжных, включая изменение подсудности дел, расширение оснований для изменения подсудности, модернизацию процедуры информирования кандидатов, установление ответственности за распространение информации, способной оказать влияние на присяжных, и др.
(Лошкарев В.В., Мингалимова М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Результаты исследования включают выявление основных проблем функционирования суда присяжных, таких как длительность рассмотрения дел, недостаточная компетенция присяжных, влияние средств массовой информации и общественного мнения, высокая частота отмены оправдательных приговоров. На основе анализа выявленных проблем предложены конкретные меры по совершенствованию института суда присяжных, включая изменение подсудности дел, расширение оснований для изменения подсудности, модернизацию процедуры информирования кандидатов, установление ответственности за распространение информации, способной оказать влияние на присяжных, и др.