Ответственность за перегруз транспортного средства грузоотправителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за перегруз транспортного средства грузоотправителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2012 год: Статья 803 "Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции" ГК РФ
(ЗАО "Юринформ В")Установив, что факт перегруза автотранспортного средства не доказан, допустимая грузоподъемность автотранспортного средства не была превышена, обязанность по правильному и равномерному распределению груза, проверке качества его укладки и крепления при перевозке возложена на перевозчика, а не на отправителя груза (клиента по договору транспортной экспедиции), арбитражный суд пришел к выводу о том, что само по себе произошедшее дорожно-транспортное происшествие не освобождает экспедитора от принятой на себя ответственности по несению в пути следования риска гибели, утраты, порчи и/или иного повреждения груза, и удовлетворил требование о взыскании ущерба со ссылкой на ст. ст. 15, 393, 803 ГК РФ.
(ЗАО "Юринформ В")Установив, что факт перегруза автотранспортного средства не доказан, допустимая грузоподъемность автотранспортного средства не была превышена, обязанность по правильному и равномерному распределению груза, проверке качества его укладки и крепления при перевозке возложена на перевозчика, а не на отправителя груза (клиента по договору транспортной экспедиции), арбитражный суд пришел к выводу о том, что само по себе произошедшее дорожно-транспортное происшествие не освобождает экспедитора от принятой на себя ответственности по несению в пути следования риска гибели, утраты, порчи и/или иного повреждения груза, и удовлетворил требование о взыскании ущерба со ссылкой на ст. ст. 15, 393, 803 ГК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Нет, освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо, не правомерно.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Нет, освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо, не правомерно.
Статья: Лишний вес - повод для штрафа
(Пластинина Н.)
("Административное право", 2018, N 3)Многие поставщики отказываются от собственных погрузочных работ, предпочитая перепоручить их специализированным фирмам, имеющим спецпогрузчики. Это делается не только для того, чтобы исключить затраты на покупку собственных погрузчиков (и затраты на их обслуживание), но и с целью обезопасить себя от возможной ответственности за неправильно размещенный в фуре груз. Однако, как показала практика, цель исключить именно ответственность за перегруз автотранспортного средства в данном случае недостижима. Грузоотправителем будет значиться именно поставщик, независимо от того, кто именно осуществлял услуги по погрузке продукции поставщика в кузов грузовика. Увы, но правильность данного вывода тоже подтверждена судебной практикой.
(Пластинина Н.)
("Административное право", 2018, N 3)Многие поставщики отказываются от собственных погрузочных работ, предпочитая перепоручить их специализированным фирмам, имеющим спецпогрузчики. Это делается не только для того, чтобы исключить затраты на покупку собственных погрузчиков (и затраты на их обслуживание), но и с целью обезопасить себя от возможной ответственности за неправильно размещенный в фуре груз. Однако, как показала практика, цель исключить именно ответственность за перегруз автотранспортного средства в данном случае недостижима. Грузоотправителем будет значиться именно поставщик, независимо от того, кто именно осуществлял услуги по погрузке продукции поставщика в кузов грузовика. Увы, но правильность данного вывода тоже подтверждена судебной практикой.
Нормативные акты
"Договор на оказание услуг почтовой связи, дополнительных и иных услуг, а также услуг, связанных с доставкой груза (Типовая форма договора N 16-25-ТФДд)"
(вместе с "Генеральными условиями оказания услуг акционерного общества "Почта России")3.2.3. Грузоотправитель осуществляет погрузку груза в транспортное средство/контейнер, соблюдая установленные нормы и правила погрузки (в том числе рекомендации Экспедитора), исключающие перемещение груза внутри транспортного средства/контейнера в процессе перевозки, перегруз транспортного средства/контейнера, утрату, повреждение (порчу) груза, а также нанесение ущерба транспортному средству/контейнеру, транспортной инфраструктуре и имуществу третьих лиц в процессе перевозки. Грузоотправитель должен равномерно размещать груз в транспортном средстве/контейнере.
(вместе с "Генеральными условиями оказания услуг акционерного общества "Почта России")3.2.3. Грузоотправитель осуществляет погрузку груза в транспортное средство/контейнер, соблюдая установленные нормы и правила погрузки (в том числе рекомендации Экспедитора), исключающие перемещение груза внутри транспортного средства/контейнера в процессе перевозки, перегруз транспортного средства/контейнера, утрату, повреждение (порчу) груза, а также нанесение ущерба транспортному средству/контейнеру, транспортной инфраструктуре и имуществу третьих лиц в процессе перевозки. Грузоотправитель должен равномерно размещать груз в транспортном средстве/контейнере.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 22.06.2022 N 1613/р
(ред. от 30.11.2023)
"Об утверждении Порядка взаимодействия причастных подразделений ОАО "РЖД" при возникновении в пути следования обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке груза в отдельных груженых вагонах, следующих в составе групповой отправки"3.8. Уполномоченный работник на железнодорожной станции отцепки вагона посредством ЕАСАПР М (АРЛ) оформляет акт (акты) общей формы ГУ-23ВЦ на перегруз груза и автотранспорт, с указанием марки автомобиля, госномера и данных о водителе из поврежденного вагона/контейнера для дальнейшего транспортирования груза, который подписывается представителями перевозчика, грузоотправителя и/или грузополучателя (участвовавших в комиссионной выгрузке груза).
(ред. от 30.11.2023)
"Об утверждении Порядка взаимодействия причастных подразделений ОАО "РЖД" при возникновении в пути следования обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке груза в отдельных груженых вагонах, следующих в составе групповой отправки"3.8. Уполномоченный работник на железнодорожной станции отцепки вагона посредством ЕАСАПР М (АРЛ) оформляет акт (акты) общей формы ГУ-23ВЦ на перегруз груза и автотранспорт, с указанием марки автомобиля, госномера и данных о водителе из поврежденного вагона/контейнера для дальнейшего транспортирования груза, который подписывается представителями перевозчика, грузоотправителя и/или грузополучателя (участвовавших в комиссионной выгрузке груза).
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2011, N 8)Ответственность грузоотправителей за нарушение правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов автомобильным транспортом предусмотрена <2>. Но, как показывает практика, штрафуют за это преимущественно лишь водителей. А лица, непосредственно ответственные за перевозку и отправку груза, остаются безнаказанными. Чтобы это исправить, предлагается:
("Главная книга", 2011, N 8)Ответственность грузоотправителей за нарушение правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов автомобильным транспортом предусмотрена <2>. Но, как показывает практика, штрафуют за это преимущественно лишь водителей. А лица, непосредственно ответственные за перевозку и отправку груза, остаются безнаказанными. Чтобы это исправить, предлагается:
"Гражданское право: Учебник"
(том 2)
(под ред. О.Н. Садикова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2007)Наиболее подробные правила об ответственности отправителя и получателя груза содержат УЖТ и УАТ. Они также касаются нарушений, связанных с превышением грузоподъемности (перегруз) вагонов и контейнеров, их простоем, несоблюдением условий по очистке и снятию с них креплений для грузов, сроков погрузки и выгрузки груза, когда такие операции осуществляются силами отправителя и получателя (см. § 4 настоящей главы). Ответственность отправителей и получателей, установленная законом, во многих случаях возникает в рамках их обязательств из принятой перевозчиком заявки на подачу транспортных средств, договоров об организации перевозок, на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др., а не договора перевозки.
(том 2)
(под ред. О.Н. Садикова)
("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2007)Наиболее подробные правила об ответственности отправителя и получателя груза содержат УЖТ и УАТ. Они также касаются нарушений, связанных с превышением грузоподъемности (перегруз) вагонов и контейнеров, их простоем, несоблюдением условий по очистке и снятию с них креплений для грузов, сроков погрузки и выгрузки груза, когда такие операции осуществляются силами отправителя и получателя (см. § 4 настоящей главы). Ответственность отправителей и получателей, установленная законом, во многих случаях возникает в рамках их обязательств из принятой перевозчиком заявки на подачу транспортных средств, договоров об организации перевозок, на эксплуатацию подъездных путей, подачу и уборку вагонов и др., а не договора перевозки.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т."
(том 2)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2011)5. Требует особого внимания и квалификация обязательств, за нарушение которых устанавливается ответственность. Так, например, в ст. 98 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной в числе прочего сведений о грузах (включая занижение веса груза). Одновременно в ст. 102 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера. Казалось бы, законом установлена двойная ответственность за одно и то же нарушение. В действительности же анализ соответствующих норм показывает, что ответственность по ст. 98 УЖТ наступает "в рамках обязательств, вытекающих из договора перевозки груза" (поскольку речь идет об искажении сведений в накладной), а норма ст. 102 УЖТ имеет "прямое отношение к ответственности грузоотправителя за нарушение обязательств по предъявлению груза и его погрузке в поданные транспортные средства" <1>. Таким образом, нет препятствий для одновременного применения обеих статей Устава, поскольку в них упоминаются разные правонарушения <2>.
(том 2)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2011)5. Требует особого внимания и квалификация обязательств, за нарушение которых устанавливается ответственность. Так, например, в ст. 98 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной в числе прочего сведений о грузах (включая занижение веса груза). Одновременно в ст. 102 УЖТ установлена ответственность грузоотправителя за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера. Казалось бы, законом установлена двойная ответственность за одно и то же нарушение. В действительности же анализ соответствующих норм показывает, что ответственность по ст. 98 УЖТ наступает "в рамках обязательств, вытекающих из договора перевозки груза" (поскольку речь идет об искажении сведений в накладной), а норма ст. 102 УЖТ имеет "прямое отношение к ответственности грузоотправителя за нарушение обязательств по предъявлению груза и его погрузке в поданные транспортные средства" <1>. Таким образом, нет препятствий для одновременного применения обеих статей Устава, поскольку в них упоминаются разные правонарушения <2>.
Вопрос: Какую ответственность несет грузоотправитель, который производил погрузку транспортного средства, за перегруз этого транспортного средства (превышение допустимой массы этого транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства)?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2024)Подборки и консультации Горячей линии
(Подборки и консультации Горячей линии, 2024)Подборки и консультации Горячей линии
"Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования"
(Метелева Ю.А.)
("Юриспруденция", 2008)Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом установлена в разделе IX УАТ. Виды наказуемых правонарушений аналогичны правонарушениям, допускаемым при перевозках другими видами транспорта. Перевозчик несет ответственность за несвоевременную подачу транспортных средств (п. 129 УАТ); за утрату, порчу или повреждение груза (п. п. 132 - 135 УАТ); за просрочку доставки груза (п. 137 УАТ). Грузоотправитель несет ответственность за задержку транспортного средства под погрузкой (п. 141 УАТ); за неправильное указание в товарно-транспортных документах наименования груза (п. 145 УАТ); за вред, причиненный транспортному средству вследствие перегруза, повреждения при погрузке или неправильном креплении груза (п. 150 УАТ). Грузополучатель отвечает за задержку транспортного средства, поданного под разгрузку (п. 141 УАТ), и за причинение вреда транспортному средству при разгрузке (п. 150 УАТ). Кроме того, виновная сторона (грузоотправитель или грузополучатель) несет ответственность за несвоевременное внесение провозной платы.
(Метелева Ю.А.)
("Юриспруденция", 2008)Ответственность сторон по договору перевозки грузов автомобильным транспортом установлена в разделе IX УАТ. Виды наказуемых правонарушений аналогичны правонарушениям, допускаемым при перевозках другими видами транспорта. Перевозчик несет ответственность за несвоевременную подачу транспортных средств (п. 129 УАТ); за утрату, порчу или повреждение груза (п. п. 132 - 135 УАТ); за просрочку доставки груза (п. 137 УАТ). Грузоотправитель несет ответственность за задержку транспортного средства под погрузкой (п. 141 УАТ); за неправильное указание в товарно-транспортных документах наименования груза (п. 145 УАТ); за вред, причиненный транспортному средству вследствие перегруза, повреждения при погрузке или неправильном креплении груза (п. 150 УАТ). Грузополучатель отвечает за задержку транспортного средства, поданного под разгрузку (п. 141 УАТ), и за причинение вреда транспортному средству при разгрузке (п. 150 УАТ). Кроме того, виновная сторона (грузоотправитель или грузополучатель) несет ответственность за несвоевременное внесение провозной платы.
Статья: Проблемы правового регулирования договора перевозки железнодорожным транспортом в условиях современного развития общества
(Карнушин В.Е.)
("Транспортное право", 2016, N 1)С другой стороны, некоторые нормы об ответственности грузоотправителей выглядят просто чудовищными. Так, согласно ч. 1 ст. 102 УЖТ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Это не гражданско-правовая мера, и направлена она в большей мере на пресечение недобросовестных действий грузоотправителей по перегрузу железнодорожного транспорта.
(Карнушин В.Е.)
("Транспортное право", 2016, N 1)С другой стороны, некоторые нормы об ответственности грузоотправителей выглядят просто чудовищными. Так, согласно ч. 1 ст. 102 УЖТ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Это не гражданско-правовая мера, и направлена она в большей мере на пресечение недобросовестных действий грузоотправителей по перегрузу железнодорожного транспорта.
"Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта"
(книга 4)
(Брагинский М.И., Витрянский В.В.)
("Статут", 2003)Прямое отношение к ответственности грузоотправителя за нарушение обязательств по предъявлению груза и его погрузке в поданные транспортные средства имеет норма, содержащаяся в ст. 120 ТУЖД (ст. 102 УЖТ РФ), согласно которой за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель уплачивает штраф в размере пятикратной платы за перевозку данного груза.
(книга 4)
(Брагинский М.И., Витрянский В.В.)
("Статут", 2003)Прямое отношение к ответственности грузоотправителя за нарушение обязательств по предъявлению груза и его погрузке в поданные транспортные средства имеет норма, содержащаяся в ст. 120 ТУЖД (ст. 102 УЖТ РФ), согласно которой за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель уплачивает штраф в размере пятикратной платы за перевозку данного груза.
Статья: О санкциях за нарушения при перевозках большегрузов
(Гордеева С.Н.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Напомним штрафные санкции за перегруз транспортного средства, они остались без изменений: на водителя - от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 250 тыс. до 400 тыс. руб.
(Гордеева С.Н.)
("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Напомним штрафные санкции за перегруз транспортного средства, они остались без изменений: на водителя - от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц - от 250 тыс. до 400 тыс. руб.