Ответственность за откаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за откаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)При осуществлении надзорной деятельности особое внимание прокуроры уделяли бюджетной сфере, сферам жилищно-коммунального хозяйства и природопользования, реализации национальных проектов, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Акцентировалось внимание на выявлении и пресечении фактов "откатов", хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний, на законности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и другими ограниченными ресурсами.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)При осуществлении надзорной деятельности особое внимание прокуроры уделяли бюджетной сфере, сферам жилищно-коммунального хозяйства и природопользования, реализации национальных проектов, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Акцентировалось внимание на выявлении и пресечении фактов "откатов", хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний, на законности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и другими ограниченными ресурсами.
Статья: Коммерческий подкуп: анализ судебной практики
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Коммерческий подкуп - достаточно распространенный вид преступлений. Полагаем, что большинство слышало о существовании "откатов".
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Коммерческий подкуп - достаточно распространенный вид преступлений. Полагаем, что большинство слышало о существовании "откатов".
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 N 581
(ред. от 17.11.2025)
"Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"2.5. Регулярно при необходимости с привлечением Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, органов финансового контроля, а также других государственных органов проверять соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, в целях противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
(ред. от 17.11.2025)
"Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции"2.5. Регулярно при необходимости с привлечением Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, органов финансового контроля, а также других государственных органов проверять соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, в целях противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
"Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 72. Раздел "Ремонт и испытание изделий спецпроизводств"
(утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 24.10.1985 N 352/22-55)Должен знать: технические условия на приемку особо сложных и ответственных деталей и изделий после механической обработки, узлов, механизмов, агрегатов и изделий вооружения после окончательной сборки; правила настройки и регулирования сложного контрольно-измерительного инструмента и приборов; способы и порядок испытания принимаемых узлов, механизмов и изделий вооружения; порядок заполнения формуляров и паспортов.
(утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 24.10.1985 N 352/22-55)Должен знать: технические условия на приемку особо сложных и ответственных деталей и изделий после механической обработки, узлов, механизмов, агрегатов и изделий вооружения после окончательной сборки; правила настройки и регулирования сложного контрольно-измерительного инструмента и приборов; способы и порядок испытания принимаемых узлов, механизмов и изделий вооружения; порядок заполнения формуляров и паспортов.
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)3. Аристархов А.Л. и др. Криминологическая характеристика "откатов" в современной России. М.: Юрлитинформ, 2016. 246 с.
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)3. Аристархов А.Л. и др. Криминологическая характеристика "откатов" в современной России. М.: Юрлитинформ, 2016. 246 с.
Статья: Гражданско-правовая ответственность за нарушение корпоративного договора
(Кирилова Н.А.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются прежде всего меры имущественной ответственности. В то же время в научной литературе рассматриваются вопросы о допустимости применения мер неимущественной ответственности в корпоративных отношениях. В частности, О.В. Гутников, разрабатывая концепцию корпоративной ответственности, полагает, что "неимущественный управленческий характер корпоративных отношений, основанных на императивном методе регулирования, неизбежно должен отражаться и на специфике мер корпоративной ответственности" <11>, неимущественные санкции могут выражаться в прекращении или ограничении неимущественных прав или правомочий, возложении дополнительных обязанностей, в том числе обязанностей воздерживаться от осуществления определенных действий, в приостановлении на некоторое время определенных полномочий и т.д. Полагаю, применением мер неимущественной ответственности за нарушение корпоративного договора, несмотря на их кажущуюся эффективность, не стоит злоупотреблять, в противном случае произойдет подмена понятий - использование в гражданском праве несвойственных ему мер личного воздействия на нарушителя представляется своеобразным откатом в прошлое. С нарушением корпоративного договора, влекущим за собой причинение имущественного ущерба его участникам, должны корреспондировать адекватные меры имущественного воздействия, их арсенал достаточно стабилен: возмещение убытков, взыскание неустойки и относительно новая мера - выплата компенсации.
(Кирилова Н.А.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются прежде всего меры имущественной ответственности. В то же время в научной литературе рассматриваются вопросы о допустимости применения мер неимущественной ответственности в корпоративных отношениях. В частности, О.В. Гутников, разрабатывая концепцию корпоративной ответственности, полагает, что "неимущественный управленческий характер корпоративных отношений, основанных на императивном методе регулирования, неизбежно должен отражаться и на специфике мер корпоративной ответственности" <11>, неимущественные санкции могут выражаться в прекращении или ограничении неимущественных прав или правомочий, возложении дополнительных обязанностей, в том числе обязанностей воздерживаться от осуществления определенных действий, в приостановлении на некоторое время определенных полномочий и т.д. Полагаю, применением мер неимущественной ответственности за нарушение корпоративного договора, несмотря на их кажущуюся эффективность, не стоит злоупотреблять, в противном случае произойдет подмена понятий - использование в гражданском праве несвойственных ему мер личного воздействия на нарушителя представляется своеобразным откатом в прошлое. С нарушением корпоративного договора, влекущим за собой причинение имущественного ущерба его участникам, должны корреспондировать адекватные меры имущественного воздействия, их арсенал достаточно стабилен: возмещение убытков, взыскание неустойки и относительно новая мера - выплата компенсации.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Статья 304 УК РФ, в свою очередь, изложена в новой редакции, вследствие чего предусмотренный ею перечень противоправных деяний дополнен установлением ответственности за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, с соответствующей корректировкой наименования указанной статьи.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Статья 304 УК РФ, в свою очередь, изложена в новой редакции, вследствие чего предусмотренный ею перечень противоправных деяний дополнен установлением ответственности за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, с соответствующей корректировкой наименования указанной статьи.
Статья: Вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности в сфере публичных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)<3> СК РФ: за коррупцию в ОПК в 2022 году привлечены к ответственности 60 должностных лиц. Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/12/08/19217887.shtml (дата обращения: 16.12.2022).
(Шурпаев Ш.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 4)<3> СК РФ: за коррупцию в ОПК в 2022 году привлечены к ответственности 60 должностных лиц. Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/12/08/19217887.shtml (дата обращения: 16.12.2022).
Статья: Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств
(Иванов П.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)6. Иванов П.И. О системе мер оперативно-розыскного противодействия налоговой преступности на объектах потребительского рынка / П.И. Иванов, А.С. Шитов // Актуальные вопросы современной науки: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции (г. Караганда, 24 октября 2020): сборник научных статей / ответственный редактор А.Д. Дарменов. Караганда: Карагандинская академия МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, 2020. С. 149 - 151.
(Иванов П.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)6. Иванов П.И. О системе мер оперативно-розыскного противодействия налоговой преступности на объектах потребительского рынка / П.И. Иванов, А.С. Шитов // Актуальные вопросы современной науки: материалы Международной научно-практической онлайн-конференции (г. Караганда, 24 октября 2020): сборник научных статей / ответственный редактор А.Д. Дарменов. Караганда: Карагандинская академия МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, 2020. С. 149 - 151.
Статья: Решение - коллективное, но ответственность - индивидуальная: некоторые вопросы юридической ответственности членов закупочных комиссий за правонарушения коррупционной направленности
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Антикоррупционный потенциал коллегиального принятия решений по определению победителя конкурентных процедур в контрактной системе очевиден. В данном случае существенно сужаются возможности усмотренческого произвола соответствующего руководителя (начальника), утверждающего решение комиссии. Он не вправе каким-либо образом изменить или отменить решение, принятое большинством голосов членов комиссии. Соответственно, значительно сужаются и возможности для подкупа: как известно, подкупить или каким-либо иным способом неправомерно "заинтересовать" единичного субъекта (например, руководителя организации-заказчика или уполномоченное им на ведение закупочной деятельности должностное лицо) злоумышленнику всегда проще, чем это делать в отношении членов комиссии, число которых согласно ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе должно быть не менее трех. Да и расходы инициатора подкупа в этом случае существенно возрастают, что может стать мотивом отказа взяткодателя от преступных намерений предложить "откат" за принятие комиссией нужного для него решения.
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Антикоррупционный потенциал коллегиального принятия решений по определению победителя конкурентных процедур в контрактной системе очевиден. В данном случае существенно сужаются возможности усмотренческого произвола соответствующего руководителя (начальника), утверждающего решение комиссии. Он не вправе каким-либо образом изменить или отменить решение, принятое большинством голосов членов комиссии. Соответственно, значительно сужаются и возможности для подкупа: как известно, подкупить или каким-либо иным способом неправомерно "заинтересовать" единичного субъекта (например, руководителя организации-заказчика или уполномоченное им на ведение закупочной деятельности должностное лицо) злоумышленнику всегда проще, чем это делать в отношении членов комиссии, число которых согласно ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе должно быть не менее трех. Да и расходы инициатора подкупа в этом случае существенно возрастают, что может стать мотивом отказа взяткодателя от преступных намерений предложить "откат" за принятие комиссией нужного для него решения.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Несмотря на разнообразие состава заказчиков, участников и предмета закупок, контрактная система рассматривается как определенный целостный правовой институт, который основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Помимо принципа единства контрактной системы в Законе 44-ФЗ названы следующие принципы контрактной системы в сфере закупок: открытость и прозрачность, профессионализм заказчика и исполнителя, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, стимулирование инноваций, обеспечение конкурентности, эффективность осуществления закупок.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Несмотря на разнообразие состава заказчиков, участников и предмета закупок, контрактная система рассматривается как определенный целостный правовой институт, который основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Помимо принципа единства контрактной системы в Законе 44-ФЗ названы следующие принципы контрактной системы в сфере закупок: открытость и прозрачность, профессионализм заказчика и исполнителя, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, стимулирование инноваций, обеспечение конкурентности, эффективность осуществления закупок.
Статья: Применение способов защиты и мер ответственности к стороне при нарушении корпоративного договора
(Русских Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются прежде всего меры имущественной ответственности. В то же время в научной литературе рассматриваются вопросы о допустимости применения мер неимущественной ответственности в корпоративных отношениях. В частности, О.В. Гутников, разрабатывая концепцию корпоративной ответственности, полагает, что "неимущественный управленческий характер корпоративных отношений, основанных на императивном методе регулирования, неизбежно должен отражаться и на специфике мер корпоративной ответственности" <9>, неимущественные санкции могут выражаться в прекращении или ограничении неимущественных прав или правомочий, возложении дополнительных обязанностей, в том числе обязанностей воздерживаться от осуществления определенных действий, в приостановлении на некоторое время определенных полномочий и т.д. Полагаю, применением мер неимущественной ответственности за нарушение корпоративного договора, несмотря на их кажущуюся эффективность, не стоит злоупотреблять, в противном случае произойдет подмена понятий - использование в гражданском праве несвойственных ему мер личного воздействия на нарушителя представляется своеобразным откатом в прошлое. С нарушением корпоративного договора, влекущим за собой причинение имущественного ущерба его участникам, должны корреспондировать адекватные меры имущественного воздействия, их арсенал достаточно стабилен: возмещение убытков, взыскание неустойки и относительно новая мера - выплата компенсации.
(Русских Л.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 6)Как известно, мерами гражданско-правовой ответственности являются прежде всего меры имущественной ответственности. В то же время в научной литературе рассматриваются вопросы о допустимости применения мер неимущественной ответственности в корпоративных отношениях. В частности, О.В. Гутников, разрабатывая концепцию корпоративной ответственности, полагает, что "неимущественный управленческий характер корпоративных отношений, основанных на императивном методе регулирования, неизбежно должен отражаться и на специфике мер корпоративной ответственности" <9>, неимущественные санкции могут выражаться в прекращении или ограничении неимущественных прав или правомочий, возложении дополнительных обязанностей, в том числе обязанностей воздерживаться от осуществления определенных действий, в приостановлении на некоторое время определенных полномочий и т.д. Полагаю, применением мер неимущественной ответственности за нарушение корпоративного договора, несмотря на их кажущуюся эффективность, не стоит злоупотреблять, в противном случае произойдет подмена понятий - использование в гражданском праве несвойственных ему мер личного воздействия на нарушителя представляется своеобразным откатом в прошлое. С нарушением корпоративного договора, влекущим за собой причинение имущественного ущерба его участникам, должны корреспондировать адекватные меры имущественного воздействия, их арсенал достаточно стабилен: возмещение убытков, взыскание неустойки и относительно новая мера - выплата компенсации.
Статья: Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в деле о банкротстве ТСЖ: практические аспекты
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 6)Вторая ситуация связана с привлечением к субсидиарной ответственности КДЛ - выгодоприобретателей в рамках уставной деятельности ТСЖ. В настоящее время очень часто ТСЖ в лице исполнительных органов, которые, пользуясь свободой заключения договоров, выбирают в качестве контрагентов не те организации, которые наиболее качественно и сопоставимо дешево оказывают услуги (выполняют работы), а те, которые предоставляют так называемые "откаты". Так, ТСЖ может заключить договор с организацией на управление, эксплуатацию, оказание услуг по санитарному содержанию, техническому обслуживанию МКД в "обмен" на предоставление "платы" за выбор именно этой организации в качестве контрагента и непредъявление каких-либо претензий по качеству оказываемых услуг (выполнения работ). Тем самым организация, получив обусловленную плату по договору, может не исполнять или ненадлежащим образом исполнять свои обязательства перед ТСЖ. В результате такая организация фактически извлекает материальную выгоду из своего положения, аккумулируя денежные средства ТСЖ на своем расчетном счете. Исходя из судебной практики, привлечение организаций-выгодоприобретателей или руководителей таких организаций к субсидиарной ответственности является достаточно сложным с точки зрения доказывания. Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2019 г. N Ф07-13580/2019 по делу N А56-24107/2017 <11> суд отказал в привлечении к субсидиарной ответственности организации-выгодоприобретателя, так как не был доказан факт ее принадлежности к КДЛ.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Юрист", 2021, N 6)Вторая ситуация связана с привлечением к субсидиарной ответственности КДЛ - выгодоприобретателей в рамках уставной деятельности ТСЖ. В настоящее время очень часто ТСЖ в лице исполнительных органов, которые, пользуясь свободой заключения договоров, выбирают в качестве контрагентов не те организации, которые наиболее качественно и сопоставимо дешево оказывают услуги (выполняют работы), а те, которые предоставляют так называемые "откаты". Так, ТСЖ может заключить договор с организацией на управление, эксплуатацию, оказание услуг по санитарному содержанию, техническому обслуживанию МКД в "обмен" на предоставление "платы" за выбор именно этой организации в качестве контрагента и непредъявление каких-либо претензий по качеству оказываемых услуг (выполнения работ). Тем самым организация, получив обусловленную плату по договору, может не исполнять или ненадлежащим образом исполнять свои обязательства перед ТСЖ. В результате такая организация фактически извлекает материальную выгоду из своего положения, аккумулируя денежные средства ТСЖ на своем расчетном счете. Исходя из судебной практики, привлечение организаций-выгодоприобретателей или руководителей таких организаций к субсидиарной ответственности является достаточно сложным с точки зрения доказывания. Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2019 г. N Ф07-13580/2019 по делу N А56-24107/2017 <11> суд отказал в привлечении к субсидиарной ответственности организации-выгодоприобретателя, так как не был доказан факт ее принадлежности к КДЛ.
Статья: Система внутреннего контроля (комплаенс) в предупреждении коррупционных преступлений (зарубежный опыт)
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Таким образом, коррупция в бизнесе - это гораздо больше, чем просто взяточничество. Приведенные выше примеры демонстрируют, что существует множество "серых зон", где деловая практика может быть законной, но подвержена риску злоупотребления, например подарки и гостеприимство. В некоторых странах незаконные методы бизнеса, такие как откаты или взятки, могут быть настолько распространены, что считаются нормой и не вызывают удивления <24>.
(Галлямов О.О.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)Таким образом, коррупция в бизнесе - это гораздо больше, чем просто взяточничество. Приведенные выше примеры демонстрируют, что существует множество "серых зон", где деловая практика может быть законной, но подвержена риску злоупотребления, например подарки и гостеприимство. В некоторых странах незаконные методы бизнеса, такие как откаты или взятки, могут быть настолько распространены, что считаются нормой и не вызывают удивления <24>.