Ответственность за неэффективное использование средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неэффективное использование средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представления контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)...Палата выдала министерству представление... пунктами 4 и 9 которого министерству предложено следующее. Исключить факты неэффективного расходования бюджетных средств при осуществлении министерством закупок. В каждом конкретном случае при решении вопроса об осуществлении закупки для государственных нужд исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (пункт 4); принять меры по решению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности... должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также действия которых повлекли неэффективное расходование бюджетных средств... (пункт 9).
(КонсультантПлюс, 2025)...Палата выдала министерству представление... пунктами 4 и 9 которого министерству предложено следующее. Исключить факты неэффективного расходования бюджетных средств при осуществлении министерством закупок. В каждом конкретном случае при решении вопроса об осуществлении закупки для государственных нужд исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (пункт 4); принять меры по решению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности... должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также действия которых повлекли неэффективное расходование бюджетных средств... (пункт 9).
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...применительно к Закону о контрактной системе в контексте одностороннего расторжения контракта речь идет о возможности применения к участнику мер публично-правовой ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту и, тем самым, срыв государственного заказа и неэффективное расходование бюджетных средств, но не о расторжении заказчиком контракта как об отказе им от неисполняемых обязательств со стороны его контрагента в контексте гражданского законодательства Российской Федерации.
(КонсультантПлюс, 2025)...применительно к Закону о контрактной системе в контексте одностороннего расторжения контракта речь идет о возможности применения к участнику мер публично-правовой ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту и, тем самым, срыв государственного заказа и неэффективное расходование бюджетных средств, но не о расторжении заказчиком контракта как об отказе им от неисполняемых обязательств со стороны его контрагента в контексте гражданского законодательства Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)В научных публикациях ученых обращено на это внимание. Так, подчеркивая необходимость совершенствования бюджетного законодательства, профессор Н.А. Саттарова справедливо отмечает необходимость введения специальной ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, поскольку эффективность использования бюджетных средств - это показатель качества их использования, и далее указывает: "Эффективное использование бюджетных средств должно выступать доминирующим принципом бюджетной деятельности государства и муниципальных образований" <9>. С утверждением о доминирующем принципе бюджетной деятельности, с точки зрения закрепления его таковым в БК РФ, сложно согласиться. Во-первых, в одной отрасли (подотрасли) не может быть доминирование (приоритет) принципов; во-вторых, с точки зрения юридической техники такое закрепление невозможно. А доминирование в целях его надлежащего соблюдения может иметь место путем введения специальной ответственности, обеспечения неотвратимости ответственности за его нарушение.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)В научных публикациях ученых обращено на это внимание. Так, подчеркивая необходимость совершенствования бюджетного законодательства, профессор Н.А. Саттарова справедливо отмечает необходимость введения специальной ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, поскольку эффективность использования бюджетных средств - это показатель качества их использования, и далее указывает: "Эффективное использование бюджетных средств должно выступать доминирующим принципом бюджетной деятельности государства и муниципальных образований" <9>. С утверждением о доминирующем принципе бюджетной деятельности, с точки зрения закрепления его таковым в БК РФ, сложно согласиться. Во-первых, в одной отрасли (подотрасли) не может быть доминирование (приоритет) принципов; во-вторых, с точки зрения юридической техники такое закрепление невозможно. А доминирование в целях его надлежащего соблюдения может иметь место путем введения специальной ответственности, обеспечения неотвратимости ответственности за его нарушение.
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Несмотря на то, что вопросы эффективности расходования бюджетных средств являются, пожалуй, одними из наиболее обсуждаемых, дискуссионных в науке бюджетного права, можно судить о том, что вплоть до настоящего времени указанные параметры в системном виде так и не нашли свое отражение в бюджетном законодательстве. В этом смысле согласимся с О.Г. Воронцовым в том, что можно констатировать наличие дефекта принципа эффективности использования бюджетных средств, для устранения чего указанным автором предлагается ряд мер: установить необходимые ориентиры для оценки эффективности использования бюджетных средств, раскрыть данные ориентиры через выработку в среде контрольных органов общих методологических подходов к оценке эффективности, а также подойти к разрешению вопроса об установлении юридической ответственности за неэффективное использование бюджетных средств <32>.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Несмотря на то, что вопросы эффективности расходования бюджетных средств являются, пожалуй, одними из наиболее обсуждаемых, дискуссионных в науке бюджетного права, можно судить о том, что вплоть до настоящего времени указанные параметры в системном виде так и не нашли свое отражение в бюджетном законодательстве. В этом смысле согласимся с О.Г. Воронцовым в том, что можно констатировать наличие дефекта принципа эффективности использования бюджетных средств, для устранения чего указанным автором предлагается ряд мер: установить необходимые ориентиры для оценки эффективности использования бюджетных средств, раскрыть данные ориентиры через выработку в среде контрольных органов общих методологических подходов к оценке эффективности, а также подойти к разрешению вопроса об установлении юридической ответственности за неэффективное использование бюджетных средств <32>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"14) совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлекшие за собой неэффективное использование бюджетных средств и недостижение общественно значимых результатов национального развития;
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"14) совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлекшие за собой неэффективное использование бюджетных средств и недостижение общественно значимых результатов национального развития;
"Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)22. Независимо от степени эффективности система внутреннего контроля организации может обеспечить лишь разумную уверенность в достижении организацией целей финансовой отчетности. На вероятность их достижения влияют присущие системе внутреннего контроля ограничения. Они связаны с тем, что суждение человека при принятии решения может оказаться неверным и что в системе внутреннего контроля могут возникнуть сбои из-за влияния человеческого фактора. Например, ошибка может быть допущена при разработке средства контроля или при внесении в него изменений. Также функционирование того или иного средства контроля может оказаться неэффективным, в частности, когда информация, полученная для целей внутреннего контроля (например, отчет об отклонениях), используется недостаточно эффективно, поскольку лицо, ответственное за анализ такой информации, не понимает ее назначения или не в состоянии предпринять соответствующие действия.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)22. Независимо от степени эффективности система внутреннего контроля организации может обеспечить лишь разумную уверенность в достижении организацией целей финансовой отчетности. На вероятность их достижения влияют присущие системе внутреннего контроля ограничения. Они связаны с тем, что суждение человека при принятии решения может оказаться неверным и что в системе внутреннего контроля могут возникнуть сбои из-за влияния человеческого фактора. Например, ошибка может быть допущена при разработке средства контроля или при внесении в него изменений. Также функционирование того или иного средства контроля может оказаться неэффективным, в частности, когда информация, полученная для целей внутреннего контроля (например, отчет об отклонениях), используется недостаточно эффективно, поскольку лицо, ответственное за анализ такой информации, не понимает ее назначения или не в состоянии предпринять соответствующие действия.
Статья: Социальная помощь. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Петров Е., Осадчая О., Мезенцева Ю., Воропаева О., Тумин М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)По результатам контрольного мероприятия органу исполнительной власти Пензенской области, ответственному за реализацию на территории области социального контракта, было предложено принять меры, направленные на исключение нецелевого и неэффективного использования средств, выделяемых в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также урегулировать вопросы в части разработки нормативной базы, предусмотренной Методическими рекомендациями Минтруда России.
(Петров Е., Осадчая О., Мезенцева Ю., Воропаева О., Тумин М.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 5)По результатам контрольного мероприятия органу исполнительной власти Пензенской области, ответственному за реализацию на территории области социального контракта, было предложено принять меры, направленные на исключение нецелевого и неэффективного использования средств, выделяемых в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также урегулировать вопросы в части разработки нормативной базы, предусмотренной Методическими рекомендациями Минтруда России.
Путеводитель по судебной практике: Товарный и коммерческий кредит.
Являются ли проценты за пользование коммерческим кредитом платой за пользование деньгами
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учитывая, что ответчик обязательства по контракту надлежащим образом не исполнил, с момента нарушения срока выполнения работ у ответчика прекратилось право на бесплатное пользование авансом. Поскольку источником финансирования работ являются средства федерального бюджета, то предоставление аванса в безвозмездное пользование является мерой экономического стимулирования и поставлено в зависимость от действий генподрядчика по исполнению контракта. В противном случае выплата аванса в безусловные безвозмездные пользования являлась бы неэффективным использованием бюджетных средств. То обстоятельство, что начисление процентов поставлено в зависимость от просрочки исполнения ответчиком обязательств, в том числе к определенному договором сроку, то есть прекращение действия бесплатного (льготного) периода пользования авансом обусловлено исключительно действиями (бездействием) ответчика, не может быть истолковано в контексте применения дополнительной меры ответственности по отношению к неустойке, согласованной в пункте 18.3 контракта. Подлежащая уплате в соответствии с п. 4.17 контракта сумма является платой за кредит, а не мерой ответственности за неисполнение обязательства, поскольку основанием ее требования является в первую очередь факт пользования денежными средствами. Проценты за пользование коммерческим кредитом подлежат уплате независимо от неустойки, поскольку не являются ответственностью. Данный вывод также соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 306-ЭС17-16139, в соответствии с которой, если договор содержит условие о выплате процентов по коммерческому кредиту в случае ненадлежащего исполнения обязательства и за это же нарушение в нем предусмотрена неустойка, то проценты по коммерческому кредиту взыскиваются наряду с неустойкой..."
Являются ли проценты за пользование коммерческим кредитом платой за пользование деньгами
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учитывая, что ответчик обязательства по контракту надлежащим образом не исполнил, с момента нарушения срока выполнения работ у ответчика прекратилось право на бесплатное пользование авансом. Поскольку источником финансирования работ являются средства федерального бюджета, то предоставление аванса в безвозмездное пользование является мерой экономического стимулирования и поставлено в зависимость от действий генподрядчика по исполнению контракта. В противном случае выплата аванса в безусловные безвозмездные пользования являлась бы неэффективным использованием бюджетных средств. То обстоятельство, что начисление процентов поставлено в зависимость от просрочки исполнения ответчиком обязательств, в том числе к определенному договором сроку, то есть прекращение действия бесплатного (льготного) периода пользования авансом обусловлено исключительно действиями (бездействием) ответчика, не может быть истолковано в контексте применения дополнительной меры ответственности по отношению к неустойке, согласованной в пункте 18.3 контракта. Подлежащая уплате в соответствии с п. 4.17 контракта сумма является платой за кредит, а не мерой ответственности за неисполнение обязательства, поскольку основанием ее требования является в первую очередь факт пользования денежными средствами. Проценты за пользование коммерческим кредитом подлежат уплате независимо от неустойки, поскольку не являются ответственностью. Данный вывод также соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 306-ЭС17-16139, в соответствии с которой, если договор содержит условие о выплате процентов по коммерческому кредиту в случае ненадлежащего исполнения обязательства и за это же нарушение в нем предусмотрена неустойка, то проценты по коммерческому кредиту взыскиваются наряду с неустойкой..."
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Вопросам нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности следует уделить особое внимание. В действующем БК РФ закреплены четыре состава правонарушения, предусматривающие ответственность за нарушение порядка расходования бюджетных средств (нецелевое использование бюджетных средств и три относительно бюджетного кредита) <6>. Однако практика контролирующих органов к нарушениям бюджетного законодательства относит также неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств, в том числе принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Вопросам нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности следует уделить особое внимание. В действующем БК РФ закреплены четыре состава правонарушения, предусматривающие ответственность за нарушение порядка расходования бюджетных средств (нецелевое использование бюджетных средств и три относительно бюджетного кредита) <6>. Однако практика контролирующих органов к нарушениям бюджетного законодательства относит также неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств, в том числе принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.
Статья: Общественный финансовый контроль публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет с многообразием источников ценовой информации, а также ЕИС, содержащая информацию, обязательную к размещению всеми заказчиками, позволяет инициативным гражданам оперативно (в режиме реального времени) найти и сопоставить данные о полученных по контракту конкретным заказчиком продукции или результате работ, услуг с данными по факту, провести сравнительный анализ суммы, израсходованной из соответствующего бюджета на приобретенную продукцию, с данными о цене продукции, реализуемой на функционирующем рынке. При получении данных, свидетельствующих о приобретении товаров, работ, услуг по завышенной стоимости, информация направляется в органы финансового контроля для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к ответственности за неэффективный расход бюджетных средств.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет с многообразием источников ценовой информации, а также ЕИС, содержащая информацию, обязательную к размещению всеми заказчиками, позволяет инициативным гражданам оперативно (в режиме реального времени) найти и сопоставить данные о полученных по контракту конкретным заказчиком продукции или результате работ, услуг с данными по факту, провести сравнительный анализ суммы, израсходованной из соответствующего бюджета на приобретенную продукцию, с данными о цене продукции, реализуемой на функционирующем рынке. При получении данных, свидетельствующих о приобретении товаров, работ, услуг по завышенной стоимости, информация направляется в органы финансового контроля для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к ответственности за неэффективный расход бюджетных средств.
Статья: ВС РФ: неэффективность доказана контрольным органом!
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В настоящее время административная или уголовная ответственность за неэффективное использование бюджетных средств отсутствует. Но если такое нарушение выявляется в ходе проверки, это зачастую становится причиной применения в отношении должностных лиц дисциплинарных мер, таких как выговор, замечание или понижение в должности (увольнение). Это связано с тем, что неэффективное использование бюджетных средств рассматривается как проявление ненадлежащего исполнения служебных обязанностей и нарушение принципов финансовой дисциплины.
(Суворова Т.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В настоящее время административная или уголовная ответственность за неэффективное использование бюджетных средств отсутствует. Но если такое нарушение выявляется в ходе проверки, это зачастую становится причиной применения в отношении должностных лиц дисциплинарных мер, таких как выговор, замечание или понижение в должности (увольнение). Это связано с тем, что неэффективное использование бюджетных средств рассматривается как проявление ненадлежащего исполнения служебных обязанностей и нарушение принципов финансовой дисциплины.
Статья: Ответственность за нарушения актов нормирования закупок
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Правовая оценка суда: заключение заказчиком спорных договоров аренды действительно нарушает акты нормирования закупок, однако расходы произведены в целях осуществления текущей деятельности и не нарушают положений ст. 34, 162 БК РФ. Спорные договоры приняты на учет по коду вида расхода 244, по которому осуществлялись расходы на содержание закрепленных за заказчиком транспортных средств, вышедших из строя. Указанные расходы были вынужденными, что подтверждает последующая передача заказчику двух новых транспортных средств. Произведенные расходы нельзя расценивать как неэффективное использование денежных средств, т.к. контрольным органом не доказана возможность аренды транспортных средств по более низкой стоимости <10>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Правовая оценка суда: заключение заказчиком спорных договоров аренды действительно нарушает акты нормирования закупок, однако расходы произведены в целях осуществления текущей деятельности и не нарушают положений ст. 34, 162 БК РФ. Спорные договоры приняты на учет по коду вида расхода 244, по которому осуществлялись расходы на содержание закрепленных за заказчиком транспортных средств, вышедших из строя. Указанные расходы были вынужденными, что подтверждает последующая передача заказчику двух новых транспортных средств. Произведенные расходы нельзя расценивать как неэффективное использование денежных средств, т.к. контрольным органом не доказана возможность аренды транспортных средств по более низкой стоимости <10>.
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Органами ВГ(М)ФК указанные нарушения квалифицируются как нецелевое, неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств. В целях устранения выявленных нарушений объектам контроля направляются обязательные для исполнения представления (предписания) с требованием обеспечить возврат незаконно использованных бюджетных средств.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Органами ВГ(М)ФК указанные нарушения квалифицируются как нецелевое, неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств. В целях устранения выявленных нарушений объектам контроля направляются обязательные для исполнения представления (предписания) с требованием обеспечить возврат незаконно использованных бюджетных средств.
Статья: Нивелирование правовых рисков института государственного финансового контроля на примере валютной политики государства
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В России наравне с научно-консультативными советами при различных органах публичной власти действуют два ведомства, ответственных за аудит, со схожими до степени смешения для обывателя полномочиями и функциями: Федеральное казначейство (Федеральная служба) и Счетная палата Российской Федерации. Исходя из административно-правовой характеристики статуса первого ведомства <4>, можно отметить, что оно входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и подведомственно Министерству финансов РФ. Для осуществления функций внутреннего аудита с целью выявления и нивелирования бюджетных правонарушений <5>, таких как нецелевое или неэффективное расходование средств, Федеральное казначейство получает финансирование из федерального бюджета бюджетной системы. Кроме того, руководитель Федерального казначейства и иные должностные лица имеют ограничения, установленные для должностных лиц, находящихся на государственной гражданской службе, не обладают правом критиковать вопросы деятельности и государственную политику публично или посредством СМИ.
(Лапина М.А., Завьялов М.М., Литвин А.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В России наравне с научно-консультативными советами при различных органах публичной власти действуют два ведомства, ответственных за аудит, со схожими до степени смешения для обывателя полномочиями и функциями: Федеральное казначейство (Федеральная служба) и Счетная палата Российской Федерации. Исходя из административно-правовой характеристики статуса первого ведомства <4>, можно отметить, что оно входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и подведомственно Министерству финансов РФ. Для осуществления функций внутреннего аудита с целью выявления и нивелирования бюджетных правонарушений <5>, таких как нецелевое или неэффективное расходование средств, Федеральное казначейство получает финансирование из федерального бюджета бюджетной системы. Кроме того, руководитель Федерального казначейства и иные должностные лица имеют ограничения, установленные для должностных лиц, находящихся на государственной гражданской службе, не обладают правом критиковать вопросы деятельности и государственную политику публично или посредством СМИ.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)1) произвести улучшение прозрачности и ответственности благодаря возможности понять, как именно расходуются бюджетные средства различными подразделениями Управления;
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)1) произвести улучшение прозрачности и ответственности благодаря возможности понять, как именно расходуются бюджетные средства различными подразделениями Управления;
Статья: Надзор в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Токтаньязов А.Б.)
("Законность", 2023, N 1)В ходе осуществления прокурорского надзора встречаются случаи, как указано выше, когда заказчики, подписывая акты по форме КС-3, не подписывают акты по форме КС-2, снимая с себя ответственность за неполноту исполнения контракта и неэффективное использование бюджетных средств.
(Токтаньязов А.Б.)
("Законность", 2023, N 1)В ходе осуществления прокурорского надзора встречаются случаи, как указано выше, когда заказчики, подписывая акты по форме КС-3, не подписывают акты по форме КС-2, снимая с себя ответственность за неполноту исполнения контракта и неэффективное использование бюджетных средств.