Ответственность за неэффективное использование средств



Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неэффективное использование средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Представления контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)
...Палата выдала министерству представление... пунктами 4 и 9 которого министерству предложено следующее. Исключить факты неэффективного расходования бюджетных средств при осуществлении министерством закупок. В каждом конкретном случае при решении вопроса об осуществлении закупки для государственных нужд исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (пункт 4); принять меры по решению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности... должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также действия которых повлекли неэффективное расходование бюджетных средств... (пункт 9).
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)
...применительно к Закону о контрактной системе в контексте одностороннего расторжения контракта речь идет о возможности применения к участнику мер публично-правовой ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту и, тем самым, срыв государственного заказа и неэффективное расходование бюджетных средств, но не о расторжении заказчиком контракта как об отказе им от неисполняемых обязательств со стороны его контрагента в контексте гражданского законодательства Российской Федерации.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)
В научных публикациях ученых обращено на это внимание. Так, подчеркивая необходимость совершенствования бюджетного законодательства, профессор Н.А. Саттарова справедливо отмечает необходимость введения специальной ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, поскольку эффективность использования бюджетных средств - это показатель качества их использования, и далее указывает: "Эффективное использование бюджетных средств должно выступать доминирующим принципом бюджетной деятельности государства и муниципальных образований" <9>. С утверждением о доминирующем принципе бюджетной деятельности, с точки зрения закрепления его таковым в БК РФ, сложно согласиться. Во-первых, в одной отрасли (подотрасли) не может быть доминирование (приоритет) принципов; во-вторых, с точки зрения юридической техники такое закрепление невозможно. А доминирование в целях его надлежащего соблюдения может иметь место путем введения специальной ответственности, обеспечения неотвратимости ответственности за его нарушение.
Статья: Эффективность использования институтами развития бюджетных средств
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)
Несмотря на то, что вопросы эффективности расходования бюджетных средств являются, пожалуй, одними из наиболее обсуждаемых, дискуссионных в науке бюджетного права, можно судить о том, что вплоть до настоящего времени указанные параметры в системном виде так и не нашли свое отражение в бюджетном законодательстве. В этом смысле согласимся с О.Г. Воронцовым в том, что можно констатировать наличие дефекта принципа эффективности использования бюджетных средств, для устранения чего указанным автором предлагается ряд мер: установить необходимые ориентиры для оценки эффективности использования бюджетных средств, раскрыть данные ориентиры через выработку в среде контрольных органов общих методологических подходов к оценке эффективности, а также подойти к разрешению вопроса об установлении юридической ответственности за неэффективное использование бюджетных средств <32>.
показать больше документов

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
14) совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлекшие за собой неэффективное использование бюджетных средств и недостижение общественно значимых результатов национального развития;
"Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.10.2021 N 163н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
22. Независимо от степени эффективности система внутреннего контроля организации может обеспечить лишь разумную уверенность в достижении организацией целей финансовой отчетности. На вероятность их достижения влияют присущие системе внутреннего контроля ограничения. Они связаны с тем, что суждение человека при принятии решения может оказаться неверным и что в системе внутреннего контроля могут возникнуть сбои из-за влияния человеческого фактора. Например, ошибка может быть допущена при разработке средства контроля или при внесении в него изменений. Также функционирование того или иного средства контроля может оказаться неэффективным, в частности, когда информация, полученная для целей внутреннего контроля (например, отчет об отклонениях), используется недостаточно эффективно, поскольку лицо, ответственное за анализ такой информации, не понимает ее назначения или не в состоянии предпринять соответствующие действия.
показать больше документов