Ответственность за нарушение 59-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение 59-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
Позиция ВАС РФ: Договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя-экспедитора перед клиентами по договору транспортной экспедиции и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731
Применимые нормы: ст. 929, п. 1 ст. 932 ГК РФПозиция ВАС РФ: Договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя-экспедитора перед клиентами по договору транспортной экспедиции и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731
Применимые нормы: ст. 929, п. 1 ст. 932 ГК РФПозиция ВАС РФ: Договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя-экспедитора перед клиентами по договору транспортной экспедиции и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выпуская 7 февраля 2013 г. заключение на законопроект N 191991-6 "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указал, что поддерживает его, однако считает, что в ходе дальнейшей работы над его текстом целесообразно рассмотреть вопрос о возможности уточнения состава предлагаемого административного правонарушения <2>. К сожалению, текст ст. 5.59 КоАП РФ в текущей редакции не учитывает справедливые замечания профильного Комитета Государственной Думы.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выпуская 7 февраля 2013 г. заключение на законопроект N 191991-6 "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указал, что поддерживает его, однако считает, что в ходе дальнейшей работы над его текстом целесообразно рассмотреть вопрос о возможности уточнения состава предлагаемого административного правонарушения <2>. К сожалению, текст ст. 5.59 КоАП РФ в текущей редакции не учитывает справедливые замечания профильного Комитета Государственной Думы.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) принимает обращение к рассмотрению и запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в органе внутренних дел по месту совершения нарушений законодательства Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ), а при получении данных документов и материалов дает ответ автору обращения (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ). В этом случае должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2 ст. 12 Закона N 59-ФЗ). Ответственность за нарушение срока рассмотрения обращения и срока предоставления документов и материалов в данном случае каждый орган несет в пределах нарушений, допущенных именно им.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) принимает обращение к рассмотрению и запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в органе внутренних дел по месту совершения нарушений законодательства Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ), а при получении данных документов и материалов дает ответ автору обращения (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ). В этом случае должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2 ст. 12 Закона N 59-ФЗ). Ответственность за нарушение срока рассмотрения обращения и срока предоставления документов и материалов в данном случае каждый орган несет в пределах нарушений, допущенных именно им.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"19. Перевозчик в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза.
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"19. Перевозчик в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза.
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4.1. Экспедитор в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции.
(ред. от 07.06.2025)
"О транспортно-экспедиционной деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4.1. Экспедитор в соответствии со статьей 932 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции.
Статья: Иск к нотариусу о компенсации морального вреда: проблемы доказывания
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Нотариус, как показывает судебная практика, может быть привлечен к административной ответственности и на этом основании стать ответчиком по иску о компенсации морального вреда. Речь идет о распространении на нотариусов положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следствием такого допущения является привлечение нотариуса к ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за несоблюдение 30-дневного срока ответа на обращение гражданина (ст. 12 Закона N 59-ФЗ), а впоследствии суды удовлетворяют иски о компенсации морального вреда за нарушение конституционного права граждан на обращение. Так, суд взыскал с нотариуса компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей (истец просил суд о взыскании в его пользу 20 000 рублей) и указал в решении, что до этого нотариус был привлечен к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. При этом без внимания остались возражения нотариуса, указавшего, что никаких доказательств нравственных переживаний истец не представил. В судебном решении отмечено: "...любое неправомерное действие (бездействие) государственного органа, должностного лица вызывает у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишает его полностью или частично психического благополучия" <4>. Распространение на нотариусов автоматически статуса и границ ответственности должностных лиц является по меньшей мере спорным, на что указывается отдельными авторами <5>. Однако и в приведенном случае нет прямой связи между иском о компенсации морального вреда и ошибочными (незаконными) нотариальными актами.
(Катукова С.Ю.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 9)Нотариус, как показывает судебная практика, может быть привлечен к административной ответственности и на этом основании стать ответчиком по иску о компенсации морального вреда. Речь идет о распространении на нотариусов положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следствием такого допущения является привлечение нотариуса к ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за несоблюдение 30-дневного срока ответа на обращение гражданина (ст. 12 Закона N 59-ФЗ), а впоследствии суды удовлетворяют иски о компенсации морального вреда за нарушение конституционного права граждан на обращение. Так, суд взыскал с нотариуса компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей (истец просил суд о взыскании в его пользу 20 000 рублей) и указал в решении, что до этого нотариус был привлечен к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. При этом без внимания остались возражения нотариуса, указавшего, что никаких доказательств нравственных переживаний истец не представил. В судебном решении отмечено: "...любое неправомерное действие (бездействие) государственного органа, должностного лица вызывает у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишает его полностью или частично психического благополучия" <4>. Распространение на нотариусов автоматически статуса и границ ответственности должностных лиц является по меньшей мере спорным, на что указывается отдельными авторами <5>. Однако и в приведенном случае нет прямой связи между иском о компенсации морального вреда и ошибочными (незаконными) нотариальными актами.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо предусмотренных данным Законом общих норм в отдельных нормативных актах предусматриваются специальные правила административного оспаривания решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями. К примеру, такие нормы закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", гл. 2.1 которого предусмотрены специальные правила досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, привлеченных многофункциональным центром для осуществления своих функций, или их работников. В пояснительной записке к законопроекту, которым было предусмотрено дополнение положений данного Федерального закона приведенными положениями гл. 2.1, отмечалось, что эти нормы направлены на более оперативное рассмотрение жалоб заявителей, чем это осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Кроме того, этими специальными нормами предусмотрен более широкий перечень организационных возможностей по подаче жалобы, а в отношении должностных лиц установлены более жесткие меры административной ответственности за ненадлежащее ее рассмотрение.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо предусмотренных данным Законом общих норм в отдельных нормативных актах предусматриваются специальные правила административного оспаривания решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями. К примеру, такие нормы закреплены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", гл. 2.1 которого предусмотрены специальные правила досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника многофункционального центра, а также организаций, привлеченных многофункциональным центром для осуществления своих функций, или их работников. В пояснительной записке к законопроекту, которым было предусмотрено дополнение положений данного Федерального закона приведенными положениями гл. 2.1, отмечалось, что эти нормы направлены на более оперативное рассмотрение жалоб заявителей, чем это осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Кроме того, этими специальными нормами предусмотрен более широкий перечень организационных возможностей по подаче жалобы, а в отношении должностных лиц установлены более жесткие меры административной ответственности за ненадлежащее ее рассмотрение.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Не запрещается направлять жалобу на незаконность и (или) необоснованность принятого дознавателем (начальником подразделения дознания, начальником органа дознания) решения (осуществленного действия, бездействия) также вышестоящему должностному лицу. Но такая жалоба уже будет не в порядке ст. 122 и 123 УПК РФ, а на основании ст. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Не запрещается направлять жалобу на незаконность и (или) необоснованность принятого дознавателем (начальником подразделения дознания, начальником органа дознания) решения (осуществленного действия, бездействия) также вышестоящему должностному лицу. Но такая жалоба уже будет не в порядке ст. 122 и 123 УПК РФ, а на основании ст. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статья: Место и роль МЧС России в системе органов исполнительной власти
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)<4> Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А. Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности // Юрист. 2022. N 5. С. 70 - 73.
(Семенова У.С., Шеншин В.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)<4> Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А. Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности // Юрист. 2022. N 5. С. 70 - 73.
Статья: О классификации административных деликтов, выявляемых в правовой системе Российской Федерации
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)<27> Например, отмена или изменение решения по административному делу, признание действий (бездействия), иных решений незаконными с возложением обязанности принять новое решение по делу и устранить нарушение иным способом в установленный срок, в специальном процессуальном порядке, урегулированном КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060; и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)<27> Например, отмена или изменение решения по административному делу, признание действий (бездействия), иных решений незаконными с возложением обязанности принять новое решение по делу и устранить нарушение иным способом в установленный срок, в специальном процессуальном порядке, урегулированном КАС РФ, АПК РФ, КоАП РФ, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060; и др.
Ситуация: Как обменять или вернуть лекарственные препараты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае срок рассмотрения обращения в Роспотребнадзоре составляет 30 дней со дня его регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае срок рассмотрения обращения в Роспотребнадзоре составляет 30 дней со дня его регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
Ситуация: Что делать, если исполнитель работ (услуг) не признает наступление гарантийного случая?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если исполнитель работ (услуг) не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. п. 2, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если исполнитель работ (услуг) не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. п. 2, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен с 18 марта 2020 г. Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 59-ФЗ <33>, которым аналогичное положение, касающееся перевозчика, закреплено во введенной ч. 19 ст. 34 "Ответственность перевозчика, фрахтовщика" УАТ РФ: перевозчик в соответствии с названной ст. 932 части второй ГК РФ вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен с 18 марта 2020 г. Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 59-ФЗ <33>, которым аналогичное положение, касающееся перевозчика, закреплено во введенной ч. 19 ст. 34 "Ответственность перевозчика, фрахтовщика" УАТ РФ: перевозчик в соответствии с названной ст. 932 части второй ГК РФ вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора перевозки груза.
Статья: Компенсация за фактическую потерю времени: некоторые проблемы правоприменительной практики
(Зайков Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Злоупотребление правом как общественная, правовая, социальная, профессиональная проблема имеет широкое распространение. Противодействие этому явлению осуществляется различными способами, основным из которых является правовая регламентация недопустимости злоупотребления правом и установление ответственности за ее нарушение <1>.
(Зайков Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Злоупотребление правом как общественная, правовая, социальная, профессиональная проблема имеет широкое распространение. Противодействие этому явлению осуществляется различными способами, основным из которых является правовая регламентация недопустимости злоупотребления правом и установление ответственности за ее нарушение <1>.
Статья: Проблемные аспекты участия кредитора в рассмотрении споров об административной ответственности арбитражного управляющего
(Коробов О.А., Дундукова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)В случае выявления в ходе проверки фактов нарушения управляющим положений законодательства о банкротстве орган Росреестра составляет протокол об административном нарушении, на основании которого в арбитражный суд направляется заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. О результатах административного расследования (о составлении в отношении управляющего протокола и направлении в суд заявления) кредитор, обратившийся с заявлением в орган Росреестра, уведомляется письмом в соответствии с общими правилами рассмотрения обращений лиц в государственные органы <3>.
(Коробов О.А., Дундукова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 8)В случае выявления в ходе проверки фактов нарушения управляющим положений законодательства о банкротстве орган Росреестра составляет протокол об административном нарушении, на основании которого в арбитражный суд направляется заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. О результатах административного расследования (о составлении в отношении управляющего протокола и направлении в суд заявления) кредитор, обратившийся с заявлением в орган Росреестра, уведомляется письмом в соответствии с общими правилами рассмотрения обращений лиц в государственные органы <3>.