Ответственность за формирование учетной политики
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за формирование учетной политики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: По общему правилу исполнитель не разделяет с заказчиком риск недостижения результата оказания услуг, ради которого заключается договор
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2025)
Применимые нормы: п. 1 ст. 779 ГК РФПо смыслу ст. 779 ГК РФ исполнитель по общему правилу не разделяет с заказчиком риск недостижения результата, ради которого заключается договор. В связи с этим, например, налоговый консультант не может в буквальном смысле нести имущественную ответственность за результаты налоговой проверки заказчика и оценку его финансово-хозяйственной деятельности, которая в будущем будет дана налоговым органом, даже если полученные от консультанта советы (методики) заказчик учел при формировании учетной политики.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2025)
Применимые нормы: п. 1 ст. 779 ГК РФПо смыслу ст. 779 ГК РФ исполнитель по общему правилу не разделяет с заказчиком риск недостижения результата, ради которого заключается договор. В связи с этим, например, налоговый консультант не может в буквальном смысле нести имущественную ответственность за результаты налоговой проверки заказчика и оценку его финансово-хозяйственной деятельности, которая в будущем будет дана налоговым органом, даже если полученные от консультанта советы (методики) заказчик учел при формировании учетной политики.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением по требованиям инспекции регистров бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов и карточек счетов бухгалтерского учета. Суд признал привлечение к ответственности правомерным. Согласно учетной политике общества бухгалтерский учет ведется в регистрах, предусмотренных используемой бухгалтерской программой, регистрами бухгалтерского учета являются оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета и главная книга. Проанализировав полученные налоговым органом от общества до начала проверки карточки счета 76, сформированные налогоплательщиком с использованием программы 1С бухгалтерия, суд указал, что фактически налогоплательщик использовал в качестве регистра бухгалтерского учета карточки счетов, соответственно, у него имелась возможность их представить по требованиям налогового органа. Отклоняя довод общества о том, что им по требованиям инспекции были представлены оборотно-сальдовые ведомости, которые содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные регистрами бухгалтерского учета, суд отметил, что оборотно-сальдовые ведомости не содержали ссылок на первичные документы, не имели хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением по требованиям инспекции регистров бухгалтерского учета в соответствии с рабочим планом счетов и карточек счетов бухгалтерского учета. Суд признал привлечение к ответственности правомерным. Согласно учетной политике общества бухгалтерский учет ведется в регистрах, предусмотренных используемой бухгалтерской программой, регистрами бухгалтерского учета являются оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета и главная книга. Проанализировав полученные налоговым органом от общества до начала проверки карточки счета 76, сформированные налогоплательщиком с использованием программы 1С бухгалтерия, суд указал, что фактически налогоплательщик использовал в качестве регистра бухгалтерского учета карточки счетов, соответственно, у него имелась возможность их представить по требованиям налогового органа. Отклоняя довод общества о том, что им по требованиям инспекции были представлены оборотно-сальдовые ведомости, которые содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные регистрами бухгалтерского учета, суд отметил, что оборотно-сальдовые ведомости не содержали ссылок на первичные документы, не имели хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2);
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Примечание. Учитывая то внимание, которое налоговые органы стали уделять вопросу деления расходов на прямые и косвенные, советуем при формировании учетной политики более ответственно подойти к вопросу формирования перечня прямых расходов.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Примечание. Учитывая то внимание, которое налоговые органы стали уделять вопросу деления расходов на прямые и косвенные, советуем при формировании учетной политики более ответственно подойти к вопросу формирования перечня прямых расходов.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)126. Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)126. Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)По смыслу статьи 779 ГК РФ исполнитель, по общему правилу, не разделяет с заказчиком риск недостижения результата, ради которого заключается договор. В связи с этим, например, налоговый консультант не может в буквальном смысле нести имущественную ответственность за результаты налоговой проверки заказчика и оценку его финансово-хозяйственной деятельности, которая в будущем будет дана налоговым органом, даже если полученные от консультанта советы (методики) были учтены заказчиком при формировании своей учетной политики.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)По смыслу статьи 779 ГК РФ исполнитель, по общему правилу, не разделяет с заказчиком риск недостижения результата, ради которого заключается договор. В связи с этим, например, налоговый консультант не может в буквальном смысле нести имущественную ответственность за результаты налоговой проверки заказчика и оценку его финансово-хозяйственной деятельности, которая в будущем будет дана налоговым органом, даже если полученные от консультанта советы (методики) были учтены заказчиком при формировании своей учетной политики.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)В случае когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога (элемента налоговой базы), исходя из действующих положений налогового законодательства, методических рекомендаций и консультаций Минфина РФ и налоговых органов РФ по его применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)В случае когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога (элемента налоговой базы), исходя из действующих положений налогового законодательства, методических рекомендаций и консультаций Минфина РФ и налоговых органов РФ по его применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.
Статья: О применении унифицированных форм электронных первичных учетных документов
(Батура Е.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Информация о переходе на использование унифицированных форм должна быть внесена в учетную политику учреждения. Также необходимо определить лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов, указать сроки их отражения в учете, внести коррективы в график документооборота.
(Батура Е.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Информация о переходе на использование унифицированных форм должна быть внесена в учетную политику учреждения. Также необходимо определить лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов, указать сроки их отражения в учете, внести коррективы в график документооборота.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Представляется логичным, что лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, и должно формировать учетную политику. Это формирование заключается в подготовке внутреннего нормативного документа - положения (стандарта) по учетной политике организации, которое должно быть подписано ответственным лицом (как правило, главным бухгалтером). В свою очередь, руководитель организации своим приказом должен утвердить разработанный документ и ввести его в действие. На практике нередко допускается ошибка, при которой в организации выпускается один документ - приказ, в котором утверждаются основные положения учетной политики. Такой вариант возможен, только если руководитель экономического субъекта ведет учет лично.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Представляется логичным, что лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, и должно формировать учетную политику. Это формирование заключается в подготовке внутреннего нормативного документа - положения (стандарта) по учетной политике организации, которое должно быть подписано ответственным лицом (как правило, главным бухгалтером). В свою очередь, руководитель организации своим приказом должен утвердить разработанный документ и ввести его в действие. На практике нередко допускается ошибка, при которой в организации выпускается один документ - приказ, в котором утверждаются основные положения учетной политики. Такой вариант возможен, только если руководитель экономического субъекта ведет учет лично.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Учитывая то внимание, которое налоговые органы уделяют вопросу деления расходов на прямые и косвенные, советуем при формировании учетной политики более ответственно подойти к вопросу формирования перечня прямых расходов.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Учитывая то внимание, которое налоговые органы уделяют вопросу деления расходов на прямые и косвенные, советуем при формировании учетной политики более ответственно подойти к вопросу формирования перечня прямых расходов.
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)В другом деле суд кассационной инстанции не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что "наличие само по себе решения налогового органа о привлечении АО "П." к ответственности за совершение налогового правонарушения не свидетельствует о наличии вины его директора К. в причинении убытков Обществу, поскольку материалами дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о непосредственном участии директора в разработке тех или иных схем уклонения от уплаты налогов... Фактически Общество было привлечено к налоговой ответственности вследствие выявления неправильного ведения бухгалтерского учета". Суд кассационной инстанции, ссылаясь на положения Налогового кодекса, Закона о бухгалтерском учете и Постановление Пленума ВАС РФ N 62, указал: "Поскольку ответчик являлся руководителем Общества, а также ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, должен был предпринять необходимые меры, направленные на избежание убытков. Директор, будучи назначенным единоличным исполнительным органом Общества, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, при добросовестном осуществлении своих полномочий обязан не допускать либо своевременно устранять налоговые правонарушения, предъявленные Обществу в рамках налоговой проверки, а также предпринять необходимые меры, направленные на избежание убытков" <1> (выделено нами. - И.Ш.).
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)В другом деле суд кассационной инстанции не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что "наличие само по себе решения налогового органа о привлечении АО "П." к ответственности за совершение налогового правонарушения не свидетельствует о наличии вины его директора К. в причинении убытков Обществу, поскольку материалами дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о непосредственном участии директора в разработке тех или иных схем уклонения от уплаты налогов... Фактически Общество было привлечено к налоговой ответственности вследствие выявления неправильного ведения бухгалтерского учета". Суд кассационной инстанции, ссылаясь на положения Налогового кодекса, Закона о бухгалтерском учете и Постановление Пленума ВАС РФ N 62, указал: "Поскольку ответчик являлся руководителем Общества, а также ответственным лицом за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, должен был предпринять необходимые меры, направленные на избежание убытков. Директор, будучи назначенным единоличным исполнительным органом Общества, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, при добросовестном осуществлении своих полномочий обязан не допускать либо своевременно устранять налоговые правонарушения, предъявленные Обществу в рамках налоговой проверки, а также предпринять необходимые меры, направленные на избежание убытков" <1> (выделено нами. - И.Ш.).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Представляется логичным, что лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, и должно формировать учетную политику. Это формирование заключается в подготовке внутреннего нормативного документа - положения (стандарта) по учетной политике организации, которое должно быть подписано ответственным лицом (как правило, главным бухгалтером). В свою очередь, руководитель организации своим приказом должен утвердить разработанный документ и ввести его в действие. На практике нередко допускается ошибка, при которой в организации выпускается один документ (приказ), в котором утверждаются основные положения учетной политики. Такой вариант возможен, только если руководитель экономического субъекта ведет учет лично.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Представляется логичным, что лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, и должно формировать учетную политику. Это формирование заключается в подготовке внутреннего нормативного документа - положения (стандарта) по учетной политике организации, которое должно быть подписано ответственным лицом (как правило, главным бухгалтером). В свою очередь, руководитель организации своим приказом должен утвердить разработанный документ и ввести его в действие. На практике нередко допускается ошибка, при которой в организации выпускается один документ (приказ), в котором утверждаются основные положения учетной политики. Такой вариант возможен, только если руководитель экономического субъекта ведет учет лично.
Статья: Банку доначислили налог из-за некачественной работы консультантов. Как взыскать убытки?
(Севастьянова Ю.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 1)Из приведенных положений вытекает, что исполнитель, по общему правилу, не разделяет с заказчиком риск недостижения результата, ради которого заключается договор. В связи с этим, например, налоговый консультант не может в буквальном смысле нести имущественную ответственность за результаты налоговой проверки заказчика и оценку его финансово-хозяйственной деятельности, которая будет дана налоговым органом, даже если полученные от консультанта советы (методики) были учтены заказчиком при формировании его учетной политики.
(Севастьянова Ю.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 1)Из приведенных положений вытекает, что исполнитель, по общему правилу, не разделяет с заказчиком риск недостижения результата, ради которого заключается договор. В связи с этим, например, налоговый консультант не может в буквальном смысле нести имущественную ответственность за результаты налоговой проверки заказчика и оценку его финансово-хозяйственной деятельности, которая будет дана налоговым органом, даже если полученные от консультанта советы (методики) были учтены заказчиком при формировании его учетной политики.
Вопрос: Как оформить ремонт основного средства в целях бухгалтерского и налогового учета?
(Консультация эксперта, 2025)Формы первичных учетных документов руководитель определяет самостоятельно в учетной политике по представлению должностного лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
(Консультация эксперта, 2025)Формы первичных учетных документов руководитель определяет самостоятельно в учетной политике по представлению должностного лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Готовое решение: Какие операции отражаются на счете 105 39 "Наценка на товары - иное движимое имущество учреждения"
(КонсультантПлюс, 2025)Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведите в разрезе ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 126 Инструкции N 157н).
(КонсультантПлюс, 2025)Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведите в разрезе ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 126 Инструкции N 157н).
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Учитывая то внимание, которое налоговые органы стали уделять вопросу деления расходов на прямые и косвенные, советуем при формировании учетной политики более ответственно подойти к вопросу формирования перечня прямых расходов.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Внимание! Учитывая то внимание, которое налоговые органы стали уделять вопросу деления расходов на прямые и косвенные, советуем при формировании учетной политики более ответственно подойти к вопросу формирования перечня прямых расходов.