Ответственность услуги связи
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность услуги связи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор оказания услуг связи
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии со статьей 34 Закона N 176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии со статьей 34 Закона N 176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 784 "Общие положения о перевозке" ГК РФ"Разрешая спор, мировой судья, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 801, 784, 785, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", исходил из того, что перевозка груза осуществлялась по поручению и в интересах ответчика, являющегося грузоперевозчиком. Поскольку в правоотношениях с истцом Ч. выступает в качестве клиента по договору транспортной экспедиции, учитывая, что услуги оказаны в полном объеме, но оплачены частично, то именно клиент должен нести ответственность за неоплату услуг, в связи с чем взыскал с Ч. стоимость услуги 25987,50 руб., а также проценты за неисполнение денежного обязательства на основании ст. 395 ГК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на оказание услуг связиАдминистративная ответственность
Статья: Об ответственности за нарушения в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи
(Лимонникова А.С.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1
(Лимонникова А.С.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 35. Ответственность пользователей услуг почтовой связи
(ред. от 31.07.2025)
"О почтовой связи"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 35. Ответственность пользователей услуг почтовой связи
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2025 N 37-П
"По делу о проверке конституционности статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"По делу о проверке конституционности статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Действующее законодательство предусматривает возможность постановки посмертного правопреемства в зависимость от условий договора, заключенного наследником, а также от согласия других участников конкретного гражданского правоотношения. Такое условное правопреемство установлено, в частности, в отношении прав и обязанностей участника общества с ограниченной ответственностью, абонента услуг связи. Обязанности дарителя в консенсуальном дарении наследуются, если иное не предусмотрено договором, преемство в правах и обязанностях участника простого товарищества может быть предусмотрено договором или соглашением между наследником и оставшимися участниками и т.д. Вместе с тем нельзя не учитывать один из принципов гражданского законодательства - принцип свободы договора. Поэтому неслучайно в правовой литературе возникла дискуссия об установлении приоритета между нормами наследственного права и условиями договора, предусматривающими его прекращение со смертью стороны.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Действующее законодательство предусматривает возможность постановки посмертного правопреемства в зависимость от условий договора, заключенного наследником, а также от согласия других участников конкретного гражданского правоотношения. Такое условное правопреемство установлено, в частности, в отношении прав и обязанностей участника общества с ограниченной ответственностью, абонента услуг связи. Обязанности дарителя в консенсуальном дарении наследуются, если иное не предусмотрено договором, преемство в правах и обязанностях участника простого товарищества может быть предусмотрено договором или соглашением между наследником и оставшимися участниками и т.д. Вместе с тем нельзя не учитывать один из принципов гражданского законодательства - принцип свободы договора. Поэтому неслучайно в правовой литературе возникла дискуссия об установлении приоритета между нормами наследственного права и условиями договора, предусматривающими его прекращение со смертью стороны.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное положение означает, что действия, например, заказчика, который принял услуги, но не оплатил их, а затем при взыскании задолженности и неустойки в суде заявил о незаключенности договора ввиду несогласования технических показателей качества услуг связи, могут быть расценены как недобросовестное поведение (попытка избежать ответственности за нарушение обязательств по оплате). Соответственно, такое заявление, скорее всего, не будет принято во внимание с учетом положений п. 3 ст. 432 ГК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Указанное положение означает, что действия, например, заказчика, который принял услуги, но не оплатил их, а затем при взыскании задолженности и неустойки в суде заявил о незаключенности договора ввиду несогласования технических показателей качества услуг связи, могут быть расценены как недобросовестное поведение (попытка избежать ответственности за нарушение обязательств по оплате). Соответственно, такое заявление, скорее всего, не будет принято во внимание с учетом положений п. 3 ст. 432 ГК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В практике часто ссылка на эти нормы позволяют операторам связи избежать ответственности за нарушение, в частности, законодательства о рекламе. Так, пунктом 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" установлено, что оператор связи не несет ответственности за содержание информации, передаваемой (получаемой) абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи. В одном деле УФАС был сделан вывод, что общество не осуществляло отправку указанного в Определении сообщения, а лишь создало техническую возможность для его отправки (распространения). Действительным отправителем данного сообщения, а значит рекламораспространителем, в данном случае, согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе", следует считать Заказчика, который, посредством предоставленной ему Обществом определенной совокупности технического оборудования и программного обеспечения, осуществил отправку спорного сообщения. Частью 1 ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" разъяснено, что ответственность за распространение рекламы несет не каждое (любое), а конкретное лицо, распространившее рекламу и согласие абонента должен получать инициатор рассылки: заказчик, если рассылка осуществляется по его инициативе или оператор связи, если рассылка осуществляется по инициативе оператора связи. Услуги по предоставлению доступа к каналу связи для отправки СМС-сообщений предоставляет Общество, но оно, как лицо, оказывающее услуги, по смыслу п. 3. ст. 17 ФЗ "Об информации" и п. 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" не несет ответственности за распространение информации по передаче информации предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений <128>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)В практике часто ссылка на эти нормы позволяют операторам связи избежать ответственности за нарушение, в частности, законодательства о рекламе. Так, пунктом 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" установлено, что оператор связи не несет ответственности за содержание информации, передаваемой (получаемой) абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи. В одном деле УФАС был сделан вывод, что общество не осуществляло отправку указанного в Определении сообщения, а лишь создало техническую возможность для его отправки (распространения). Действительным отправителем данного сообщения, а значит рекламораспространителем, в данном случае, согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе", следует считать Заказчика, который, посредством предоставленной ему Обществом определенной совокупности технического оборудования и программного обеспечения, осуществил отправку спорного сообщения. Частью 1 ст. 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" разъяснено, что ответственность за распространение рекламы несет не каждое (любое), а конкретное лицо, распространившее рекламу и согласие абонента должен получать инициатор рассылки: заказчик, если рассылка осуществляется по его инициативе или оператор связи, если рассылка осуществляется по инициативе оператора связи. Услуги по предоставлению доступа к каналу связи для отправки СМС-сообщений предоставляет Общество, но оно, как лицо, оказывающее услуги, по смыслу п. 3. ст. 17 ФЗ "Об информации" и п. 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" не несет ответственности за распространение информации по передаче информации предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений <128>.
Статья: Правовое регулирование оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ и регламентируют взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и используемого ими пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция), а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В свою очередь, правила оказания услуг связи утверждаются Правительством РФ и регламентируют взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и используемого ими пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в том числе пользовательского оборудования (оконечного оборудования), использующего программные и радиоэлектронные средства, которое предназначено для пропуска трафика между сетями связи и (или) сетями передачи данных с возможностью одновременного использования нескольких идентификационных модулей (далее - абонентский терминал пропуска трафика), средства связи, которое предназначено для предоставления абоненту возможности пользования услугами электросвязи, выполнения функции систем коммутации, маршрутизации трафика в сети электросвязи (далее - виртуальная телефонная станция), а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи).
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ, регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и используемого ими оконечного оборудования, порядок по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи). В целях обеспечения устойчивого и безопасного использования на территории Российской Федерации доменных имен создается национальная система доменных имен, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах (ч. 1 ст. 14.2 Закона об информации) <1>.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ, регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и используемого ими оконечного оборудования, порядок по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон (п. 2 ст. 44 Закона о связи). В целях обеспечения устойчивого и безопасного использования на территории Российской Федерации доменных имен создается национальная система доменных имен, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных программных и технических средств, предназначенных для хранения и получения информации о сетевых адресах и доменных именах (ч. 1 ст. 14.2 Закона об информации) <1>.
Статья: Правовые пробелы процессуального порядка уведомления, извещения и обмена процессуальными документами в гражданском судопроизводстве
(Томилов А.Ю., Данилов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В случае если нарушение прав произошло по вине лиц, осуществляющих доставку корреспонденции, то в силу закона привлечение Почты России в судебный процесс недопустимо, так как данный факт порождает последствия только после его установления в силу ст. 34 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", который предусматривает, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Данный факт возможно устанавливать только в отдельном судебном разбирательстве.
(Томилов А.Ю., Данилов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В случае если нарушение прав произошло по вине лиц, осуществляющих доставку корреспонденции, то в силу закона привлечение Почты России в судебный процесс недопустимо, так как данный факт порождает последствия только после его установления в силу ст. 34 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", который предусматривает, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Данный факт возможно устанавливать только в отдельном судебном разбирательстве.
Статья: Субсидиарная ответственность конечных бенефициаров в процедурах банкротства
(Ткачев А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)<13> Гришина О.П. О субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 3.
(Ткачев А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 1)<13> Гришина О.П. О субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 3.