Ответственность унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 401 ГК РФ "Основания ответственности за нарушение обязательства"2.1.3. Недофинансирование или отсутствие финансирования учреждения (унитарного предприятия) само по себе не является основанием для освобождения его от ответственности (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Казенное учреждение: плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды установили и из материалов дела следует, что услуги по вывозу, размещению и утилизации твердых и жидких бытовых отходов с территории [учреждения - ред.] оказывали открытое акционерное общество... общество с ограниченной ответственностью... и муниципальное унитарное предприятие... на основании договоров возмездного оказания услуг по размещению отходов производства и потребления и государственных контрактов, заключенных с министерством.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды установили и из материалов дела следует, что услуги по вывозу, размещению и утилизации твердых и жидких бытовых отходов с территории [учреждения - ред.] оказывали открытое акционерное общество... общество с ограниченной ответственностью... и муниципальное унитарное предприятие... на основании договоров возмездного оказания услуг по размещению отходов производства и потребления и государственных контрактов, заключенных с министерством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда собственник имущества унитарного предприятия несет субсидиарную ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)3. Когда собственник имущества унитарного предприятия несет субсидиарную ответственность
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 37. Особенности создания акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Особенности привлечения публично-правовых образований к субсидиарной ответственности отмечались в Постановлениях Пленумов ВАС РФ и Верховного Суда РФ <408>. С указанием на то, что несостоятельность (банкротство) юридического лица должна быть вызвана указаниями или иными действиями публично-правовых образований. Причем, если случаи привлечения государства к субсидиарной ответственности по обязательствам унитарных предприятий и учреждений пусть сравнительно малочисленны, но все же встречаются в судебной практике <409>, то в делах о банкротстве акционерных обществ таких примеров почти нет. По верному суждению А.Е. Молотникова, государство отвечает по долгам акционерного общества тогда, когда ему не принадлежат акции общества, но оно обладает специальным правом по его управлению. Абзац 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <410> предусматривает, что положения этой статьи распространяются не только на акционеров, но и на других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. В данном случае в качестве такой возможности определять действия общества как раз и будет выступать право вето, которым обладают представители государства, назначенные в совет директоров общества" <411>. Таким образом, публично-правовое образование всецело отвечает требованиям контролирующего лица, при необходимости подлежащего привлечению к субсидиарной ответственности по долгам акционерного общества.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Особенности привлечения публично-правовых образований к субсидиарной ответственности отмечались в Постановлениях Пленумов ВАС РФ и Верховного Суда РФ <408>. С указанием на то, что несостоятельность (банкротство) юридического лица должна быть вызвана указаниями или иными действиями публично-правовых образований. Причем, если случаи привлечения государства к субсидиарной ответственности по обязательствам унитарных предприятий и учреждений пусть сравнительно малочисленны, но все же встречаются в судебной практике <409>, то в делах о банкротстве акционерных обществ таких примеров почти нет. По верному суждению А.Е. Молотникова, государство отвечает по долгам акционерного общества тогда, когда ему не принадлежат акции общества, но оно обладает специальным правом по его управлению. Абзац 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <410> предусматривает, что положения этой статьи распространяются не только на акционеров, но и на других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. В данном случае в качестве такой возможности определять действия общества как раз и будет выступать право вето, которым обладают представители государства, назначенные в совет директоров общества" <411>. Таким образом, публично-правовое образование всецело отвечает требованиям контролирующего лица, при необходимости подлежащего привлечению к субсидиарной ответственности по долгам акционерного общества.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Автор настаивает на том, что публично-правовое образование должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия независимо от совершения им неправомерных действий. Подход, при котором публичный собственник несет субсидиарную ответственность только по обязательствам казенных учреждений и казенных предприятий, представляет собой частный случай, когда государство как суверен создает для себя необоснованные преференции как для государства-собственника. Унитарные предприятия не обладают должной степенью институциональной и оперативной независимости для исключения субсидиарной ответственности публично-правового образования.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Автор настаивает на том, что публично-правовое образование должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия независимо от совершения им неправомерных действий. Подход, при котором публичный собственник несет субсидиарную ответственность только по обязательствам казенных учреждений и казенных предприятий, представляет собой частный случай, когда государство как суверен создает для себя необоснованные преференции как для государства-собственника. Унитарные предприятия не обладают должной степенью институциональной и оперативной независимости для исключения субсидиарной ответственности публично-правового образования.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Порядок оценки стоимости чистых активов, который применяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства, утвержден Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н. Этот Порядок не распространяется на кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Порядок оценки стоимости чистых активов, который применяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства, утвержден Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н. Этот Порядок не распространяется на кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды.
Статья: Взыскание убытков с бывшего директора
(Герасименко В.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Такие основания не являются специальными и содержатся в положениях ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Общеисковые основания взыскания убытков базируются на недобросовестных и неразумных действиях бывшего руководителя, которые причинили вред обществу и повлекли убытки:
(Герасименко В.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Такие основания не являются специальными и содержатся в положениях ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Общеисковые основания взыскания убытков базируются на недобросовестных и неразумных действиях бывшего руководителя, которые причинили вред обществу и повлекли убытки:
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Для более глубокого понимания вопроса представляется интересным сравнить позицию законодателя и практику относительно ответственности учредителей унитарных предприятий, чье финансы и имущество также не являются их собственностью, а принадлежат публично-правовым образованиям <14>. Средства таких предприятий - это также децентрализованные фонды публично-правовых образований, как и средства государственных и муниципальных учреждений. Собственник имущества здесь по общему правилу не несет ответственности по долгам юридического лица <15>, кроме случая банкротства, вызванного им самим <16> (тогда может наступать субсидиарная ответственность по долгам предприятия <17>). Если же предприятие казенное, то ответственность публично-правового образования носит субсидиарный характер по всем его обязательствам (даже если казенное предприятие затем было преобразовано в бюджетное учреждение <18>).
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)Для более глубокого понимания вопроса представляется интересным сравнить позицию законодателя и практику относительно ответственности учредителей унитарных предприятий, чье финансы и имущество также не являются их собственностью, а принадлежат публично-правовым образованиям <14>. Средства таких предприятий - это также децентрализованные фонды публично-правовых образований, как и средства государственных и муниципальных учреждений. Собственник имущества здесь по общему правилу не несет ответственности по долгам юридического лица <15>, кроме случая банкротства, вызванного им самим <16> (тогда может наступать субсидиарная ответственность по долгам предприятия <17>). Если же предприятие казенное, то ответственность публично-правового образования носит субсидиарный характер по всем его обязательствам (даже если казенное предприятие затем было преобразовано в бюджетное учреждение <18>).
Статья: Исполнение судебных решений в отношении муниципальных унитарных предприятий и правовые позиции Европейского суда по правам человека
(Берестнев Ю.Ю.)
("Цивилист", 2022, N 1)Ключевые слова: Европейский суд, исполнение судебного решения, организационная независимость предприятия, ratione personae, locus standi, муниципальное унитарное предприятие, ответственность публичных субъектов, муниципальные органы, ответственность государства, местное самоуправление.
(Берестнев Ю.Ю.)
("Цивилист", 2022, N 1)Ключевые слова: Европейский суд, исполнение судебного решения, организационная независимость предприятия, ratione personae, locus standi, муниципальное унитарное предприятие, ответственность публичных субъектов, муниципальные органы, ответственность государства, местное самоуправление.
Готовое решение: Какая сделка унитарного предприятия считается крупной и как получить на нее согласие собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию виновными действиями (бездействием) его руководителя, в том числе за утрату имущества, несет он сам. Данные убытки может взыскать с него собственник имущества в судебном порядке (п. п. 2, 3 ст. 25 Закона об унитарных предприятиях).
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию виновными действиями (бездействием) его руководителя, в том числе за утрату имущества, несет он сам. Данные убытки может взыскать с него собственник имущества в судебном порядке (п. п. 2, 3 ст. 25 Закона об унитарных предприятиях).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В связи с очевидной бесперспективностью сохранения в рыночных условиях хозяйствования унитарных юридических лиц - несобственников (предприятий и учреждений) признаваемые за ними "квазивещные" права хозяйственного ведения и оперативного управления, составляющие необходимое условие их правового статуса, должны следовать их юридической судьбе. С учетом современных отечественных реалий в качестве предварительного шага возможна унификация этих прав по модели наиболее ограниченного по содержанию, "узкого" права оперативного управления, принципиальной чертой которого должна стать неограниченная субсидиарная ответственность собственников-учредителей унитарных предприятий и учреждений по их долгам, как это и предусмотрено Концепцией развития гражданского законодательства РФ.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В связи с очевидной бесперспективностью сохранения в рыночных условиях хозяйствования унитарных юридических лиц - несобственников (предприятий и учреждений) признаваемые за ними "квазивещные" права хозяйственного ведения и оперативного управления, составляющие необходимое условие их правового статуса, должны следовать их юридической судьбе. С учетом современных отечественных реалий в качестве предварительного шага возможна унификация этих прав по модели наиболее ограниченного по содержанию, "узкого" права оперативного управления, принципиальной чертой которого должна стать неограниченная субсидиарная ответственность собственников-учредителей унитарных предприятий и учреждений по их долгам, как это и предусмотрено Концепцией развития гражданского законодательства РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Порядок определения стоимости чистых активов утвержден Приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" <182>. Названный Порядок согласно его п. 1 применяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Порядок определения стоимости чистых активов утвержден Приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" <182>. Названный Порядок согласно его п. 1 применяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства;