Ответственность сторон по госконтракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность сторон по госконтракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
Статья: Опыт работы государственного заказчика с поставщиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им государственного контракта
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказчик, государственные нужды, государственный контракт, ответственность сторон, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, ответственность.
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказчик, государственные нужды, государственный контракт, ответственность сторон, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, ответственность.
Статья: О применимости принципа "non bis in idem" при реализации мер юридической ответственности участников контрактных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд военных организаций
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)В статье дается общая характеристика принципа non bis in idem, согласно которому никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Представлен научно-практический комментарий правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 12 августа 2022 г. N 305-ЭС22-3373 по делу N А40-43815/2021. Высший судебный орган счел ошибочными выводы нижестоящих судов по данному делу о том, что посредством взыскания неустойки заказчик намеревается привлечь исполнителя к повторной ответственности за нарушения, за которые ранее было назначено административное наказание. Показаны отличия между административным штрафом как мерой административной ответственности участников контрактных отношений и штрафом (неустойкой) как формой гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору (государственному контракту). Предложены некоторые предложения по совершенствованию законодательства о контрактной системе в части, касающейся юридической ответственности сторон государственного контракта.
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)В статье дается общая характеристика принципа non bis in idem, согласно которому никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Представлен научно-практический комментарий правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 12 августа 2022 г. N 305-ЭС22-3373 по делу N А40-43815/2021. Высший судебный орган счел ошибочными выводы нижестоящих судов по данному делу о том, что посредством взыскания неустойки заказчик намеревается привлечь исполнителя к повторной ответственности за нарушения, за которые ранее было назначено административное наказание. Показаны отличия между административным штрафом как мерой административной ответственности участников контрактных отношений и штрафом (неустойкой) как формой гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору (государственному контракту). Предложены некоторые предложения по совершенствованию законодательства о контрактной системе в части, касающейся юридической ответственности сторон государственного контракта.
Статья: Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере публичных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Конечно, можно поразмышлять и об уравнивании размера неустойки (в том числе штрафной - штрафа) для сторон государственного контракта. Но характер нарушений, допускаемых заказчиком, с одной стороны, и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с другой стороны, как правило, различный, что и является причиной определенной дифференциации. Между тем там, где уравнивание размеров неустойки как формы гражданско-правовой ответственности сторон государственного контракта возможно, такое уравнивание реализуется. Достаточно проанализировать, например, п. 6 и 9 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (в ред. от 02.08.2019) <11>.
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Конечно, можно поразмышлять и об уравнивании размера неустойки (в том числе штрафной - штрафа) для сторон государственного контракта. Но характер нарушений, допускаемых заказчиком, с одной стороны, и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с другой стороны, как правило, различный, что и является причиной определенной дифференциации. Между тем там, где уравнивание размеров неустойки как формы гражданско-правовой ответственности сторон государственного контракта возможно, такое уравнивание реализуется. Достаточно проанализировать, например, п. 6 и 9 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (в ред. от 02.08.2019) <11>.
Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт1.4.3. Ответственность сторон государственного
Статья: Контрактная система в сфере закупок как средство обеспечения финансовой безопасности
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)<10> См.: Семенихин В.В. Государственный контракт. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2019. С. 270; Корякин В.М., Чекмарев Г.Ф. Гражданско-правовая ответственность сторон государственного контракта. М.: МИЭП, 2017. 164 с.
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)<10> См.: Семенихин В.В. Государственный контракт. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2019. С. 270; Корякин В.М., Чекмарев Г.Ф. Гражданско-правовая ответственность сторон государственного контракта. М.: МИЭП, 2017. 164 с.
Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
(Письмо Минфина России от 27.12.2021 N 24-06-08/106346)Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
(Письмо Минфина России от 27.12.2021 N 24-06-08/106346)Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.