Ответственность сторон для СМП
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность сторон для СМП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Организация (ИП) оспаривает штраф за непредставление (просрочку представления) истребованных документов или информации, касающихся деятельности налогоплательщика, конкретной сделки
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как доказать наличие обстоятельств, смягчающих ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как доказать наличие обстоятельств, смягчающих ответственность
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2024 N 12АП-7560/2023, 12АП-8482/2023, 12АП-8143/2023 по делу N А06-5011/2020
Требование: О взыскании задолженности за оказанные услуги по договору, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Встречное требование: О взыскании убытков, неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции, допросив экспертов Майорова Сергея Леонидовича и Кустарева Геннадия Владимировича, признал заключение экспертов ООО "Малое инновационное предприятие "МАДИ" недопустимым доказательством, установив, что эксперты непосредственно объект экспертизы - трубозаглубительный комплекс Subtrench ST6 в г. Якутске не исследовали. Осмотр и видео фиксация были поручены экспертами лицу, не привлеченному судом к производству экспертизы, который также не предупреждался об уголовной ответственности. Кроме того, стороны не приглашались на осмотр.
Требование: О взыскании задолженности за оказанные услуги по договору, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Встречное требование: О взыскании убытков, неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено в части.Суд первой инстанции, допросив экспертов Майорова Сергея Леонидовича и Кустарева Геннадия Владимировича, признал заключение экспертов ООО "Малое инновационное предприятие "МАДИ" недопустимым доказательством, установив, что эксперты непосредственно объект экспертизы - трубозаглубительный комплекс Subtrench ST6 в г. Якутске не исследовали. Осмотр и видео фиксация были поручены экспертами лицу, не привлеченному судом к производству экспертизы, который также не предупреждался об уголовной ответственности. Кроме того, стороны не приглашались на осмотр.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Становление страховой культуры
("Современные страховые технологии", 2023, N 3)Рынок сейчас не предлагает активно каких-то новых программ страхования. С другой стороны, малый бизнес начинает обретать страховую культуру, и здесь мы видим достаточно активный рост интереса. Для этого сегмента хорошо работают коробочные решения; например, мы наблюдаем это по нашему продукту "Защита 360" с покрытием нескольких рисков: страхование ответственности, имущества, финансов и персонала. Продажи таких продуктов у нас растут опережающими темпами.
("Современные страховые технологии", 2023, N 3)Рынок сейчас не предлагает активно каких-то новых программ страхования. С другой стороны, малый бизнес начинает обретать страховую культуру, и здесь мы видим достаточно активный рост интереса. Для этого сегмента хорошо работают коробочные решения; например, мы наблюдаем это по нашему продукту "Защита 360" с покрытием нескольких рисков: страхование ответственности, имущества, финансов и персонала. Продажи таких продуктов у нас растут опережающими темпами.
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Исходя из вышеуказанного анализа решений судов и представленной статистики, а также с учетом озвученных Минфином России на пресс-конференции 15 июня 2020 г. изменений в Закон N 44-ФЗ в части введения универсальной предквалификации участников по контрактам с НМЦК выше определенного предела, можно предположить, что в новых условиях внесение в РНП за уклонение от заключения контракта/договора будет уже излишним, а связанное с этим ограничение участия в госзакупках - избыточным, поскольку по результатам предквалификации к закупкам будут допускаться участники, доказавшие свой минимально необходимый опыт, а значит, и добросовестность по исполнению ранее заключенных контрактов. Что касается контрактов, где не будет применяться универсальная предквалификация, использование данной меры также нецелесообразно в связи с неочевидностью недобросовестности участника, так как потребуется каждый раз выяснять все обстоятельства объективной стороны дела, а также оценивать наносимый вред и сопоставлять его с мерой ответственности. Кроме того, учитывая статистику внесения в РНП субъектов малого предпринимательства, внесение их в РНП за уклонение от заключения контрактов очевидно конфликтует с государственной политикой поддержки малого предпринимательства в России.
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)Исходя из вышеуказанного анализа решений судов и представленной статистики, а также с учетом озвученных Минфином России на пресс-конференции 15 июня 2020 г. изменений в Закон N 44-ФЗ в части введения универсальной предквалификации участников по контрактам с НМЦК выше определенного предела, можно предположить, что в новых условиях внесение в РНП за уклонение от заключения контракта/договора будет уже излишним, а связанное с этим ограничение участия в госзакупках - избыточным, поскольку по результатам предквалификации к закупкам будут допускаться участники, доказавшие свой минимально необходимый опыт, а значит, и добросовестность по исполнению ранее заключенных контрактов. Что касается контрактов, где не будет применяться универсальная предквалификация, использование данной меры также нецелесообразно в связи с неочевидностью недобросовестности участника, так как потребуется каждый раз выяснять все обстоятельства объективной стороны дела, а также оценивать наносимый вред и сопоставлять его с мерой ответственности. Кроме того, учитывая статистику внесения в РНП субъектов малого предпринимательства, внесение их в РНП за уклонение от заключения контрактов очевидно конфликтует с государственной политикой поддержки малого предпринимательства в России.
Нормативные акты
Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Особенности аудита малых экономических субъектов"
(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1)2.3. Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.
"Особенности аудита малых экономических субъектов"
(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1)2.3. Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.
Статья: Авансы в контрактах: баланс интересов
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Предоставление авансов по контрактам является существенной поддержкой предпринимательскому сообществу, особенно это важно для субъектов малого предпринимательства - такая мера в конечном итоге в совокупности с иными антикризисными мероприятиями позволит сохранить и удержать экономическую стабильность в стране. Вместе с тем необходимо отметить, что такое доверие государства требует повышенной ответственности и добросовестности при исполнении контракта и со стороны заказчика, и со стороны предпринимателя.
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Предоставление авансов по контрактам является существенной поддержкой предпринимательскому сообществу, особенно это важно для субъектов малого предпринимательства - такая мера в конечном итоге в совокупности с иными антикризисными мероприятиями позволит сохранить и удержать экономическую стабильность в стране. Вместе с тем необходимо отметить, что такое доверие государства требует повышенной ответственности и добросовестности при исполнении контракта и со стороны заказчика, и со стороны предпринимателя.
Интервью: Мы вступили в эпоху цифрового огораживания и национализации (персональных) данных
("Закон", 2022, N 3)- Утечка утечке рознь. Например, с этого года должна быть запущена система выявления утечек баз с персональными данными, работа в эту сторону идет. Безусловно, учитывая, что у нас несколько миллионов субъектов малого и среднего бизнеса, это непростая проблема, но в данной ситуации нам требуется дифференцированное регулирование. Если большая компания может нанять и консультанта, и технические условия обеспечить, то малому бизнесу это не по карману. В Европе, например, есть поблажки для малого бизнеса. В Германии в компаниях с менее чем 20 сотрудниками можно не назначать отдельное лицо, ответственное за защиту персональных данных (Data Protection Officer). Считается, что даже если утечка или иное нарушение безопасности обработки персональных данных произойдет в таких компаниях, то это не создаст такого общественного резонанса, как в огромных корпорациях.
("Закон", 2022, N 3)- Утечка утечке рознь. Например, с этого года должна быть запущена система выявления утечек баз с персональными данными, работа в эту сторону идет. Безусловно, учитывая, что у нас несколько миллионов субъектов малого и среднего бизнеса, это непростая проблема, но в данной ситуации нам требуется дифференцированное регулирование. Если большая компания может нанять и консультанта, и технические условия обеспечить, то малому бизнесу это не по карману. В Европе, например, есть поблажки для малого бизнеса. В Германии в компаниях с менее чем 20 сотрудниками можно не назначать отдельное лицо, ответственное за защиту персональных данных (Data Protection Officer). Считается, что даже если утечка или иное нарушение безопасности обработки персональных данных произойдет в таких компаниях, то это не создаст такого общественного резонанса, как в огромных корпорациях.
Статья: Как не попасть под прицел налоговой при оформлении отношений с самозанятыми и ИП
(Соловьева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 41)- ответственность сторон за нарушение условий договора.
(Соловьева А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 41)- ответственность сторон за нарушение условий договора.
Статья: Реализация принципов государственной политики в сфере развития субъектов малого и среднего предпринимательства в законодательстве субъектов Российской Федерации (на примере г. Москвы и Московской области)
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Во-вторых, в Федеральном законе закрепляется ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ данного принципа позволяет сделать вывод о его несовершенстве, законодатель не конкретизировал указанную ответственность в части ее содержания (объективную сторону), не обозначил субъектный состав и не раскрыл санкции в случае наступления данной ответственности. Без указанных условий принцип не работает, он абстрактен, реализовать его положения затруднительно. Как на негативный аспект содержания принципа следует обратить внимание на использование словосочетания "благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства". Заметим, что законодатель систематически использует данное выражение, например, в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что "целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда" <2>, в ст. 49 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" отмечается, что "Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств" <3>, и др. федеральных законах.
(Ермолов Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Во-вторых, в Федеральном законе закрепляется ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ данного принципа позволяет сделать вывод о его несовершенстве, законодатель не конкретизировал указанную ответственность в части ее содержания (объективную сторону), не обозначил субъектный состав и не раскрыл санкции в случае наступления данной ответственности. Без указанных условий принцип не работает, он абстрактен, реализовать его положения затруднительно. Как на негативный аспект содержания принципа следует обратить внимание на использование словосочетания "благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства". Заметим, что законодатель систематически использует данное выражение, например, в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что "целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда" <2>, в ст. 49 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" отмечается, что "Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств" <3>, и др. федеральных законах.
Статья: Деловая коррупция и противодействие ей в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Проведенное исследование состояния правонарушений в сфере противодействия коррупции со стороны организаций, законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, позволило составить типичный (усредненный) портрет отечественной организации-взяткодателя и предложить ряд мер по формированию и укреплению антикоррупционной устойчивости отечественного бизнеса. Сделан вывод о необходимости смягчения административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в случае принятия организацией всех мер по предупреждению коррупции, а также поддержки малых (средних) предприятий в разработке ими антикоррупционных политик на основе цифровой платформы (мобильного приложения).
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)Проведенное исследование состояния правонарушений в сфере противодействия коррупции со стороны организаций, законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, позволило составить типичный (усредненный) портрет отечественной организации-взяткодателя и предложить ряд мер по формированию и укреплению антикоррупционной устойчивости отечественного бизнеса. Сделан вывод о необходимости смягчения административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в случае принятия организацией всех мер по предупреждению коррупции, а также поддержки малых (средних) предприятий в разработке ими антикоррупционных политик на основе цифровой платформы (мобильного приложения).
Статья: О совершенствовании законодательных подходов к экологической ответственности на примере исследования положительного опыта США
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Сторона может нести ответственность за всю очистку (хотя на практике ущерб, причиненный несколькими сторонами, обычно разделяется и ответственность распределяется соответственно). CERCLA предусматривает защиту от ответственности, если освобождение было вызвано стихийным бедствием <5>, военными действиями или действиями/бездействием третьей стороны, с которой потенциально ответственная сторона не имеет договорных отношений. Некоторые землевладельцы могут соответствовать критериям добросовестного потенциального покупателя, невиновного землевладельца или смежного владельца недвижимости, и они будут защищены от ответственности. Государственные и местные органы власти не несут ответственности за расходы, связанные с чрезвычайным реагированием на выброс (или угрозу выброса) опасного вещества, если их поведение не было грубо небрежным или если они не совершали преднамеренных проступков. Другие исключения и меры защиты применяются к подрядчикам по очистке, некоторым жилым предприятиям, малым предприятиям и некоммерческим организациям, производящим твердые коммунальные отходы, а также к сторонам, которые организуют переработку определенных веществ.
(Барков А.В., Завьялов М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Сторона может нести ответственность за всю очистку (хотя на практике ущерб, причиненный несколькими сторонами, обычно разделяется и ответственность распределяется соответственно). CERCLA предусматривает защиту от ответственности, если освобождение было вызвано стихийным бедствием <5>, военными действиями или действиями/бездействием третьей стороны, с которой потенциально ответственная сторона не имеет договорных отношений. Некоторые землевладельцы могут соответствовать критериям добросовестного потенциального покупателя, невиновного землевладельца или смежного владельца недвижимости, и они будут защищены от ответственности. Государственные и местные органы власти не несут ответственности за расходы, связанные с чрезвычайным реагированием на выброс (или угрозу выброса) опасного вещества, если их поведение не было грубо небрежным или если они не совершали преднамеренных проступков. Другие исключения и меры защиты применяются к подрядчикам по очистке, некоторым жилым предприятиям, малым предприятиям и некоммерческим организациям, производящим твердые коммунальные отходы, а также к сторонам, которые организуют переработку определенных веществ.
Статья: Проблемы совершенствования административной ответственности в области таможенного дела
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Обращаясь к социально-экономическому и административно-правовому статусу МСП, очевидно, что данные субъекты занимают уникальное положение в нормативной базе. МСП, определяемые как социально-экономическими параметрами (такими как численность работников и уровень доходов в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ <8>), так и административно-правовым статусом, отличаются своими отличительными характеристиками и вкладом в экономику, что облегчает применение преференций в сфере государственного контроля и административной ответственности, тем самым признавая уникальные проблемы, с которыми сталкиваются МСП, и предоставляя им необходимую поддержку для развития. Характер критериев классификации МСП указывает на стремление законодателя адаптировать свой подход к регулированию к меняющимся экономическим условиям. Кроме того, субъекты малого и среднего бизнеса получают выгоду от включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства <9>, что не только упрощает их идентификацию и доступ к государственной поддержке, но и дает им право на льготный режим в государственном и муниципальном контроле и надзоре. Данный преференциальный режим распространяется и на процедуры административной ответственности, где, например, поправки к Кодексу об административных правонарушениях предусматривают, что мелкие правонарушения, впервые совершенные МСП, могут быть наказаны предупреждением, а не штрафом, при определенных условиях. Такие положения демонстрируют преднамеренный сдвиг политики в сторону поддержки МСП путем смягчения потенциальной жесткости административных наказаний и поощрения предпринимательской деятельности.
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Обращаясь к социально-экономическому и административно-правовому статусу МСП, очевидно, что данные субъекты занимают уникальное положение в нормативной базе. МСП, определяемые как социально-экономическими параметрами (такими как численность работников и уровень доходов в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ <8>), так и административно-правовым статусом, отличаются своими отличительными характеристиками и вкладом в экономику, что облегчает применение преференций в сфере государственного контроля и административной ответственности, тем самым признавая уникальные проблемы, с которыми сталкиваются МСП, и предоставляя им необходимую поддержку для развития. Характер критериев классификации МСП указывает на стремление законодателя адаптировать свой подход к регулированию к меняющимся экономическим условиям. Кроме того, субъекты малого и среднего бизнеса получают выгоду от включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства <9>, что не только упрощает их идентификацию и доступ к государственной поддержке, но и дает им право на льготный режим в государственном и муниципальном контроле и надзоре. Данный преференциальный режим распространяется и на процедуры административной ответственности, где, например, поправки к Кодексу об административных правонарушениях предусматривают, что мелкие правонарушения, впервые совершенные МСП, могут быть наказаны предупреждением, а не штрафом, при определенных условиях. Такие положения демонстрируют преднамеренный сдвиг политики в сторону поддержки МСП путем смягчения потенциальной жесткости административных наказаний и поощрения предпринимательской деятельности.
Статья: Концептуальные направления подготовки Кодекса о закупках Российской Федерации
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)4. Аукцион проводится не на понижение НМЦК, а на право заключить бюджетный контракт по определенной заказчиком цене (аукцион, например, на капремонт, есть утвержденная ПСД, предложивший большую цену участник получает бюджетный контракт на выполнение в соответствии с ПСД. Финансовые средства перед заключением бюджетного контракта переводятся на счет заказчика или сразу в бюджет. Указанное поднимает уровень ответственности контрагента, нивелирует вопросы НДС/УСН в части выполнения условий сделки сторонами бюджетного контракта <6>).
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)4. Аукцион проводится не на понижение НМЦК, а на право заключить бюджетный контракт по определенной заказчиком цене (аукцион, например, на капремонт, есть утвержденная ПСД, предложивший большую цену участник получает бюджетный контракт на выполнение в соответствии с ПСД. Финансовые средства перед заключением бюджетного контракта переводятся на счет заказчика или сразу в бюджет. Указанное поднимает уровень ответственности контрагента, нивелирует вопросы НДС/УСН в части выполнения условий сделки сторонами бюджетного контракта <6>).
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Индивидуализация административной ответственности означает привлечение к административной ответственности того физического или юридического лица, которое непосредственно совершило противоправное действие (бездействие), квалифицируемое в качестве административного правонарушения, с учетом его индивидуальных и специально-правовых характеристик (возраста, состояния здоровья, особенностей правового статуса, например, статуса военнослужащего, субъекта малого и среднего предпринимательства), принимаемых во внимание при назначении административного наказания.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Индивидуализация административной ответственности означает привлечение к административной ответственности того физического или юридического лица, которое непосредственно совершило противоправное действие (бездействие), квалифицируемое в качестве административного правонарушения, с учетом его индивидуальных и специально-правовых характеристик (возраста, состояния здоровья, особенностей правового статуса, например, статуса военнослужащего, субъекта малого и среднего предпринимательства), принимаемых во внимание при назначении административного наказания.
Статья: Проблемы определения пределов свободы усмотрения субъектов предпринимательской деятельности
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Таким образом, формально малый и средний бизнес, который представляет собой наименее защищенный сектор экономики, может попасть под санкции за нарушение антимонопольного законодательства, что негативно влияет на развитие предпринимательства. Возможность отнесения субъекта малого или среднего предпринимательства к числу монополистов заключается в неопределенности понятия рынка, на котором обращается товар. Географические границы рынка могут быть ограничены территорией города или его отдельной части, а при определенных условиях и конкретным зданием, например торговым центром. Даже если субъект малого бизнеса займет доминирующее положение в границах одного торгового центра, это не повлияет на рынок в целом. Непонятно, чем руководствовался законодатель при разработке этой нормы, насколько оправданно с точки зрения обеспечения баланса частных и публичных интересов отнесение к данной категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Цель любой антимонопольной политики государства заключается в поддержке собственно конкуренции на рынке, что является одной из форм поддержки бизнеса в целом. Однако применение к признанному доминирующим субъектом малому и среднему бизнесу предусмотренных законом антимонопольных мер лишает правового смысла его поддержку со стороны государства.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Таким образом, формально малый и средний бизнес, который представляет собой наименее защищенный сектор экономики, может попасть под санкции за нарушение антимонопольного законодательства, что негативно влияет на развитие предпринимательства. Возможность отнесения субъекта малого или среднего предпринимательства к числу монополистов заключается в неопределенности понятия рынка, на котором обращается товар. Географические границы рынка могут быть ограничены территорией города или его отдельной части, а при определенных условиях и конкретным зданием, например торговым центром. Даже если субъект малого бизнеса займет доминирующее положение в границах одного торгового центра, это не повлияет на рынок в целом. Непонятно, чем руководствовался законодатель при разработке этой нормы, насколько оправданно с точки зрения обеспечения баланса частных и публичных интересов отнесение к данной категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Цель любой антимонопольной политики государства заключается в поддержке собственно конкуренции на рынке, что является одной из форм поддержки бизнеса в целом. Однако применение к признанному доминирующим субъектом малому и среднему бизнесу предусмотренных законом антимонопольных мер лишает правового смысла его поддержку со стороны государства.