Ответственность сторон 1042
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность сторон 1042 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Неустойка по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...отказывая в удовлетворении исковых требований, суды... исходили из недоказанности истцом наличия оснований для изменения п. ...контракта... принимая во внимание, что Закон о контрактной системе и Постановление N 1042 устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств и не содержат запрета на изменение, в том числе увеличение, размера штрафа соглашением сторон..."
(КонсультантПлюс, 2025)...отказывая в удовлетворении исковых требований, суды... исходили из недоказанности истцом наличия оснований для изменения п. ...контракта... принимая во внимание, что Закон о контрактной системе и Постановление N 1042 устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств и не содержат запрета на изменение, в том числе увеличение, размера штрафа соглашением сторон..."
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2024 N 17АП-5895/2024-ГК по делу N А50-5765/2024
Требование: О взыскании неустойки по муниципальному контракту на осуществление перевозок автомобильным транспортом.
Решение: Требование удовлетворено в части.В соответствии с действующим на момент совершения нарушений (4 нарушения за весь 2023 год, что, в свою очередь, исключает системность нарушения условий государственного контракта за весь период его исполнения ответчиком) законодательством штраф за 4 аналогичных нарушения составит 4 000 руб. (из расчета 1 000 руб. за одно нарушение), тогда как рассчитанный истцом в соответствии с ранее установленными положениями Правил N 1042 и контрактом штраф за 4 нарушения составил 1 818 641 руб. 99 коп., что в совокупности не отвечает принципам справедливости и разумности подлежащей применению к ответчику меры ответственности, ставит в неравное положение участников рынка перевозки, заключивших аналогичные контракты в разный период времени, и не свидетельствует о соблюдении баланса интересов сторон с учетом установленной соглашением сторон встречной ответственности самого заказчика (в частности, пункт 10.2 контракта).
Требование: О взыскании неустойки по муниципальному контракту на осуществление перевозок автомобильным транспортом.
Решение: Требование удовлетворено в части.В соответствии с действующим на момент совершения нарушений (4 нарушения за весь 2023 год, что, в свою очередь, исключает системность нарушения условий государственного контракта за весь период его исполнения ответчиком) законодательством штраф за 4 аналогичных нарушения составит 4 000 руб. (из расчета 1 000 руб. за одно нарушение), тогда как рассчитанный истцом в соответствии с ранее установленными положениями Правил N 1042 и контрактом штраф за 4 нарушения составил 1 818 641 руб. 99 коп., что в совокупности не отвечает принципам справедливости и разумности подлежащей применению к ответчику меры ответственности, ставит в неравное положение участников рынка перевозки, заключивших аналогичные контракты в разный период времени, и не свидетельствует о соблюдении баланса интересов сторон с учетом установленной соглашением сторон встречной ответственности самого заказчика (в частности, пункт 10.2 контракта).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте государственного контракта условия об ответственности сторон в соответствии с недействующей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте государственного контракта условия об ответственности сторон в соответствии с недействующей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Статья: К вопросу обеспечения исполнения договора. Договорная ответственность
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Основными документами, устанавливающими ответственность сторон (заказчика и исполнителя) в сфере государственных и муниципальных закупок, считаются Закон о госзакупках N 44-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 1042 о правилах определения размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, Административный и Гражданский кодексы [2].
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Основными документами, устанавливающими ответственность сторон (заказчика и исполнителя) в сфере государственных и муниципальных закупок, считаются Закон о госзакупках N 44-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 1042 о правилах определения размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, Административный и Гражданский кодексы [2].
Нормативные акты
Вопрос: В контракте установлен конкретный срок выполнения работ, а также обязанность подрядчика представить акт выполненных работ в течение 3 рабочих дней с момента их завершения. Подрядчик выполнил работы в срок, но акт передал заказчику спустя 5 рабочих дней. Есть ли в этом случае основания для начисления неустойки?
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт должно быть включено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. ПП РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом. В п. 6 Правил определен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Случай представления отчетных документов с нарушением установленных сроков фактически подпадает под п. 6 Правил. Таким образом, заказчик должен начислить штраф и направить в адрес подрядчика требование об уплате неустойки (штрафа).
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 6)Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт должно быть включено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. ПП РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом. В п. 6 Правил определен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Случай представления отчетных документов с нарушением установленных сроков фактически подпадает под п. 6 Правил. Таким образом, заказчик должен начислить штраф и направить в адрес подрядчика требование об уплате неустойки (штрафа).
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Заказчик, не согласившись с Решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам в отношении установления Заказчиком в конкурсной документации положений об ответственности подрядчика за неисполнение обязательств по государственному контракту, не предусмотренных Законом о контрактной системе: "В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" установлен исчерпывающий перечень штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а также определены размеры таких штрафов. Приложением к государственному контракту конкурсной документации является гарантийное письмо (приложение N 3), согласно которому "исполнитель государственного контракта конкурсной документации обязан уплатить штраф в размере 50 000 руб. за неприбытие полномочного представителя исполнителя государственного контракта с целью составления гарантийного письма, несмотря на надлежащее уведомление о месте, дате и времени составления". Таким образом, заказчиком в проекте государственного контракта конкурсной документации установлен вид ответственности исполнителя за неисполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, не установленный Постановлением N 1042 и Законом о контрактной системе".
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Заказчик, не согласившись с Решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам в отношении установления Заказчиком в конкурсной документации положений об ответственности подрядчика за неисполнение обязательств по государственному контракту, не предусмотренных Законом о контрактной системе: "В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" установлен исчерпывающий перечень штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а также определены размеры таких штрафов. Приложением к государственному контракту конкурсной документации является гарантийное письмо (приложение N 3), согласно которому "исполнитель государственного контракта конкурсной документации обязан уплатить штраф в размере 50 000 руб. за неприбытие полномочного представителя исполнителя государственного контракта с целью составления гарантийного письма, несмотря на надлежащее уведомление о месте, дате и времени составления". Таким образом, заказчиком в проекте государственного контракта конкурсной документации установлен вид ответственности исполнителя за неисполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, не установленный Постановлением N 1042 и Законом о контрактной системе".
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш контрагент не представит запрошенную информацию или вовсе не исполнит обязанность привлечь СМП или СОНКО, вы можете потребовать уплаты штрафа (п. п. 6 и 8 Правил определения размера неустойки N 1042). Но сделать это можно лишь в случае, когда эти обязанности и ответственность за их неисполнение предусмотрены контрактом.
(КонсультантПлюс, 2025)Если ваш контрагент не представит запрошенную информацию или вовсе не исполнит обязанность привлечь СМП или СОНКО, вы можете потребовать уплаты штрафа (п. п. 6 и 8 Правил определения размера неустойки N 1042). Но сделать это можно лишь в случае, когда эти обязанности и ответственность за их неисполнение предусмотрены контрактом.
Статья: Типовые контракты, типовые условия контрактов: практика применения
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Например, раздел об ответственности сторон типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ <5> до сих пор воспроизводит текст Правил определения размеров штрафа и пени, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Этот документ утратил силу с 08.09.2017 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Например, раздел об ответственности сторон типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ <5> до сих пор воспроизводит текст Правил определения размеров штрафа и пени, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Этот документ утратил силу с 08.09.2017 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В большинстве случаев размеры устанавливаются с учетом Правил определения размера неустойки <4>. Таким образом, условие об ответственности сторон является существенным условием контракта, подлежащим обязательному включению в текст контракта.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В большинстве случаев размеры устанавливаются с учетом Правил определения размера неустойки <4>. Таким образом, условие об ответственности сторон является существенным условием контракта, подлежащим обязательному включению в текст контракта.
Статья: Квалификация преступлений, связанных с незаконным оборотом порнографических материалов и предметов
(Шарапов Р.Д.)
("Законность", 2021, N 8)Поскольку факт общедоступности порнографии, являющийся неизбежным в таких случаях последствием действий пользователя информационно-телекоммуникационной сети, в совокупности со следующим из ч. 2 ст. 25 УК выводом о наличии у него прямого умысла не считается достаточным основанием уголовной ответственности за распространение порнографических материалов, постольку следует признать, что с субъективной стороны распространение порнографических материалов или предметов характеризуется специальной целью - получение таких материалов или предметов группой или неограниченным кругом лиц.
(Шарапов Р.Д.)
("Законность", 2021, N 8)Поскольку факт общедоступности порнографии, являющийся неизбежным в таких случаях последствием действий пользователя информационно-телекоммуникационной сети, в совокупности со следующим из ч. 2 ст. 25 УК выводом о наличии у него прямого умысла не считается достаточным основанием уголовной ответственности за распространение порнографических материалов, постольку следует признать, что с субъективной стороны распространение порнографических материалов или предметов характеризуется специальной целью - получение таких материалов или предметов группой или неограниченным кругом лиц.
Статья: О применимости принципа "non bis in idem" при реализации мер юридической ответственности участников контрактных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд военных организаций
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Таким образом, при разрешении анализируемого гражданского дела суды пришли к ошибочному выводу об основаниях ответственности ООО "ПСО "Казань", вследствие чего не применили подлежащие применению положения ст. 330 ГК РФ, ст. 34 Закона о контрактной системе, Правил N 1042, а также условия государственного контракта от 4 октября 2018 г. N 413-СМР003/2018, которые регулируют обязательства сторон государственного контракта и их ответственность за их нарушение.
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Таким образом, при разрешении анализируемого гражданского дела суды пришли к ошибочному выводу об основаниях ответственности ООО "ПСО "Казань", вследствие чего не применили подлежащие применению положения ст. 330 ГК РФ, ст. 34 Закона о контрактной системе, Правил N 1042, а также условия государственного контракта от 4 октября 2018 г. N 413-СМР003/2018, которые регулируют обязательства сторон государственного контракта и их ответственность за их нарушение.
Статья: Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере публичных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Конечно, можно поразмышлять и об уравнивании размера неустойки (в том числе штрафной - штрафа) для сторон государственного контракта. Но характер нарушений, допускаемых заказчиком, с одной стороны, и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с другой стороны, как правило, различный, что и является причиной определенной дифференциации. Между тем там, где уравнивание размеров неустойки как формы гражданско-правовой ответственности сторон государственного контракта возможно, такое уравнивание реализуется. Достаточно проанализировать, например, п. 6 и 9 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (в ред. от 02.08.2019) <11>.
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Конечно, можно поразмышлять и об уравнивании размера неустойки (в том числе штрафной - штрафа) для сторон государственного контракта. Но характер нарушений, допускаемых заказчиком, с одной стороны, и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с другой стороны, как правило, различный, что и является причиной определенной дифференциации. Между тем там, где уравнивание размеров неустойки как формы гражданско-правовой ответственности сторон государственного контракта возможно, такое уравнивание реализуется. Достаточно проанализировать, например, п. 6 и 9 Правил определения размера штрафа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (в ред. от 02.08.2019) <11>.
Готовое решение: Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Должностному лицу, не включившему в проект контракта условия о штрафах, которые являются обязательными, грозит административная ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)Должностному лицу, не включившему в проект контракта условия о штрафах, которые являются обязательными, грозит административная ответственность.
Статья: Особенности заключения энергосервисных контрактов по Закону N 44-ФЗ
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Минэкономразвития России в письме от 04.10.2016 N ОГ-Д28-11934 указало, что заказчик обязан включать в ЭСК меры ответственности, предусмотренные ПП РФ N 636, а также вправе включать меры ответственности за нарушение иных обязательств согласно размерам, установленным Постановлением - предшественником ПП РФ N 1042 (действовавшим на момент направления письма).
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Минэкономразвития России в письме от 04.10.2016 N ОГ-Д28-11934 указало, что заказчик обязан включать в ЭСК меры ответственности, предусмотренные ПП РФ N 636, а также вправе включать меры ответственности за нарушение иных обязательств согласно размерам, установленным Постановлением - предшественником ПП РФ N 1042 (действовавшим на момент направления письма).