Ответственность поставщика за перевозчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность поставщика за перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2025 N 08АП-6580/2025 по делу N А75-19696/2024
Требование: О взыскании неустойки по договору поставки материально-технических ресурсов.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции также учитывает, что поставщик несет ответственность за действия соисполнителей (перевозчика товара) как за свои собственные и гарантирует покупателю, что поставка будет выполнена в срок и в объемах, установленных договором, в связи с чем неисполнение обязательств контрагентами поставщика не носит признаков чрезвычайности.
Требование: О взыскании неустойки по договору поставки материально-технических ресурсов.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции также учитывает, что поставщик несет ответственность за действия соисполнителей (перевозчика товара) как за свои собственные и гарантирует покупателю, что поставка будет выполнена в срок и в объемах, установленных договором, в связи с чем неисполнение обязательств контрагентами поставщика не носит признаков чрезвычайности.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2024 N 18АП-10020/2024 по делу N А07-5179/2024
Требование: О возмещении убытков по договору перевозки грузов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Как следует из обжалуемого судебного акта, отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что условия договоров, заключенных между грузоотправителем и истцом, между поставщиком и покупателем устанавливают в рамках соответствующих двусторонних отношений штрафную ответственность, что не свидетельствует о нарушении ответчиком как перевозчиком, принятых на себя, в силу договора, обязательств перед истцом.
Требование: О возмещении убытков по договору перевозки грузов.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.Как следует из обжалуемого судебного акта, отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что условия договоров, заключенных между грузоотправителем и истцом, между поставщиком и покупателем устанавливают в рамках соответствующих двусторонних отношений штрафную ответственность, что не свидетельствует о нарушении ответчиком как перевозчиком, принятых на себя, в силу договора, обязательств перед истцом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как покупателю взыскать убытки с поставщика, нарушившего условия договора поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно подходу, отраженному в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, если недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика. Однако если причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на него независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно подходу, отраженному в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, если недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика. Однако если причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на него независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Освобождает ли поставщика от ответственности за недостачу товара переход риска случайной гибели или случайного повреждения товара на покупателя
(КонсультантПлюс, 2025)"...Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2009 г. по делу N А40-73479/08-104-404 в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что кокс доменный прибыл в исправных вагонах без перегрузки в пути следования, а передача груза перевозчиком в количестве меньшем, чем указано в железнодорожных накладных, не является основанием для возложения ответственности на поставщика (ЗАО "Сибуглемет"), поскольку согласно условиям договора ответчик несет риск утраты либо повреждения груза до момента его передачи перевозчику, ответственность которого за сохранность груза установлена ст. 796 ГК РФ.
Освобождает ли поставщика от ответственности за недостачу товара переход риска случайной гибели или случайного повреждения товара на покупателя
(КонсультантПлюс, 2025)"...Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2009 г. по делу N А40-73479/08-104-404 в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что кокс доменный прибыл в исправных вагонах без перегрузки в пути следования, а передача груза перевозчиком в количестве меньшем, чем указано в железнодорожных накладных, не является основанием для возложения ответственности на поставщика (ЗАО "Сибуглемет"), поскольку согласно условиям договора ответчик несет риск утраты либо повреждения груза до момента его передачи перевозчику, ответственность которого за сохранность груза установлена ст. 796 ГК РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18
"О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки"При наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
"О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки"При наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)27. Лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом и не может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)27. Лицо, оказывающее поставщику товаров (работ, услуг) иные услуги, помимо услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику, не является платежным агентом и не может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Готовое решение: Как составить трехсторонний агентский договор
(КонсультантПлюс, 2025)Например, агент посредничает между двумя принципалами - поставщиком и покупателем товаров - и содействует исполнению договора (находит и заказывает услуги перевозчика, экспертов для приемки товаров и т.п.).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, агент посредничает между двумя принципалами - поставщиком и покупателем товаров - и содействует исполнению договора (находит и заказывает услуги перевозчика, экспертов для приемки товаров и т.п.).
Типовая ситуация: Как заполнить товарную накладную ТОРГ-12
(Издательство "Главная книга", 2025)Накладную со стороны продавца подписывает главный бухгалтер и лицо, ответственное за отгрузку. В строках "Отпуск груза разрешил" и "Отпуск груза произвел" может расписаться один человек.
(Издательство "Главная книга", 2025)Накладную со стороны продавца подписывает главный бухгалтер и лицо, ответственное за отгрузку. В строках "Отпуск груза разрешил" и "Отпуск груза произвел" может расписаться один человек.
Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за непредоставление информации в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Повышение информационного наполнения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве сведениями о ценах строительных ресурсов (услуг) и установление административной ответственности производителей, импортеров и перевозчиков за непредоставление информации во ФГИС ЦС включены в План мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утв. Правительством РФ 10.12.2020 N 11789п-П16. В связи с этим необходимо внесение изменений в КоАП РФ в части установления административной ответственности за нарушение установленных требований предоставлять информацию о ценах на строительные ресурсы (услуги) для: производителей и поставщиков строительных ресурсов (импорт); юридических лиц, осуществляющих перевозку строительных ресурсов автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным транспортом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Повышение информационного наполнения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве сведениями о ценах строительных ресурсов (услуг) и установление административной ответственности производителей, импортеров и перевозчиков за непредоставление информации во ФГИС ЦС включены в План мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утв. Правительством РФ 10.12.2020 N 11789п-П16. В связи с этим необходимо внесение изменений в КоАП РФ в части установления административной ответственности за нарушение установленных требований предоставлять информацию о ценах на строительные ресурсы (услуги) для: производителей и поставщиков строительных ресурсов (импорт); юридических лиц, осуществляющих перевозку строительных ресурсов автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным транспортом.
Готовое решение: Как составить претензию к поставщику
(КонсультантПлюс, 2025)Если из условий договора вытекает, что риски повреждения, гибели товара в пути несет покупатель, то возложить ответственность на поставщика можно, только если в момент заключения договора тот знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю (п. 2 ст. 459 ГК РФ). Поэтому если поставщик передал товар перевозчику в надлежащем состоянии, то претензию в таком случае следует предъявить компании, которая фактически осуществляла доставку.
(КонсультантПлюс, 2025)Если из условий договора вытекает, что риски повреждения, гибели товара в пути несет покупатель, то возложить ответственность на поставщика можно, только если в момент заключения договора тот знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю (п. 2 ст. 459 ГК РФ). Поэтому если поставщик передал товар перевозчику в надлежащем состоянии, то претензию в таком случае следует предъявить компании, которая фактически осуществляла доставку.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Сторонники первой точки зрения признают грузополучателя и грузоотправителя одной (единой) стороной договора перевозки, а перевозчика другой стороной <1>. Однако, хотя грузополучатель, выступающий по договору поставки покупателем, заинтересован в получении груза от поставщика-отправителя, юридически он не становится заказчиком конкретной перевозочной услуги, во исполнение которой ему будет доставлен груз. Фактическим заказчиком является грузоотправитель, который находит перевозчика, оговаривает с ним условия перевозки, предъявляет груз к перевозке и подписывает транспортную накладную. Также не совсем ясно, почему, у грузоотправителя и грузополучателя разные права и обязанности, и разная ответственность перед перевозчиком, если они выступают на одной стороне договора.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Сторонники первой точки зрения признают грузополучателя и грузоотправителя одной (единой) стороной договора перевозки, а перевозчика другой стороной <1>. Однако, хотя грузополучатель, выступающий по договору поставки покупателем, заинтересован в получении груза от поставщика-отправителя, юридически он не становится заказчиком конкретной перевозочной услуги, во исполнение которой ему будет доставлен груз. Фактическим заказчиком является грузоотправитель, который находит перевозчика, оговаривает с ним условия перевозки, предъявляет груз к перевозке и подписывает транспортную накладную. Также не совсем ясно, почему, у грузоотправителя и грузополучателя разные права и обязанности, и разная ответственность перед перевозчиком, если они выступают на одной стороне договора.
Статья: Если сроки доставки нарушены
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Своевременная доставка товаров - залог успешного бизнеса, но нередко транспортные компании допускают просрочки и возникает спор о взыскании неустойки. Особенно неприятны неожиданные срывы, когда перевозчик ссылается на непредвиденные обстоятельства (форс-мажор). Хотя встречается и перевод стрелок на получателя груза. В одних случаях это обоснованно, а в других - не что иное, как попытка переложить бремя ответственности на невиновного. Анализируем споры с перевозчиками: при каких условиях суды взыскивают неустойку, компенсацию ущерба с перевозчика; когда равнодушны к ссылкам на форс-мажор; на что обращают внимание, если поставщик обвиняет получателя. Делаем выводы, которые могут помочь и в текущей ситуации. А также даем образец формулировки для договора с оговоркой о международных санкциях как форс-мажоре.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 4)Своевременная доставка товаров - залог успешного бизнеса, но нередко транспортные компании допускают просрочки и возникает спор о взыскании неустойки. Особенно неприятны неожиданные срывы, когда перевозчик ссылается на непредвиденные обстоятельства (форс-мажор). Хотя встречается и перевод стрелок на получателя груза. В одних случаях это обоснованно, а в других - не что иное, как попытка переложить бремя ответственности на невиновного. Анализируем споры с перевозчиками: при каких условиях суды взыскивают неустойку, компенсацию ущерба с перевозчика; когда равнодушны к ссылкам на форс-мажор; на что обращают внимание, если поставщик обвиняет получателя. Делаем выводы, которые могут помочь и в текущей ситуации. А также даем образец формулировки для договора с оговоркой о международных санкциях как форс-мажоре.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Пример 1.1. Компания из Сибири заказала у поставщика в Москве котел для своих технологических линий. По условиям договора обязательства поставщика считаются исполненными в момент сдачи товара перевозчику. При этом в договоре перевозки оговорена ответственность перевозчика в случае повреждения перевозимого груза в соответствии с положениями ст. 786 ГК РФ, вплоть до полного возмещения его стоимости. А вот право собственности будет передано только по факту полной оплаты товара, который к тому же продан с рассрочкой платежа. В ходе исполнения договора была осуществлена частичная (30%) предоплата (Д-т 60 - К-т 51).
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)Пример 1.1. Компания из Сибири заказала у поставщика в Москве котел для своих технологических линий. По условиям договора обязательства поставщика считаются исполненными в момент сдачи товара перевозчику. При этом в договоре перевозки оговорена ответственность перевозчика в случае повреждения перевозимого груза в соответствии с положениями ст. 786 ГК РФ, вплоть до полного возмещения его стоимости. А вот право собственности будет передано только по факту полной оплаты товара, который к тому же продан с рассрочкой платежа. В ходе исполнения договора была осуществлена частичная (30%) предоплата (Д-т 60 - К-т 51).
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Наконец, в-четвертых, не способствует определенности правоприменительной практики при квалификации служб заказа такси в качестве владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах) отсутствие единого мнения в доктрине. Л.В. Кузнецова считает, что "пытаться полностью или в части переложить на агрегаторов электронной коммерции ответственность по сделкам, совершаемым пользователями соответствующих интернет-сервисов/платформ, - ошибочный путь" <31>. Е.Д. Суворов полагает, что "аргументы в пользу ответственности владельца агрегатора перед потребителем имеются в достаточном количестве". По его мнению, "вопрос о том, по какой модели должна строиться такая ответственность (дополнительная к ответственности товаровладельца по модели поручительства или ответственность агрегатора как стороны по договору), должен составить предмет отдельного исследования" <32>. В.А. Белов, анализируя положения проекта Директивы Европейского союза "Об онлайн-посреднических платформах", приходит к выводу, что "закрепление солидарной ответственности за операторами платформы по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных между поставщиками и клиентами, является в ряде случаев весьма оправданным и адекватным правовым решением, которое находит свое подтверждение в зарубежной и отечественной судебной практике" <33>. Вместе с тем высказанные точки зрения касаются прежде всего агрегаторов информации о товарах и не учитывают ни особенности отношений по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, ни специфику функционирования агрегаторов - служб заказа такси и перевозчиков, обусловливающую возможность особого распределения ответственности между ними.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Наконец, в-четвертых, не способствует определенности правоприменительной практики при квалификации служб заказа такси в качестве владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах) отсутствие единого мнения в доктрине. Л.В. Кузнецова считает, что "пытаться полностью или в части переложить на агрегаторов электронной коммерции ответственность по сделкам, совершаемым пользователями соответствующих интернет-сервисов/платформ, - ошибочный путь" <31>. Е.Д. Суворов полагает, что "аргументы в пользу ответственности владельца агрегатора перед потребителем имеются в достаточном количестве". По его мнению, "вопрос о том, по какой модели должна строиться такая ответственность (дополнительная к ответственности товаровладельца по модели поручительства или ответственность агрегатора как стороны по договору), должен составить предмет отдельного исследования" <32>. В.А. Белов, анализируя положения проекта Директивы Европейского союза "Об онлайн-посреднических платформах", приходит к выводу, что "закрепление солидарной ответственности за операторами платформы по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных между поставщиками и клиентами, является в ряде случаев весьма оправданным и адекватным правовым решением, которое находит свое подтверждение в зарубежной и отечественной судебной практике" <33>. Вместе с тем высказанные точки зрения касаются прежде всего агрегаторов информации о товарах и не учитывают ни особенности отношений по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси, ни специфику функционирования агрегаторов - служб заказа такси и перевозчиков, обусловливающую возможность особого распределения ответственности между ними.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- затраты на страхование ответственности перевозчика за перевозимый груз (см. письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2006 N 18-11/3/85458@).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)- затраты на страхование ответственности перевозчика за перевозимый груз (см. письмо УФНС России по г. Москве от 28.09.2006 N 18-11/3/85458@).
Статья: Заменит ли бумажный документ составленную с ошибками электронную первичку
("Главная книга", 2024, N 11)Что касается поставщика, то он должен отразить доход на основании бумажной первички, даже если электронный документ составлен с ошибками и не подписан ответственными лицами <4>. Поскольку обязанность поставщика передать товар покупателю считается исполненной, когда он вручил товар покупателю, перевозчику или транспортной компании (если иное не предусмотрено договором) <5>. А это подтверждает бумажная накладная/УПД.
("Главная книга", 2024, N 11)Что касается поставщика, то он должен отразить доход на основании бумажной первички, даже если электронный документ составлен с ошибками и не подписан ответственными лицами <4>. Поскольку обязанность поставщика передать товар покупателю считается исполненной, когда он вручил товар покупателю, перевозчику или транспортной компании (если иное не предусмотрено договором) <5>. А это подтверждает бумажная накладная/УПД.