Ответственность органа опеки и попечительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность органа опеки и попечительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, орган опеки правомерно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за несвоевременное представление сведений об установлении попечительства над физическим лицом. Орган опеки полагал решение инспекции неправомерным, поскольку у подопечного отсутствовало имущество.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, орган опеки правомерно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за несвоевременное представление сведений об установлении попечительства над физическим лицом. Орган опеки полагал решение инспекции неправомерным, поскольку у подопечного отсутствовало имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Еще одним вариантом подтверждения наступления условия может стать определенный акт органа опеки и попечительства (по образцу того, что сейчас используется при установлении патронажа в соответствии со ст. 41 ГК РФ). Этот вариант кажется наименее предпочтительным из всех, поскольку (а) сотрудники органа опеки и попечительства не обладают медицинскими знаниями, следовательно, так же будут полагаться на медицинские документы, которые им предоставят члены семьи (полномочия органов опеки и попечительства запрашивать информацию, составляющую врачебную тайну, ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан не содержит); (б) закон не предусматривает страхование ответственности органов опеки и попечительства (в отличие от страхования ответственности нотариусов); (в) сведения о наличии распоряжения на случай болезни органы опеки и попечительства в любом случае будут получать из реестра, который, как предполагается, будут вести нотариусы, а следовательно, получится удвоение задействованных лиц, что само по себе не очень желательно.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)Еще одним вариантом подтверждения наступления условия может стать определенный акт органа опеки и попечительства (по образцу того, что сейчас используется при установлении патронажа в соответствии со ст. 41 ГК РФ). Этот вариант кажется наименее предпочтительным из всех, поскольку (а) сотрудники органа опеки и попечительства не обладают медицинскими знаниями, следовательно, так же будут полагаться на медицинские документы, которые им предоставят члены семьи (полномочия органов опеки и попечительства запрашивать информацию, составляющую врачебную тайну, ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан не содержит); (б) закон не предусматривает страхование ответственности органов опеки и попечительства (в отличие от страхования ответственности нотариусов); (в) сведения о наличии распоряжения на случай болезни органы опеки и попечительства в любом случае будут получать из реестра, который, как предполагается, будут вести нотариусы, а следовательно, получится удвоение задействованных лиц, что само по себе не очень желательно.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства
Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 249
(ред. от 19.12.2018)
"Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(вместе с "Правилами выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенными условиями договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требованиями к юридическим лицам, выразившим намерения заключить указанный договор", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, и контроля за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию")8. Ответственный специалист органа опеки и попечительства осуществляет в порядке, установленном органом опеки и попечительства, мониторинг информации о выезде (возвращении) несовершеннолетних в соответствии со сроком возвращения, предусмотренным договором об организации отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних.
(ред. от 19.12.2018)
"Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(вместе с "Правилами выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенными условиями договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требованиями к юридическим лицам, выразившим намерения заключить указанный договор", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, и контроля за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию")8. Ответственный специалист органа опеки и попечительства осуществляет в порядке, установленном органом опеки и попечительства, мониторинг информации о выезде (возвращении) несовершеннолетних в соответствии со сроком возвращения, предусмотренным договором об организации отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних.
Статья: Отмена усыновления (удочерения): правовая природа, основания, порядок и правовые последствия
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)Ключевые слова: усыновление, отмена усыновления, усыновитель, усыновленный, семейно-правовая ответственность, алиментные обязательства, органы опеки и попечительства.
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)Ключевые слова: усыновление, отмена усыновления, усыновитель, усыновленный, семейно-правовая ответственность, алиментные обязательства, органы опеки и попечительства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Часть 5 ст. 20 ФЗ "Об основах здоровья граждан" закрепляет требование извещать орган опеки и попечительства об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа, только в отношении законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным. Данное положение должно распространяться и на законных представителей несовершеннолетних <1>. В связи с тем, что обязанность родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ), должна быть обеспечена возможностью принудительного ее осуществления и установлением ответственности за неисполнение <2>. Вероятно, обязанность медицинских организаций извещать органы опеки и попечительства во всех случаях, когда законный представитель отказывается от медицинского вмешательства в отношении своего ребенка или подопечного, позволила бы своевременно обратить внимание на исполнение родителями их обязанностей <3>. При этом медицинская организация не только должна проинформировать органы опеки и попечительства об отказе от медицинского вмешательства, но и направить документы о том, что медицинским работником представлена законному представителю информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о последствиях отказа от первичной медико-санитарной помощи.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Часть 5 ст. 20 ФЗ "Об основах здоровья граждан" закрепляет требование извещать орган опеки и попечительства об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа, только в отношении законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным. Данное положение должно распространяться и на законных представителей несовершеннолетних <1>. В связи с тем, что обязанность родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ), должна быть обеспечена возможностью принудительного ее осуществления и установлением ответственности за неисполнение <2>. Вероятно, обязанность медицинских организаций извещать органы опеки и попечительства во всех случаях, когда законный представитель отказывается от медицинского вмешательства в отношении своего ребенка или подопечного, позволила бы своевременно обратить внимание на исполнение родителями их обязанностей <3>. При этом медицинская организация не только должна проинформировать органы опеки и попечительства об отказе от медицинского вмешательства, но и направить документы о том, что медицинским работником представлена законному представителю информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о последствиях отказа от первичной медико-санитарной помощи.
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)В российском законодательстве предусмотрена возможность привлечения органов опеки и попечительства к ответственности за вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства (ст. 29 Закона "Об опеке и попечительстве"). В отношении опекунов и попечителей Закон не использует категорию юридической ответственности, но среди оснований прекращения опеки и попечительства предусматривает освобождение и отстранение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя). Освобождение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) возможно, в т.ч. временно в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. Освобождение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) может происходить по его просьбе при наличии уважительных как объективных, так и субъективных причин, изложенных в письменном заявлении в адрес органа опеки и попечительства (изменение семейного положения опекуна (попечителя); отсутствие взаимопонимания с подопечным; конфликты с супругом опекуна (попечителя) и нежелание совместно решать возникающие трудности в семье и т.п.). Отстранение в отличие от освобождения от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) всегда является следствием виновного поведения лица: ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей; нарушения прав и законных интересов подопечного, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; при выявлении органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения им (п. 5 ст. 29 Закона "Об опеке и попечительстве"). Отстранение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) следует квалифицировать как меру семейно-правовой ответственности, подтверждением тому служат разъяснения Минюста России от 20 июля 2015 г. по вопросу: имеют ли право родители, лишенные родительских прав, на общение с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях посторонних граждан? <21> При лишении родительских прав родители утрачивают право жить вместе со своими детьми и воспитывать их, право на общение с ними. Таким образом, даже при согласии на это законных представителей ребенка родители, лишенные родительских прав, не имеют права на общение со своими детьми <22>. В случае установления факта нарушения данного запрета со стороны опекунов (попечителей) орган опеки и попечительства может применить к таким законным представителям меры ответственности вплоть до освобождения от исполнения обязанностей опекуна (попечителя). Отстранение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) является принудительной мерой, которая применяется по инициативе органа опеки и попечительства за виновные действия опекуна или попечителя и в отличие от освобождения не может носить временный характер. Решение об отстранении от исполнения возложенных обязанностей не зависит от желания опекуна (попечителя), потому что является мерой юридической ответственности, применяемой к лицу за виновные действия. В случае выявления фактов жестокого обращения с детьми, оставления ребенка без надлежащего ухода, когда в действиях опекуна или попечителя обнаружены признаки административного или уголовного правонарушения, по инициативе органа опеки и попечительства, органа прокуратуры или иного заинтересованного лица в отношении опекуна или попечителя возбуждается уголовное или административное дело. Опекун или попечитель может быть отстранен от исполнения обязанностей законного представителя не только в случае его негативного воздействия на личность подопечного, но и при нарушении его имущественных прав (растрата, присвоение имущества подопечного, безвозмездная передача имущества подопечного третьим лицам, умышленное повреждение или уничтожение имущества подопечного).
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)В российском законодательстве предусмотрена возможность привлечения органов опеки и попечительства к ответственности за вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства (ст. 29 Закона "Об опеке и попечительстве"). В отношении опекунов и попечителей Закон не использует категорию юридической ответственности, но среди оснований прекращения опеки и попечительства предусматривает освобождение и отстранение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя). Освобождение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) возможно, в т.ч. временно в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. Освобождение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) может происходить по его просьбе при наличии уважительных как объективных, так и субъективных причин, изложенных в письменном заявлении в адрес органа опеки и попечительства (изменение семейного положения опекуна (попечителя); отсутствие взаимопонимания с подопечным; конфликты с супругом опекуна (попечителя) и нежелание совместно решать возникающие трудности в семье и т.п.). Отстранение в отличие от освобождения от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) всегда является следствием виновного поведения лица: ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей; нарушения прав и законных интересов подопечного, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи; при выявлении органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения им (п. 5 ст. 29 Закона "Об опеке и попечительстве"). Отстранение от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) следует квалифицировать как меру семейно-правовой ответственности, подтверждением тому служат разъяснения Минюста России от 20 июля 2015 г. по вопросу: имеют ли право родители, лишенные родительских прав, на общение с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях посторонних граждан? <21> При лишении родительских прав родители утрачивают право жить вместе со своими детьми и воспитывать их, право на общение с ними. Таким образом, даже при согласии на это законных представителей ребенка родители, лишенные родительских прав, не имеют права на общение со своими детьми <22>. В случае установления факта нарушения данного запрета со стороны опекунов (попечителей) орган опеки и попечительства может применить к таким законным представителям меры ответственности вплоть до освобождения от исполнения обязанностей опекуна (попечителя). Отстранение от выполнения обязанностей опекуна (попечителя) является принудительной мерой, которая применяется по инициативе органа опеки и попечительства за виновные действия опекуна или попечителя и в отличие от освобождения не может носить временный характер. Решение об отстранении от исполнения возложенных обязанностей не зависит от желания опекуна (попечителя), потому что является мерой юридической ответственности, применяемой к лицу за виновные действия. В случае выявления фактов жестокого обращения с детьми, оставления ребенка без надлежащего ухода, когда в действиях опекуна или попечителя обнаружены признаки административного или уголовного правонарушения, по инициативе органа опеки и попечительства, органа прокуратуры или иного заинтересованного лица в отношении опекуна или попечителя возбуждается уголовное или административное дело. Опекун или попечитель может быть отстранен от исполнения обязанностей законного представителя не только в случае его негативного воздействия на личность подопечного, но и при нарушении его имущественных прав (растрата, присвоение имущества подопечного, безвозмездная передача имущества подопечного третьим лицам, умышленное повреждение или уничтожение имущества подопечного).