Ответственность муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственное нормотворчество - обязательный элемент муниципальной службы
(Артамонов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)В статье по результатам анализа регистрационной деятельности территориальных органов Минюста России в отношении уставов муниципальных образований, оценки качества нормотворчества органов местного самоуправления выявляются типичные недостатки, предлагается выработка мер по повышению ответственности муниципальных служащих.
(Артамонов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 2)В статье по результатам анализа регистрационной деятельности территориальных органов Минюста России в отношении уставов муниципальных образований, оценки качества нормотворчества органов местного самоуправления выявляются типичные недостатки, предлагается выработка мер по повышению ответственности муниципальных служащих.
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)2) отстранение до решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципального служащего (ст. 27).
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)2) отстранение до решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципального служащего (ст. 27).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 27. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 27. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Обзоре практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0), направленном Письмом от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479, подразделяет все коррупционные правонарушения (связанные с ненадлежащим исполнением государственными и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) на значительные (за которые применяется взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия) (Приложение N 1), малозначительные (за которые применяются иные дисциплинарные взыскания) (Приложение N 2) и несущественные (при совершении которых служащие к ответственности не привлекаются) (Приложение N 3).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Обзоре практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0), направленном Письмом от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479, подразделяет все коррупционные правонарушения (связанные с ненадлежащим исполнением государственными и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) на значительные (за которые применяется взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия) (Приложение N 1), малозначительные (за которые применяются иные дисциплинарные взыскания) (Приложение N 2) и несущественные (при совершении которых служащие к ответственности не привлекаются) (Приложение N 3).
Статья: Требования при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)И в заключение несколько слов об ответственности. В случае пропуска работодателем десятидневного срока, несоблюдения установленной формы сообщения, направления письма в ненадлежащий государственный или муниципальный орган высока вероятность наступления административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего. В соответствии со статьей 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях это правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)И в заключение несколько слов об ответственности. В случае пропуска работодателем десятидневного срока, несоблюдения установленной формы сообщения, направления письма в ненадлежащий государственный или муниципальный орган высока вероятность наступления административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего. В соответствии со статьей 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях это правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч рублей.
Статья: Проблемные аспекты усовершенствования муниципальной службы в Российской Федерации
(Лихачев С.В., Ракша Н.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Таким образом, обновление муниципальной службы носит комплексный характер, что требует коренных изменений и соответствующих действий со стороны органов муниципального управления, а именно: приведение в соответствие с международно-правовыми актами норм отечественного законодательства относительно внедрения принципов муниципальной службы, с учетом национальных социально-экономических, политических и организационных условий; установление системы принципов муниципальной службы в едином законе о ее основах; дальнейшее нормирование дискреционных полномочий в деятельности муниципальных органов: конкретизация их объема, круга соответствующих лиц; разграничение функций принятия решений, их выполнения, контроля за выполнением; регламентация административных процедур, направленных на реализацию принципов; улучшение механизмов контроля и личной ответственности муниципальных служащих (в том числе материальной), совершенствование процедур судебной защиты прав и свобод граждан; усовершенствование стандарта и законодательное урегулирование предоставления управленческих услуг муниципальными служащими.
(Лихачев С.В., Ракша Н.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Таким образом, обновление муниципальной службы носит комплексный характер, что требует коренных изменений и соответствующих действий со стороны органов муниципального управления, а именно: приведение в соответствие с международно-правовыми актами норм отечественного законодательства относительно внедрения принципов муниципальной службы, с учетом национальных социально-экономических, политических и организационных условий; установление системы принципов муниципальной службы в едином законе о ее основах; дальнейшее нормирование дискреционных полномочий в деятельности муниципальных органов: конкретизация их объема, круга соответствующих лиц; разграничение функций принятия решений, их выполнения, контроля за выполнением; регламентация административных процедур, направленных на реализацию принципов; улучшение механизмов контроля и личной ответственности муниципальных служащих (в том числе материальной), совершенствование процедур судебной защиты прав и свобод граждан; усовершенствование стандарта и законодательное урегулирование предоставления управленческих услуг муниципальными служащими.
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Государственные гражданские и муниципальные служащие вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя осуществлять иную оплачиваемую работу. Выполнение иной оплачиваемой работы не должно повлечь конфликт интересов. При этом порядок уведомления законодательно не регламентирован. Исходя из общего смысла и содержания норм законодательства о государственной гражданской службе уведомление необходимо подавать в письменной форме до начала осуществления иной оплачиваемой работы. Уведомления рассматривает представитель нанимателя путем наложения соответствующих резолюций. За нарушение установленной обязанности государственный гражданский или муниципальный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)Государственные гражданские и муниципальные служащие вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя осуществлять иную оплачиваемую работу. Выполнение иной оплачиваемой работы не должно повлечь конфликт интересов. При этом порядок уведомления законодательно не регламентирован. Исходя из общего смысла и содержания норм законодательства о государственной гражданской службе уведомление необходимо подавать в письменной форме до начала осуществления иной оплачиваемой работы. Уведомления рассматривает представитель нанимателя путем наложения соответствующих резолюций. За нарушение установленной обязанности государственный гражданский или муниципальный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Статья: Комментарий к Информации Минтруда России от 30.12.2022 "Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)"
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Отметим, что при заполнении и последующей проверке сведений о доходах полезно учесть опыт предыдущих декларационных кампаний. В помощь лицам, обязанным представлять справки о доходах, будет Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленный Минтрудом в марте 2022 года (см. Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479).
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Отметим, что при заполнении и последующей проверке сведений о доходах полезно учесть опыт предыдущих декларационных кампаний. В помощь лицам, обязанным представлять справки о доходах, будет Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленный Минтрудом в марте 2022 года (см. Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479).
Ситуация: Каков порядок сдачи квалификационного экзамена муниципальным служащим?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении квалификационного экзамена аттестационная комиссия оценивает знания и умения (профессиональный уровень) муниципального служащего в соответствии со сложностью и ответственностью выполняемой им работы на основе экзаменационных процедур. Комиссия может использовать, в частности, такие методы оценки, как индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы (ч. 9 ст. 23 Закона г. Москвы N 50).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении квалификационного экзамена аттестационная комиссия оценивает знания и умения (профессиональный уровень) муниципального служащего в соответствии со сложностью и ответственностью выполняемой им работы на основе экзаменационных процедур. Комиссия может использовать, в частности, такие методы оценки, как индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы (ч. 9 ст. 23 Закона г. Москвы N 50).
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<17> Письмо Минтруда России от 15 апреля 2022 г. N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" // СПС "КонсультантПлюс".
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<17> Письмо Минтруда России от 15 апреля 2022 г. N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Публично-правовая ответственность должностных лиц в процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В связи с вышеизложенными обстоятельствами внимание правоведов неоднократно акцентировалось на комплексном характере законодательства о процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования, содержащего элементы как конституционного и муниципального права, так и бюджетного и конкурсного права <8>. Тем не менее, несмотря на разработанность данной проблематики в юридической науке и традиционность темы юридической ответственности государственных и муниципальных служащих <9>, немногие исследователи обращались к анализу законодательного регулирования ответственности должностных лиц муниципального образования, к компетенции которых относятся вопросы аккумулирования и распределения бюджетных средств <10>.
(Кузнецов А.С., Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В связи с вышеизложенными обстоятельствами внимание правоведов неоднократно акцентировалось на комплексном характере законодательства о процедуре восстановления платежеспособности муниципального образования, содержащего элементы как конституционного и муниципального права, так и бюджетного и конкурсного права <8>. Тем не менее, несмотря на разработанность данной проблематики в юридической науке и традиционность темы юридической ответственности государственных и муниципальных служащих <9>, немногие исследователи обращались к анализу законодательного регулирования ответственности должностных лиц муниципального образования, к компетенции которых относятся вопросы аккумулирования и распределения бюджетных средств <10>.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (или муниципальным) служащим по последнему месту его службы, когда это обязательно, влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ (подробнее об этом см. разд. 3 настоящего материала). При этом привлечение к ответственности не освобождает от обязанности направить такое сообщение. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, ч. 4, 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. п. 10, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46.
(КонсультантПлюс, 2025)Несообщение либо несоблюдение порядка сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (или муниципальным) служащим по последнему месту его службы, когда это обязательно, влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ (подробнее об этом см. разд. 3 настоящего материала). При этом привлечение к ответственности не освобождает от обязанности направить такое сообщение. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, ч. 4, 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. п. 10, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46.