Ответственность казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 123.22 "Государственное учреждение и муниципальное учреждение" ГК РФ"Из системного толкования статей 123.22 и 399 ГК РФ следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества казенного учреждения является дополнительной к ответственности основного должника, наступает при недостаточности имущества у данного учреждения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 216 "Вещные права лиц, не являющихся собственниками" ГК РФ"Учитывая положения пункта 4 статьи 123.22, статьи 210, пункта 4 статьи 214, статей 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что Минимущество Омской области является собственником имущества, переданного в оперативное управление и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения при недостаточности денежных средств, в связи с чем было привлечено к участию в деле в качестве ответчика, суды обоснованно указали, что доводы Минимущества Омской области об отсутствии у него полномочий по консервации объектов Омского метрополитена противоречат установленным вступившим в законную силу судебным актом фактам длительного бездействия учреждения, не обеспечившего консервацию объектов незавершенного строительства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях можно привлечь к субсидиарной ответственности и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)2.2.1. Кто несет субсидиарную ответственность по долгам казенного учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)2.2.1. Кто несет субсидиарную ответственность по долгам казенного учреждения
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Особенности в гражданско-правовом смысле казенных учреждений заключаются в специальном правовом регулировании правового положения казенного учреждения. Особенности ответственности казенного учреждения по своим обязательствам определяются правилами пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Особенности в гражданско-правовом смысле казенных учреждений заключаются в специальном правовом регулировании правового положения казенного учреждения. Особенности ответственности казенного учреждения по своим обязательствам определяются правилами пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"в) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального казенного учреждения при их недостаточности, - главный распорядитель средств федерального бюджета и орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 10 статьи 242.3 БК РФ),
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"в) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального казенного учреждения при их недостаточности, - главный распорядитель средств федерального бюджета и орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 10 статьи 242.3 БК РФ),
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника государственного казенного учреждения может быть реализована только при отсутствии возможности у основного должника - частного или казенного учреждения, удовлетворить требования кредитора. При этом иск может быть предъявлен одновременно к основному и субсидиарному должникам. В таком случае, при удовлетворении судом иска, в резолютивной части решения суда указывается на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника государственного казенного учреждения может быть реализована только при отсутствии возможности у основного должника - частного или казенного учреждения, удовлетворить требования кредитора. При этом иск может быть предъявлен одновременно к основному и субсидиарному должникам. В таком случае, при удовлетворении судом иска, в резолютивной части решения суда указывается на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Изъятие из круга лиц, которые могут быть признаны банкротами, политических партий, религиозных организаций, а также публичных корпораций и фондов объясняется политическими соображениями: обеспечением гарантий идеологического и религиозного многообразия в развивающемся российском обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ); стремлением государства обезопасить имущество публичных корпораций и фондов, являющееся, по существу, государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако такой подход означает законодательное установление двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний. Если же учесть, что публичные компании по экономическому потенциалу занимают львиную долю в экономике страны, то можно сделать вывод, что значительная часть российской экономики не является рыночной. Правильно было бы отказаться от двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний, поскольку такой подход нарушает принцип равенства участников экономических отношений и вредит экономике. Можно также предложить законодателю установить субсидиарную ответственность государства (казны) по долгам государственной корпорации (по аналогии с ответственностью по долгам казенного предприятия, учреждения) <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Изъятие из круга лиц, которые могут быть признаны банкротами, политических партий, религиозных организаций, а также публичных корпораций и фондов объясняется политическими соображениями: обеспечением гарантий идеологического и религиозного многообразия в развивающемся российском обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ); стремлением государства обезопасить имущество публичных корпораций и фондов, являющееся, по существу, государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако такой подход означает законодательное установление двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний. Если же учесть, что публичные компании по экономическому потенциалу занимают львиную долю в экономике страны, то можно сделать вывод, что значительная часть российской экономики не является рыночной. Правильно было бы отказаться от двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний, поскольку такой подход нарушает принцип равенства участников экономических отношений и вредит экономике. Можно также предложить законодателю установить субсидиарную ответственность государства (казны) по долгам государственной корпорации (по аналогии с ответственностью по долгам казенного предприятия, учреждения) <1>.
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ)). Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п. п. 3 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами п. 2 ст. 123.28 ГК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 56 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ)). Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п. п. 3 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами п. 2 ст. 123.28 ГК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 56 ГК РФ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта Российской Федерации, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);
Готовое решение: Как оформить исполнение обязанностей материально ответственного лица на период его ежегодного отпуска
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете поручить исполнение обязанностей материально ответственного лица на период его ежегодного отпуска, как правило, любому работнику. Но есть ограничения. Например, если материально ответственное лицо - главный бухгалтер, его обязанности по ведению бухучета нельзя поручить временно пребывающему в РФ иностранцу, что следует из п. 3 ст. 14 Закона об иностранцах. Также учтите, что не всегда получится заключить с работником договор о полной материальной ответственности. Например, его нельзя заключить с несовершеннолетним (ч. 1 ст. 244 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете поручить исполнение обязанностей материально ответственного лица на период его ежегодного отпуска, как правило, любому работнику. Но есть ограничения. Например, если материально ответственное лицо - главный бухгалтер, его обязанности по ведению бухучета нельзя поручить временно пребывающему в РФ иностранцу, что следует из п. 3 ст. 14 Закона об иностранцах. Также учтите, что не всегда получится заключить с работником договор о полной материальной ответственности. Например, его нельзя заключить с несовершеннолетним (ч. 1 ст. 244 ТК РФ).
Статья: Имущественная обособленность как признак юридического лица: теория и практика (по страницам классики и судебных актов)
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(Филиппова С.Ю., Шиткина И.С.)
("Закон", 2024, N 8)Четвертая стадия. В случае недостаточности имущества юридического лица для расчетов с его кредиторами, в зависимости от организационно-правовой формы и конкретной ситуации решается вопрос о привлечении к ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей. Например, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Согласно п. 5 и 6 ст. 123.22 по обязательствам бюджетного и частного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях <32> Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта РФ, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта РФ лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта РФ как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)д) по искам, предусматривающим взыскание средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения субъекта РФ, при их недостаточности - главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ и орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта РФ лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта РФ как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 9 ст. 242.4 БК РФ);