Ответственность казенного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидиарная ответственность муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Установив, что решением суда удовлетворены требования истца к муниципальному казенному предприятию, субсидиарную ответственность по обязательствам которого несет его собственник, исполнительное производство в отношении МКП... окончено ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, суд пришел к правильному выводу о взыскании [денежных средств - ред.] с комитета имущественных и земельных отношений администрации... за счет средств муниципального образования... как с собственника казенного предприятия в порядке субсидиарной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Установив, что решением суда удовлетворены требования истца к муниципальному казенному предприятию, субсидиарную ответственность по обязательствам которого несет его собственник, исполнительное производство в отношении МКП... окончено ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, суд пришел к правильному выводу о взыскании [денежных средств - ред.] с комитета имущественных и земельных отношений администрации... за счет средств муниципального образования... как с собственника казенного предприятия в порядке субсидиарной ответственности.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Бремя доказывания в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Бремя доказывания того, что казенное предприятие исполнило (может исполнить) обязательства перед истцом, возложено на муниципальное образование, привлекаемое к субсидиарной ответственности по обязательствам казенного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Бремя доказывания того, что казенное предприятие исполнило (может исполнить) обязательства перед истцом, возложено на муниципальное образование, привлекаемое к субсидиарной ответственности по обязательствам казенного предприятия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и виды юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ)). Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п. п. 3 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами п. 2 ст. 123.28 ГК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 56 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- самостоятельная имущественная ответственность (юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ)). Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абз. 3 п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21, п. п. 3 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами п. 2 ст. 123.28 ГК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 56 ГК РФ);
Готовое решение: Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)В большинстве случаев учредители (участники) не отвечают по обязательствам юрлица. В частности, это касается ООО, АО, унитарных предприятий (кроме казенных). Субсидиарная ответственность учредителей указанных юрлиц может возникнуть только в исключительных случаях, например при банкротстве юрлица по вине учредителя.
(КонсультантПлюс, 2025)В большинстве случаев учредители (участники) не отвечают по обязательствам юрлица. В частности, это касается ООО, АО, унитарных предприятий (кроме казенных). Субсидиарная ответственность учредителей указанных юрлиц может возникнуть только в исключительных случаях, например при банкротстве юрлица по вине учредителя.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Изъятие из круга лиц, которые могут быть признаны банкротами, политических партий, религиозных организаций, а также публичных корпораций и фондов объясняется политическими соображениями: обеспечением гарантий идеологического и религиозного многообразия в развивающемся российском обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ); стремлением государства обезопасить имущество публичных корпораций и фондов, являющееся, по существу, государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако такой подход означает законодательное установление двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний. Если же учесть, что публичные компании по экономическому потенциалу занимают львиную долю в экономике страны, то можно сделать вывод, что значительная часть российской экономики не является рыночной. Правильно было бы отказаться от двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний, поскольку такой подход нарушает принцип равенства участников экономических отношений и вредит экономике. Можно также предложить законодателю установить субсидиарную ответственность государства (казны) по долгам государственной корпорации (по аналогии с ответственностью по долгам казенного предприятия, учреждения) <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Изъятие из круга лиц, которые могут быть признаны банкротами, политических партий, религиозных организаций, а также публичных корпораций и фондов объясняется политическими соображениями: обеспечением гарантий идеологического и религиозного многообразия в развивающемся российском обществе (ст. 13, 14 Конституции РФ); стремлением государства обезопасить имущество публичных корпораций и фондов, являющееся, по существу, государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако такой подход означает законодательное установление двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний. Если же учесть, что публичные компании по экономическому потенциалу занимают львиную долю в экономике страны, то можно сделать вывод, что значительная часть российской экономики не является рыночной. Правильно было бы отказаться от двойных стандартов в отношении публичных и частных компаний, поскольку такой подход нарушает принцип равенства участников экономических отношений и вредит экономике. Можно также предложить законодателю установить субсидиарную ответственность государства (казны) по долгам государственной корпорации (по аналогии с ответственностью по долгам казенного предприятия, учреждения) <1>.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения (в отличие от казенного предприятия, основанного на праве оперативного управления), права изымать у него имущество. Полагаем, это, в частности, связано с тем, что собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. А вот собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ).
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения (в отличие от казенного предприятия, основанного на праве оперативного управления), права изымать у него имущество. Полагаем, это, в частности, связано с тем, что собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. А вот собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ).
Готовое решение: В каких случаях можно привлечь к субсидиарной ответственности и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества этого предприятия (п. 6 ст. 113 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность при недостаточности имущества этого предприятия (п. 6 ст. 113 ГК РФ);
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Казенное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) (п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Казенное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) (п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Казенные предприятия, учреждения (как организации, субсидиарную ответственность по обязательствам которых несет учредитель-собственник), публично-правовые компании, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны несостоятельными (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 65 ГК).
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Казенные предприятия, учреждения (как организации, субсидиарную ответственность по обязательствам которых несет учредитель-собственник), публично-правовые компании, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны несостоятельными (банкротом) по решению суда (п. 1 ст. 65 ГК).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)4) принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, в частности, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация. На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции, на основании БК РФ - бюджетные и т.д.;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)4) принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, в частности, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация. На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции, на основании БК РФ - бюджетные и т.д.;