Ответственность инициатора закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность инициатора закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Управление закупками по Закону N 223-ФЗ: регламенты, риски, результаты
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Ответственные: инициаторы регулируемых закупок, закупочные подразделения.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Ответственные: инициаторы регулируемых закупок, закупочные подразделения.
Статья: Условия включения информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16 октября 2023 года N 305-ЭС23-10096
(Чваненко Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Представляется, что природа интересующей нас ответственности все-таки носит публично-правовой характер. Во-первых, в данном случае нарушитель не подвергается какому-либо имущественному взысканию. Во-вторых, поставщик, сведения о котором включены в Реестр, лишается возможности участвовать не только в торгах заказчика - инициатора привлечения поставщика к ответственности, но и во всех остальных торгах, проводимых в рамках соответствующих закупок. В-третьих, внесение сведений в РНП никак не связано с восстановлением нарушенных прав заказчика. Наконец, в-четвертых, бремя интересующей нас ответственности не перекладывается на других лиц. Иначе говоря, нет ни одного критерия частноправовой ответственности, которые признаны научной правовой доктриной <9>. Президиум ВАС РФ справедливо назвал РНП публично-правовым механизмом воздействия <10>. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ (далее - Коллегия) ранее также подчеркивала, что РНП ведется исходя из публично-правовых целей и должен обеспечивать реализацию публичных интересов <11>.
(Чваненко Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)Представляется, что природа интересующей нас ответственности все-таки носит публично-правовой характер. Во-первых, в данном случае нарушитель не подвергается какому-либо имущественному взысканию. Во-вторых, поставщик, сведения о котором включены в Реестр, лишается возможности участвовать не только в торгах заказчика - инициатора привлечения поставщика к ответственности, но и во всех остальных торгах, проводимых в рамках соответствующих закупок. В-третьих, внесение сведений в РНП никак не связано с восстановлением нарушенных прав заказчика. Наконец, в-четвертых, бремя интересующей нас ответственности не перекладывается на других лиц. Иначе говоря, нет ни одного критерия частноправовой ответственности, которые признаны научной правовой доктриной <9>. Президиум ВАС РФ справедливо назвал РНП публично-правовым механизмом воздействия <10>. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ (далее - Коллегия) ранее также подчеркивала, что РНП ведется исходя из публично-правовых целей и должен обеспечивать реализацию публичных интересов <11>.
Нормативные акты
Приказ Росаккредитации от 15.12.2017 N 374
"Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы по аккредитации при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Федеральной службы по аккредитации"3.1. с начальником структурного подразделения, иным должностным лицом, являющимся Инициатором закупки, подтверждающим, что объект закупки соответствует техническому заданию/описанию объекта закупки, а также согласие с применяемыми критериями оценки заявок, окончательных предложений и значимостью таких критериев (при их использовании). Инициатор закупки, несет ответственность за составление и содержание технического задания/описания объекта закупки, соответствие проводимой закупки целям закупки;
"Об утверждении Регламента взаимодействия структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы по аккредитации при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Федеральной службы по аккредитации"3.1. с начальником структурного подразделения, иным должностным лицом, являющимся Инициатором закупки, подтверждающим, что объект закупки соответствует техническому заданию/описанию объекта закупки, а также согласие с применяемыми критериями оценки заявок, окончательных предложений и значимостью таких критериев (при их использовании). Инициатор закупки, несет ответственность за составление и содержание технического задания/описания объекта закупки, соответствие проводимой закупки целям закупки;
Приказ Росмолодежи от 05.07.2024 N 246
"Об утверждении реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Федеральным агентством по делам молодежи закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд"сотрудники структурных подразделений Росмолодежи (инициатора закупки), указанные в контракте в качестве ответственных лиц заказчика при исполнении обязательств по контракту.
"Об утверждении реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и плана (реестра) мер, направленных на минимизацию коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Федеральным агентством по делам молодежи закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд"сотрудники структурных подразделений Росмолодежи (инициатора закупки), указанные в контракте в качестве ответственных лиц заказчика при исполнении обязательств по контракту.
Статья: Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Дело в том, что контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы, а также иные сотрудники организации заказчика (инициаторы закупки) не могут быть универсальными специалистами во всех отраслях хозяйства.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Дело в том, что контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы, а также иные сотрудники организации заказчика (инициаторы закупки) не могут быть универсальными специалистами во всех отраслях хозяйства.
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Как было указано выше, взаимные предоставления по недействительной сделке, которая была исполнена обеими сторонами, считаются равными, пока не доказано иное. И если инициативу по заключению контрактов в рамках раздробленной сделки проявлял заказчик, то обе стороны признаются действующими недобросовестно. В таком случае подлежит применению двусторонняя реституция. Это значит, что поставщик (подрядчик, исполнитель) должен вернуть все полученные средства заказчику. Но если результат исполнения контракта вернуть уже невозможно, а взаимные предоставления сторон признаются равными, то в этом случае заказчик должен будет вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) сумму, равную возвращенным средствам. В связи с этим двусторонняя реституция полностью теряет свой смысл: именно об этом говорил АС Волго-Вятского округа в примере N 9, подчеркивая тот факт, что инициатором закупки выступал заказчик, а потому недобросовестными являются обе стороны контракта.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Как было указано выше, взаимные предоставления по недействительной сделке, которая была исполнена обеими сторонами, считаются равными, пока не доказано иное. И если инициативу по заключению контрактов в рамках раздробленной сделки проявлял заказчик, то обе стороны признаются действующими недобросовестно. В таком случае подлежит применению двусторонняя реституция. Это значит, что поставщик (подрядчик, исполнитель) должен вернуть все полученные средства заказчику. Но если результат исполнения контракта вернуть уже невозможно, а взаимные предоставления сторон признаются равными, то в этом случае заказчик должен будет вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) сумму, равную возвращенным средствам. В связи с этим двусторонняя реституция полностью теряет свой смысл: именно об этом говорил АС Волго-Вятского округа в примере N 9, подчеркивая тот факт, что инициатором закупки выступал заказчик, а потому недобросовестными являются обе стороны контракта.
Вопрос: Можно ли при внутреннем согласовании в наименование должности добавлять наименование подразделения, например если по штатному расписанию наименование должности "Начальник отдела", то в реквизите согласования указывать "Начальник отдела информационных технологий"?
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДВЕДИЦА"
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДВЕДИЦА"
Статья: Решение - коллективное, но ответственность - индивидуальная: некоторые вопросы юридической ответственности членов закупочных комиссий за правонарушения коррупционной направленности
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Эффективным правовым средством противодействия противоправным явлениям в области закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны и безопасности является нормативное установление мер юридической ответственности субъектов закупочной деятельности. В науке военного права под юридической ответственностью принято понимать общественное отношение между правонарушителем и государством в лице уполномоченных органов и (или) должностных лиц, складывающееся по поводу обязанности военнослужащего, лица гражданского персонала претерпевать в установленном законом порядке ограничения личного или имущественного характера, применяемые посредством государственного принуждения. В качестве важнейших целей юридической ответственности позиционируется перевоспитание и исправление правонарушителя и тем самым удержание его от совершения новых нарушений правовых норм, а также предупреждение всех других граждан о возможности наступления неблагоприятных последствий за совершение правонарушений <4>.
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)Эффективным правовым средством противодействия противоправным явлениям в области закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны и безопасности является нормативное установление мер юридической ответственности субъектов закупочной деятельности. В науке военного права под юридической ответственностью принято понимать общественное отношение между правонарушителем и государством в лице уполномоченных органов и (или) должностных лиц, складывающееся по поводу обязанности военнослужащего, лица гражданского персонала претерпевать в установленном законом порядке ограничения личного или имущественного характера, применяемые посредством государственного принуждения. В качестве важнейших целей юридической ответственности позиционируется перевоспитание и исправление правонарушителя и тем самым удержание его от совершения новых нарушений правовых норм, а также предупреждение всех других граждан о возможности наступления неблагоприятных последствий за совершение правонарушений <4>.
Статья: 223-ФЗ: расходы или закупки?
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Таким образом, речь идет именно о публичном обязательстве заказчика, отказаться от выполнения которого он не вправе (ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов). Заказчик не является инициатором этого обязательства, оно не связано с удовлетворением его потребностей в товарах, работах, услугах. Причем за неисполнение этой публичной обязанности предусмотрена административная ответственность (ст. 5.42 КоАП РФ).
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Таким образом, речь идет именно о публичном обязательстве заказчика, отказаться от выполнения которого он не вправе (ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов). Заказчик не является инициатором этого обязательства, оно не связано с удовлетворением его потребностей в товарах, работах, услугах. Причем за неисполнение этой публичной обязанности предусмотрена административная ответственность (ст. 5.42 КоАП РФ).
Статья: Включение в реестр недобросовестных поставщиков - специальная мера юридической ответственности
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Хотя, на наш взгляд, включение в РНП, применяемое административным органом с целью защиты публичного правопорядка и интереса, ближе всего к административной ответственности. Как отмечает наш коллега <2>, природа такой ответственности, как включение сведений о лице в РНП, очевидно носит публично-правовой характер. Во-первых, в данном случае нарушитель не подвергается какому-либо имущественному взысканию. Во-вторых, поставщик, сведения о котором включены в Реестр, лишается возможности участвовать не только в торгах заказчика - инициатора привлечения данного поставщика к указанной ответственности, но и во всех остальных торгах, проводимых в рамках соответствующих закупок. В-третьих, внесение сведений в РНП никак не связано с восстановлением нарушенных прав заказчика. Наконец, в-четвертых, бремя интересующей нас ответственности не перекладывается на других лиц. Иначе говоря, нет ни одного критерия частноправовой ответственности, которые признаны научной правовой доктриной <3>.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Хотя, на наш взгляд, включение в РНП, применяемое административным органом с целью защиты публичного правопорядка и интереса, ближе всего к административной ответственности. Как отмечает наш коллега <2>, природа такой ответственности, как включение сведений о лице в РНП, очевидно носит публично-правовой характер. Во-первых, в данном случае нарушитель не подвергается какому-либо имущественному взысканию. Во-вторых, поставщик, сведения о котором включены в Реестр, лишается возможности участвовать не только в торгах заказчика - инициатора привлечения данного поставщика к указанной ответственности, но и во всех остальных торгах, проводимых в рамках соответствующих закупок. В-третьих, внесение сведений в РНП никак не связано с восстановлением нарушенных прав заказчика. Наконец, в-четвертых, бремя интересующей нас ответственности не перекладывается на других лиц. Иначе говоря, нет ни одного критерия частноправовой ответственности, которые признаны научной правовой доктриной <3>.