Ответственность бюджетного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 399 ГК РФ "Субсидиарная ответственность"2.1.4. Собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам из публичного договора энергоснабжения, даже если учреждение не находится в процедуре ликвидации (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие штрафы и в каком размере предусмотрены за неуплату, неполную или несвоевременную уплату налогов
(КонсультантПлюс, 2025)Если нарушение касается представления бухгалтерской, бюджетной (финансовой) отчетности учреждения, ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ не наступает.
(КонсультантПлюс, 2025)Если нарушение касается представления бухгалтерской, бюджетной (финансовой) отчетности учреждения, ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ не наступает.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Готовое решение: Как при УСН учесть материальные расходы
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, приходовать ТМЦ (работы, услуги) в бухучете - это ваша обязанность. Если этого не делать, вас могут привлечь к ответственности (ч. 1, 3 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 120 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, приходовать ТМЦ (работы, услуги) в бухучете - это ваша обязанность. Если этого не делать, вас могут привлечь к ответственности (ч. 1, 3 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 120 НК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В комментируемой статье согласно ее наименованию содержатся положения, посвященные полномочиям бюджетных учреждений в сфере ГКО (до внесения Законом 2020 г. N 269-ФЗ изменений говорилось о полномочиях, связанных с определением кадастровой стоимости). Однако эти положения закреплены лишь в ч. 1 данной статьи. Положения ч. 2 комментируемой статьи определяют ограничения, налагаемые на бюджетное учреждение, а положения ч. 3 - 5 данной статьи регламентируют ответственность бюджетного учреждения. Обозначение "бюджетное учреждение" введено в ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона в отношении созданного субъектом РФ бюджетного учреждения, которое наделено уполномоченным органом субъекта РФ полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В комментируемой статье согласно ее наименованию содержатся положения, посвященные полномочиям бюджетных учреждений в сфере ГКО (до внесения Законом 2020 г. N 269-ФЗ изменений говорилось о полномочиях, связанных с определением кадастровой стоимости). Однако эти положения закреплены лишь в ч. 1 данной статьи. Положения ч. 2 комментируемой статьи определяют ограничения, налагаемые на бюджетное учреждение, а положения ч. 3 - 5 данной статьи регламентируют ответственность бюджетного учреждения. Обозначение "бюджетное учреждение" введено в ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона в отношении созданного субъектом РФ бюджетного учреждения, которое наделено уполномоченным органом субъекта РФ полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Старченко Алексей Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, советник генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Капитал МС", профессор Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского), город Москва.
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)Старченко Алексей Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, советник генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Капитал МС", профессор Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского), город Москва.
Статья: Специализированная нефинансовая отчетность о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства: анализ и проблемы
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Анализ организационно-правовых форм домоуправляющих компаний (ДУК) показывает, что они зарегистрированы как Федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ), акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), государственные бюджетные учреждения (ГБУ) и другие.
(Козменкова С.В., Алборов Р.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)Анализ организационно-правовых форм домоуправляющих компаний (ДУК) показывает, что они зарегистрированы как Федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ), акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), государственные бюджетные учреждения (ГБУ) и другие.
Интервью: Земельный вопрос у нас не решен до сих пор
("Закон", 2025, N 1)Есть случаи, когда признание неконституционными отдельных норм ГК исправляет неудачные законодательные решения, включенные в Кодекс против воли его создателей, и восстанавливает первоначальный смысл разработанных ими правовых конструкций. Взять, например, Постановление от 12 мая 2020 года N 23-П. Вопрос касался ответственности бюджетных учреждений (ст. 123.22 ГК). С советских времен нам достались странные юридические лица - несобственники своего имущества, что с точки зрения классического гражданского права абсурд. По логике вещей за них собственник должен отвечать. Мы так и записали в первой редакции ГК в общей норме об учреждениях. В 2006 году был принят Закон об автономных учреждениях <9>, преследовавший чисто фискальные цели - снять или уменьшить ответственность учредителя-собственника по долгам своих учреждений. Пришлось вносить изменения и в ГК. Теперь у нас есть казенные учреждения, по долгам которых государство отвечает полностью, и автономные. Вот МГУ - бюджетное учреждение, по долгам которого государство не отвечает, ибо такое учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами или, заметьте, малоценным имуществом. Значит, если денег на счету нет, чем мы ответим перед кредиторами? Столами и стульями, больше нечем.
("Закон", 2025, N 1)Есть случаи, когда признание неконституционными отдельных норм ГК исправляет неудачные законодательные решения, включенные в Кодекс против воли его создателей, и восстанавливает первоначальный смысл разработанных ими правовых конструкций. Взять, например, Постановление от 12 мая 2020 года N 23-П. Вопрос касался ответственности бюджетных учреждений (ст. 123.22 ГК). С советских времен нам достались странные юридические лица - несобственники своего имущества, что с точки зрения классического гражданского права абсурд. По логике вещей за них собственник должен отвечать. Мы так и записали в первой редакции ГК в общей норме об учреждениях. В 2006 году был принят Закон об автономных учреждениях <9>, преследовавший чисто фискальные цели - снять или уменьшить ответственность учредителя-собственника по долгам своих учреждений. Пришлось вносить изменения и в ГК. Теперь у нас есть казенные учреждения, по долгам которых государство отвечает полностью, и автономные. Вот МГУ - бюджетное учреждение, по долгам которого государство не отвечает, ибо такое учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами или, заметьте, малоценным имуществом. Значит, если денег на счету нет, чем мы ответим перед кредиторами? Столами и стульями, больше нечем.
Готовое решение: Уточненная декларация по УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Если в первичной декларации налог занижен и вы не подали "уточненку" с одновременным выполнением определенных условий, то вас могут привлечь к ответственности за неуплату налога (п. 3 ст. 120, п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в первичной декларации налог занижен и вы не подали "уточненку" с одновременным выполнением определенных условий, то вас могут привлечь к ответственности за неуплату налога (п. 3 ст. 120, п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<543> По сути, с этим согласился и Конституционный Суд РФ, признавший своим Постановлением от 12 мая 2020 г. N 23-П не соответствующей Конституции РФ до сих пор действующую редакцию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, которая "исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из договора".
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)<543> По сути, с этим согласился и Конституционный Суд РФ, признавший своим Постановлением от 12 мая 2020 г. N 23-П не соответствующей Конституции РФ до сих пор действующую редакцию п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, которая "исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из договора".
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (Российская Федерация, субъект РФ или соответствующее муниципальное образование). У бюджетной медицинской организации априори отсутствует риск несостоятельности (банкротства) и, соответственно, экономические стимулы к сокращению случаев причинения вреда при медицинском вмешательстве и количества претензий пациентов. Как следствие, у данной категории субъектов медицинской деятельности отсутствует потребность в страховании своей ответственности за причинение вреда пациентам. Регулярно взыскивая с государственных и муниципальных больниц значительные суммы компенсации морального вреда в пользу пострадавших пациентов (до 2019 г. еще и в совокупности с штрафными санкциями), суды оказывают лишь незначительный эффект на повышение безопасности медицинских услуг. В конечном счете эти взыскания обременяют лишь соответствующий бюджет. Показателен следующий пример.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (Российская Федерация, субъект РФ или соответствующее муниципальное образование). У бюджетной медицинской организации априори отсутствует риск несостоятельности (банкротства) и, соответственно, экономические стимулы к сокращению случаев причинения вреда при медицинском вмешательстве и количества претензий пациентов. Как следствие, у данной категории субъектов медицинской деятельности отсутствует потребность в страховании своей ответственности за причинение вреда пациентам. Регулярно взыскивая с государственных и муниципальных больниц значительные суммы компенсации морального вреда в пользу пострадавших пациентов (до 2019 г. еще и в совокупности с штрафными санкциями), суды оказывают лишь незначительный эффект на повышение безопасности медицинских услуг. В конечном счете эти взыскания обременяют лишь соответствующий бюджет. Показателен следующий пример.
Статья: Оценка использования бюджетных субсидий в судебной практике
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)В свою очередь, использование бюджетным учреждением средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными муниципальными правовыми актами местной администрации, влечет наступление ответственности для бюджетного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации" <16>.
(Винник А.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)В свою очередь, использование бюджетным учреждением средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными муниципальными правовыми актами местной администрации, влечет наступление ответственности для бюджетного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации" <16>.
Статья: Порядок оказания платных услуг бюджетными учреждениями
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору бюджетное учреждение несет ответственность, предусмотренную договором и/или законом (гл. 25 ГК РФ, ст. ст. 13, 23, 23.1, 28, 30 Закона о защите прав потребителей). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика в результате предоставления некачественной платной услуги, также подлежит возмещению (ст. ст. 1084, 1095 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору бюджетное учреждение несет ответственность, предусмотренную договором и/или законом (гл. 25 ГК РФ, ст. ст. 13, 23, 23.1, 28, 30 Закона о защите прав потребителей). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу заказчика в результате предоставления некачественной платной услуги, также подлежит возмещению (ст. ст. 1084, 1095 ГК РФ).