Ответственность авиаперевозчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность авиаперевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 313 ГК РФ "Исполнение обязательства третьим лицом"2.2.2. Перевозчик вправе поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) и за выполнение договора (позиция ВС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 403 ГК РФ "Ответственность должника за действия третьих лиц"1.1.2. Перевозчик вправе поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) и за выполнение договора (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 130. Размеры ответственности за вред, причиненный при воздушной перевозке
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 130. Размеры ответственности за вред, причиненный при воздушной перевозке
Статья: Отказ пассажира от воздушной перевозки на участке маршрута: проблемы правоприменения
(Рудых С.Н., Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Ключевой особенностью ответственности авиаперевозчика является ее ограниченный характер - зачастую законодатель и правоприменитель ограничивают основания и размер ответственности перевозчика, вводят иные требования, улучшающие его положение, с целью сохранения авиационной отрасли, обеспечения устойчивого развития экономики и т.п. Вместе с тем, когда перевозчик связан договорными правоотношениями с пассажиром, остро встает вопрос баланса интересов перевозчика, с одной стороны, и потребителя как более слабой стороны - с другой. Названная проблема представляет интерес в том числе применительно к вопросу правовых последствий добровольного отказа пассажира от воздушной перевозки на участке маршрута <1>.
(Рудых С.Н., Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Ключевой особенностью ответственности авиаперевозчика является ее ограниченный характер - зачастую законодатель и правоприменитель ограничивают основания и размер ответственности перевозчика, вводят иные требования, улучшающие его положение, с целью сохранения авиационной отрасли, обеспечения устойчивого развития экономики и т.п. Вместе с тем, когда перевозчик связан договорными правоотношениями с пассажиром, остро встает вопрос баланса интересов перевозчика, с одной стороны, и потребителя как более слабой стороны - с другой. Названная проблема представляет интерес в том числе применительно к вопросу правовых последствий добровольного отказа пассажира от воздушной перевозки на участке маршрута <1>.
Ситуация: Что делать при задержке рейса?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную, в частности, соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен суммой 5 346 специальных права заимствования (п. 1 ст. 1186 ГК РФ; ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 55 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную, в частности, соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен суммой 5 346 специальных права заимствования (п. 1 ст. 1186 ГК РФ; ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 55 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).
Ситуация: Что делать в случае утери багажа авиаперевозчиком?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако при международных воздушных перевозках ответственность за утерю багажа устанавливается в соответствии с международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности за утерю багажа без объявленной ценности ограничен суммой 1 288 специальных прав заимствования, за утерю багажа с объявленной ценностью составит сумму объявленной ценности (ст. 3, п. 4 ст 118, п. 3 ст. 119 ВК РФ; п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 24 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако при международных воздушных перевозках ответственность за утерю багажа устанавливается в соответствии с международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности за утерю багажа без объявленной ценности ограничен суммой 1 288 специальных прав заимствования, за утерю багажа с объявленной ценностью составит сумму объявленной ценности (ст. 3, п. 4 ст 118, п. 3 ст. 119 ВК РФ; п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 24 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Первым из них стала Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 г. (далее - Варшавская конвенция). Советский Союз ратифицировал ее в 1934 г. <1>. Варшавская конвенция была принята в начале XX в. - в период, когда авиаперевозчики несли значительные риски при осуществлении международных воздушных перевозок. Поэтому Варшавская конвенция ввела ответственность авиаперевозчика, основанную на принципе вины, и установила незначительный предел его ответственности - 125 тыс. франков Пуанкаре <2>. Однако к 1955 г. стало ясно, что пределы ответственности авиаперевозчика, установленные Варшавской конвенцией, оказались слишком низкими. Поэтому 28 сентября 1955 г. был принят Протокол относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанный 12 октября 1929 г. <3> (далее - Гаагский протокол). Гаагский протокол повысил пределы ответственности перевозчика перед пассажиром до 250 тыс. франков Пуанкаре, что составляет около 20 тыс. долл. США. Ответственность авиаперевозчика в отношении багажа была ограничена суммой в 250 франков за 1 кг. В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе, ответственность перевозчика была установлена в размере 5 тыс. франков.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Первым из них стала Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 г. (далее - Варшавская конвенция). Советский Союз ратифицировал ее в 1934 г. <1>. Варшавская конвенция была принята в начале XX в. - в период, когда авиаперевозчики несли значительные риски при осуществлении международных воздушных перевозок. Поэтому Варшавская конвенция ввела ответственность авиаперевозчика, основанную на принципе вины, и установила незначительный предел его ответственности - 125 тыс. франков Пуанкаре <2>. Однако к 1955 г. стало ясно, что пределы ответственности авиаперевозчика, установленные Варшавской конвенцией, оказались слишком низкими. Поэтому 28 сентября 1955 г. был принят Протокол относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанный 12 октября 1929 г. <3> (далее - Гаагский протокол). Гаагский протокол повысил пределы ответственности перевозчика перед пассажиром до 250 тыс. франков Пуанкаре, что составляет около 20 тыс. долл. США. Ответственность авиаперевозчика в отношении багажа была ограничена суммой в 250 франков за 1 кг. В отношении предметов, оставляемых пассажиром при себе, ответственность перевозчика была установлена в размере 5 тыс. франков.