Ответственное обращение с животными
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственное обращение с животными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 269-ФЗ "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 269-ФЗ "О внесении
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)1. Постановка проблемы. Проблема безнадзорных животных, как и ожидалось, не уходит с повестки дня муниципальных образований. Возложение Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ <1>) на субъекты Российской Федерации полномочий по организации обращения с животными без владельцев, проведенное Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 4 декабря 2023 г. N 55-П <2>) небесспорное и практически нереализуемое разграничение понятий "безнадзорное животное" и "животное без владельца" проблемы не решило. Сегодня большинство муниципальных образований осуществляют и деятельность по обращению с безнадзорными животными (в том смысле, в котором это понятие раскрывает КС РФ) и деятельность по обращению с животными без владельцев в качестве делегированных государственных полномочий. Иначе говоря, весь груз ответственности за решение проблемы безнадзорных животных (в широком (традиционном) смысле этого слова) несут муниципалитеты.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)1. Постановка проблемы. Проблема безнадзорных животных, как и ожидалось, не уходит с повестки дня муниципальных образований. Возложение Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ <1>) на субъекты Российской Федерации полномочий по организации обращения с животными без владельцев, проведенное Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 4 декабря 2023 г. N 55-П <2>) небесспорное и практически нереализуемое разграничение понятий "безнадзорное животное" и "животное без владельца" проблемы не решило. Сегодня большинство муниципальных образований осуществляют и деятельность по обращению с безнадзорными животными (в том смысле, в котором это понятие раскрывает КС РФ) и деятельность по обращению с животными без владельцев в качестве делегированных государственных полномочий. Иначе говоря, весь груз ответственности за решение проблемы безнадзорных животных (в широком (традиционном) смысле этого слова) несут муниципалитеты.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяется положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными (06.09.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяется положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными (06.09.2025)
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия", Решение Верховного суда Республики Бурятия от 06.08.2024 по делу N 3а-13/2024 (режим доступа: https://vs--bur.sudrf.ru).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия", Решение Верховного суда Республики Бурятия от 06.08.2024 по делу N 3а-13/2024 (режим доступа: https://vs--bur.sudrf.ru).
Статья: Понятие, принципы и способы защиты соседского права
(Аминева А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)5. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
(Аминева А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)5. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
Статья: Компенсация морального вреда, причиненного гражданину животными без владельца
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В настоящий момент нет исчерпывающего перечня оснований компенсации морального вреда, однако мы можем утверждать, что их общий перечень есть в ГК РФ, и он конкретизируется отдельными федеральными законами (о туризме, рекламе, защите прав потребителей и т.д.). Применительно к животным без владельца следует заметить, что Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 498) прямо не упоминает возможность компенсации морального вреда, поскольку регулирует отношения общественной безопасности (публичные отношения). Нет таких разъяснений и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33. Тем не менее это обстоятельство не является препятствием для подачи исков, поскольку в этом случае действуют общие нормы ГК РФ.
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В настоящий момент нет исчерпывающего перечня оснований компенсации морального вреда, однако мы можем утверждать, что их общий перечень есть в ГК РФ, и он конкретизируется отдельными федеральными законами (о туризме, рекламе, защите прав потребителей и т.д.). Применительно к животным без владельца следует заметить, что Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон N 498) прямо не упоминает возможность компенсации морального вреда, поскольку регулирует отношения общественной безопасности (публичные отношения). Нет таких разъяснений и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33. Тем не менее это обстоятельство не является препятствием для подачи исков, поскольку в этом случае действуют общие нормы ГК РФ.
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными относятся:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области обращения с животными относятся:
Статья: Если не суд, то кто?
(Туманов Д.А.)
("Закон", 2025, N 4)<8> Например, в Федеральном законе от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено лишь право, а не обязанность субъектов власти создавать государственные приюты для животных.
(Туманов Д.А.)
("Закон", 2025, N 4)<8> Например, в Федеральном законе от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено лишь право, а не обязанность субъектов власти создавать государственные приюты для животных.
Статья: "Собачья" халатность?
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Кроме того, суд правильно сослался на ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой предусмотрен возврат животных без владельцев на прежние места их обитания после проведения мероприятий, которые не обеспечивают в полной мере уменьшения численности животных без владельцев и не исключает проявление агрессии у таких животных...
(Яни П.С.)
("Законность", 2025, N 6)Кроме того, суд правильно сослался на ст. 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой предусмотрен возврат животных без владельцев на прежние места их обитания после проведения мероприятий, которые не обеспечивают в полной мере уменьшения численности животных без владельцев и не исключает проявление агрессии у таких животных...
Статья: Конституционные обязанности
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На конституционном уровне закреплены обязанности Правительства РФ, включая осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным (п. "е.5" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры (п. "е.6" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На конституционном уровне закреплены обязанности Правительства РФ, включая осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным (п. "е.5" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры (п. "е.6" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)<11> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 36-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Херсонской областью о принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2024 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)<11> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 36-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 37-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 октября 2022 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Херсонской областью о принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта"; Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2024 г. N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия" и др. // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правила содержания лошадей и оказания услуг по катанию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об обращении с животными) организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей. Указанные правила обязательны в том числе для лиц, оказывающих услуги по катанию на лошадях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об обращении с животными) организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей. Указанные правила обязательны в том числе для лиц, оказывающих услуги по катанию на лошадях.
Статья: Упрощение регистрации лекарств для лечения домашних животных
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Поэтому упрощается процедура регистрации лекарственных препаратов для ветеринарного применения, предназначенных для лечения домашних животных, определенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ранее зарегистрированных в Российской Федерации в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Поэтому упрощается процедура регистрации лекарственных препаратов для ветеринарного применения, предназначенных для лечения домашних животных, определенных Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ранее зарегистрированных в Российской Федерации в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения.