Отсутствие учета объектов налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие учета объектов налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 374 "Объект налогообложения" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В свою очередь, непринятие имущества к учету в качестве основного средства не означает отсутствие объекта налогообложения. В связи с этим у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В свою очередь, непринятие имущества к учету в качестве основного средства не означает отсутствие объекта налогообложения. В связи с этим у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговая реконструкция
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2022, N 4)- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2022, N 4)- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
Статья: Расчетный метод. Когда ИФНС его применит?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)- при выявлении отсутствия ведения учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 10)- при выявлении отсутствия ведения учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)В силу подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)В силу подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
Статья: Исчисление налога расчетным методом: проблемы правового регулирования
(Зайчикова О.М.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)По общему правилу налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 Налогового кодекса РФ). При этом налоговая база определяется на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним (ст. 54 НК РФ). Исключение из указанного порядка составляет право налоговых органов определять расчетным методом суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему Российской Федерации, на основании имеющихся данных о налогоплательщике и (или) об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, закрепленных в подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в том числе в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
(Зайчикова О.М.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)По общему правилу налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 Налогового кодекса РФ). При этом налоговая база определяется на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним (ст. 54 НК РФ). Исключение из указанного порядка составляет право налоговых органов определять расчетным методом суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему Российской Федерации, на основании имеющихся данных о налогоплательщике и (или) об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, закрепленных в подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в том числе в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза в течение календарного года и более) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза в течение календарного года и более) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Для целей статьи 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" части первой НК РФ, согласно примечанию к данной статье (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ <299>), под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Для целей статьи 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" части первой НК РФ, согласно примечанию к данной статье (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ <299>), под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Так, в силу п. 1 ст. 122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате не только занижения налоговой базы, но и "иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)" понимается прежде всего занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, т.е. нарушение правил учета доходов и расходов и налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена п. 1 и 3 ст. 120 НК РФ. При этом основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Так, в силу п. 1 ст. 122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате не только занижения налоговой базы, но и "иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)" понимается прежде всего занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, т.е. нарушение правил учета доходов и расходов и налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена п. 1 и 3 ст. 120 НК РФ. При этом основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога.