Отсутствие участника в реестре смп
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие участника в реестре смп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В закупке, проводимой среди субъектов малого и среднего предпринимательства, не допускается возможность участия лиц, в том числе коллективных участников, запись о которых отсутствует в реестре МСП.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. В закупке, проводимой среди субъектов малого и среднего предпринимательства, не допускается возможность участия лиц, в том числе коллективных участников, запись о которых отсутствует в реестре МСП.
Статья: Возможность участия коллективного участника в закупках по Закону N 223-ФЗ, проводимых среди субъектов МСП
(Александрова А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Однако Минфин России в своем Письме от 16.03.2023 N 24-07-08/22356 изложил позицию, согласно которой проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке. Это обосновывается тем, что ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, которая устанавливает особенности осуществления данных закупок, прямо не предусматривает возможности участия в такой закупке группы лиц. В ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ определен перечень информации и документов, представления которых заказчик вправе потребовать. Требовать иные документы, не предусмотренные данной нормой, заказчик не имеет права. Поскольку договор простого товарищества, который необходимо представить коллективному участнику для подтверждения своего статуса в составе заявки, не упомянут в ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, то и участвовать в таких закупках коллективный участник не может. Также, по мнению ведомства, коллективный участник не может принимать участие в закупках среди субъектов МСП, т.к. Закон N 223-ФЗ предусматривает участие именно субъектов МСП. В то время как группа лиц не может быть отнесена к таким субъектам, ввиду того что информация о таком коллективном участнике отсутствует в реестре субъектов МСП, наличие информации в котором является подтверждением соответствия такого участника требованиям.
(Александрова А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 4)Однако Минфин России в своем Письме от 16.03.2023 N 24-07-08/22356 изложил позицию, согласно которой проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке. Это обосновывается тем, что ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, которая устанавливает особенности осуществления данных закупок, прямо не предусматривает возможности участия в такой закупке группы лиц. В ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ определен перечень информации и документов, представления которых заказчик вправе потребовать. Требовать иные документы, не предусмотренные данной нормой, заказчик не имеет права. Поскольку договор простого товарищества, который необходимо представить коллективному участнику для подтверждения своего статуса в составе заявки, не упомянут в ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, то и участвовать в таких закупках коллективный участник не может. Также, по мнению ведомства, коллективный участник не может принимать участие в закупках среди субъектов МСП, т.к. Закон N 223-ФЗ предусматривает участие именно субъектов МСП. В то время как группа лиц не может быть отнесена к таким субъектам, ввиду того что информация о таком коллективном участнике отсутствует в реестре субъектов МСП, наличие информации в котором является подтверждением соответствия такого участника требованиям.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"6) отсутствие сведений о субъекте малого или среднего предпринимательства в указанном в части 10 настоящей статьи реестре участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"6) отсутствие сведений о субъекте малого или среднего предпринимательства в указанном в части 10 настоящей статьи реестре участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), не исполнивших своих обязательств перед заказчиком, предусмотренных соглашением об оказании мер поддержки между участником программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заказчиком, утвердившим программу развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352
(ред. от 22.05.2025)
"Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства")12. При осуществлении закупок в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе), предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 22.05.2025)
"Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", "Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства")12. При осуществлении закупок в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе), предусмотренными подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящего Положения, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья: Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)По ПП РФ N 1352 проверку принадлежности контрагента к субъектам МСП заказчик проводит самостоятельно на основании сведений, включенных в единый реестр субъектов МСП <30>. Одновременно с этим заказчик обязан принять решение об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, если сведения о таком участнике в указанном реестре отсутствуют <31>.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)По ПП РФ N 1352 проверку принадлежности контрагента к субъектам МСП заказчик проводит самостоятельно на основании сведений, включенных в единый реестр субъектов МСП <30>. Одновременно с этим заказчик обязан принять решение об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, если сведения о таком участнике в указанном реестре отсутствуют <31>.
Статья: Упрощенная ликвидация ЮЛ - субъекта МСП
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)- сведения о юридическом лице включены в единый реестр субъектов МСП;
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 4)- сведения о юридическом лице включены в единый реестр субъектов МСП;
Вопрос: Участниками ООО (СМСП) принято единогласное решение о прекращении деятельности. Один из участников реализует свою долю третьему лицу. Будет ли действовать решение?
(Консультация эксперта, 2023)Приказом ФНС России от 24.07.2023 N ЕД-7-14/493@ утверждена форма заявления об исключении юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц, а также Требования к его оформлению (далее - Требования).
(Консультация эксперта, 2023)Приказом ФНС России от 24.07.2023 N ЕД-7-14/493@ утверждена форма заявления об исключении юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц, а также Требования к его оформлению (далее - Требования).
Статья: Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону N 223-ФЗ
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)При проведении закупок у единственного поставщика порядок проверки является аналогичным: заказчик принимает решение об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, если сведения о таком участнике отсутствуют в едином реестре субъектов МСП <7>.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)При проведении закупок у единственного поставщика порядок проверки является аналогичным: заказчик принимает решение об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, если сведения о таком участнике отсутствуют в едином реестре субъектов МСП <7>.
Статья: Отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия "Анализ результативности мер государственной поддержки по привлечению инвестиций в Приоритетные направления проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики Российской Федерации в 2023 году и истекшем периоде 2024 года" (с Контрольно-счетной палатой Челябинской области, Контрольно-счетной палатой Воронежской области, Счетной палатой Республики Татарстан)
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 3)- категория субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) (либо отсутствие предприятия в едином реестре МСП);
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 3)- категория субъекта малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) (либо отсутствие предприятия в едином реестре МСП);
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 13.06.2023 N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статью 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)- сведения о ней включены в единый реестр СМСП;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 13)- сведения о ней включены в единый реестр СМСП;
Статья: Коллективное участие в закупках только среди субъектов МСП: быть или не быть?
(Байрашев В., Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)С практической точки зрения данная правовая позиция Верховного Суда РФ означает необходимость допуска к участию заявки коллективного участника закупки, если хотя бы одно лицо, входящее в состав коллективного участника закупки, соответствует предъявляемому квалификационному требованию к участникам закупки (наличие лицензий, опыта, материально-технических ресурсов, персонала и пр.) <4>. Также из правовой позиции Верховного Суда РФ следует необходимость суммирования индивидуальных показателей участников закупки при оценке по критериям оценки заявок (показатели опыта, персонала, материально-технических ресурсов и т.д.) <5>. При этом с учетом подхода Верховного Суда РФ отклонение заявки коллективного участника закупки возможно в случае несоответствия одного из лиц, входящих в состав коллективного участника закупки, одному из обязательных требований документации о закупке, например при отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков <6> или присутствии участника закупки в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства <7>.
(Байрашев В., Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)С практической точки зрения данная правовая позиция Верховного Суда РФ означает необходимость допуска к участию заявки коллективного участника закупки, если хотя бы одно лицо, входящее в состав коллективного участника закупки, соответствует предъявляемому квалификационному требованию к участникам закупки (наличие лицензий, опыта, материально-технических ресурсов, персонала и пр.) <4>. Также из правовой позиции Верховного Суда РФ следует необходимость суммирования индивидуальных показателей участников закупки при оценке по критериям оценки заявок (показатели опыта, персонала, материально-технических ресурсов и т.д.) <5>. При этом с учетом подхода Верховного Суда РФ отклонение заявки коллективного участника закупки возможно в случае несоответствия одного из лиц, входящих в состав коллективного участника закупки, одному из обязательных требований документации о закупке, например при отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков <6> или присутствии участника закупки в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства <7>.
Вопрос: Может ли субъект МСП прекратить деятельность в упрощенном порядке, если договор купли-продажи оспаривается покупателем в судебном порядке?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Обоснование: Порядок исключения юридического лица, отнесенного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъекту малого и среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в связи с решением учредителей (участников) о прекращении деятельности такого юридического лица установлен ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Обоснование: Порядок исключения юридического лица, отнесенного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъекту малого и среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в связи с решением учредителей (участников) о прекращении деятельности такого юридического лица установлен ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Вопрос: Организация является субъектом МСП. Должна ли она для применения упрощенной процедуры ликвидации не вести деятельность в течение шести месяцев? Нужно ли организации подавать сведения о предстоящей ликвидации в "Вестник государственной регистрации"?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Исключение юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из единого государственного реестра юридических лиц в связи с решением учредителей (участников) о прекращении деятельности такого юридического лица регулируется ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Исключение юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из единого государственного реестра юридических лиц в связи с решением учредителей (участников) о прекращении деятельности такого юридического лица регулируется ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).