Отсутствие родительского попечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие родительского попечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как родителям назначить опекуна ребенку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в течение месяца опекун ребенку не назначен, исполнение его обязанностей временно возлагается на орган опеки и попечительства со дня выявления факта отсутствия родительского попечения (ч. 3 ст. 11 Закона N 48-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в течение месяца опекун ребенку не назначен, исполнение его обязанностей временно возлагается на орган опеки и попечительства со дня выявления факта отсутствия родительского попечения (ч. 3 ст. 11 Закона N 48-ФЗ).
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
Статья: Наличие малолетних детей у виновного как обстоятельство, смягчающее наказание
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Сам по себе факт уплаты алиментов также не может опровергать вывод об отсутствии родительского попечения. Так, суд не признал наличие малолетних детей в качестве смягчающего наказание обстоятельства, поскольку осужденный длительное время не проживал совместно с дочерью, сведений об участии в ее воспитании и содержании не представил. Удержание из его заработной платы на основании исполнительного листа, выданного судом по принятому решению о взыскании алиментов, само по себе этот вывод не опровергало <54>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Сам по себе факт уплаты алиментов также не может опровергать вывод об отсутствии родительского попечения. Так, суд не признал наличие малолетних детей в качестве смягчающего наказание обстоятельства, поскольку осужденный длительное время не проживал совместно с дочерью, сведений об участии в ее воспитании и содержании не представил. Удержание из его заработной платы на основании исполнительного листа, выданного судом по принятому решению о взыскании алиментов, само по себе этот вывод не опровергало <54>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определение понятия "дети, оставшиеся без попечения родителей" следует из абз. 1 п. 1 ст. 121 СК РФ (к нему и отсылает пункт 1 ст. 145 данного Кодекса), согласно которому (в ред. Закона 2008 г. N 49-ФЗ, внесшего изменения в связи с принятием комментируемого Закона) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на ООиП.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определение понятия "дети, оставшиеся без попечения родителей" следует из абз. 1 п. 1 ст. 121 СК РФ (к нему и отсылает пункт 1 ст. 145 данного Кодекса), согласно которому (в ред. Закона 2008 г. N 49-ФЗ, внесшего изменения в связи с принятием комментируемого Закона) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на ООиП.
Ситуация: В каких случаях ребенок может быть передан на воспитание родственникам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ребенок может быть передан на воспитание родственникам в случае отсутствия (утраты) родительского попечения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ребенок может быть передан на воспитание родственникам в случае отсутствия (утраты) родительского попечения.
Статья: Алиментные притязания фактических воспитателей ребенка: процессуальные особенности судебного разрешения
(Комиссарова Е.Г., Краснова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Как следует из обзоров судебной практики, принимаемых по итогам разрешения споров о взыскании алиментов в пользу фактических воспитателей, чаще всего фактическими воспитателями являются близкие или дальние родственники, друзья родителей, соседи, временно принявшие ребенка в семью на воспитание и содержание в связи с какими-либо обстоятельствами отсутствия родительского попечения, без оформления опеки (попечительства) или другой предусмотренной законом формы воспитания, позволяющей считаться законным представителем ребенка. Нередко длительное время без оформления опеки фактическими воспитателями ребенка являются бабушки (дедушки), старшие брат или сестра, тетя (дядя) <23>.
(Комиссарова Е.Г., Краснова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 3)Как следует из обзоров судебной практики, принимаемых по итогам разрешения споров о взыскании алиментов в пользу фактических воспитателей, чаще всего фактическими воспитателями являются близкие или дальние родственники, друзья родителей, соседи, временно принявшие ребенка в семью на воспитание и содержание в связи с какими-либо обстоятельствами отсутствия родительского попечения, без оформления опеки (попечительства) или другой предусмотренной законом формы воспитания, позволяющей считаться законным представителем ребенка. Нередко длительное время без оформления опеки фактическими воспитателями ребенка являются бабушки (дедушки), старшие брат или сестра, тетя (дядя) <23>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Случаи, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей, достаточно многочисленны. Примерный перечень причин, по которым ребенок может лишиться родительского попечения, дан в ст. 121 СК РФ, согласно которой защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Случаи, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей, достаточно многочисленны. Примерный перечень причин, по которым ребенок может лишиться родительского попечения, дан в ст. 121 СК РФ, согласно которой защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)С помощью инструментария этого Федерального закона акцент с выявления и признания детей нуждающимися в государственной опеке сместился в сторону признания детей нуждающимися в социальном обслуживании и таким образом нивелирования причин их истинного помещения и пребывания в учреждениях государственного воспитания в рамках Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - отсутствия попечения вследствие неисполнения родительских обязанностей родителями, страдающими алкоголизмом, наркоманией. Акцент с лишения родительских прав как меры ответственности родителей и меры защиты прав ребенка сместился в сторону годами проводимой профилактической работы с семьей (неоднократной постановки на профилактический учет).
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)С помощью инструментария этого Федерального закона акцент с выявления и признания детей нуждающимися в государственной опеке сместился в сторону признания детей нуждающимися в социальном обслуживании и таким образом нивелирования причин их истинного помещения и пребывания в учреждениях государственного воспитания в рамках Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - отсутствия попечения вследствие неисполнения родительских обязанностей родителями, страдающими алкоголизмом, наркоманией. Акцент с лишения родительских прав как меры ответственности родителей и меры защиты прав ребенка сместился в сторону годами проводимой профилактической работы с семьей (неоднократной постановки на профилактический учет).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)копия вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежит в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган по государственной регистрации. Сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения (п. 4).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)копия вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежит в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган по государственной регистрации. Сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган по государственной регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения (п. 4).
Ситуация: В каких случаях ребенок может быть устроен в организацию для детей-сирот?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в других случаях отсутствия родительского попечения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в других случаях отсутствия родительского попечения.
Статья: Доктрина непосредственного (фактического) родительства в российском и зарубежном семейном праве
(Комиссарова Е.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)Понятие "фактическое воспитание ребенка" пребывает в состоянии его "зауженности" и конкретизированности исключительно для целей алиментных последствий. Попытки доктрины выйти за эти рамки пока не предпринимались. Со стороны практики правоприменения идет сигнал о том, что чаще всего фактическими воспитателями являются близкие или дальние родственники, друзья родителей, соседи, временно принявшие ребенка в семью на воспитание и содержание в связи с какими-либо обстоятельствами отсутствия родительского попечения, без оформления опеки (попечительства) или другой предусмотренной законом формы воспитания, позволяющей считаться законным представителем ребенка. Нередко длительное время, без оформления опеки фактическими воспитателями ребенка являются бабушки (дедушки), старшие брат или сестра, тетя (дядя) <15>.
(Комиссарова Е.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)Понятие "фактическое воспитание ребенка" пребывает в состоянии его "зауженности" и конкретизированности исключительно для целей алиментных последствий. Попытки доктрины выйти за эти рамки пока не предпринимались. Со стороны практики правоприменения идет сигнал о том, что чаще всего фактическими воспитателями являются близкие или дальние родственники, друзья родителей, соседи, временно принявшие ребенка в семью на воспитание и содержание в связи с какими-либо обстоятельствами отсутствия родительского попечения, без оформления опеки (попечительства) или другой предусмотренной законом формы воспитания, позволяющей считаться законным представителем ребенка. Нередко длительное время, без оформления опеки фактическими воспитателями ребенка являются бабушки (дедушки), старшие брат или сестра, тетя (дядя) <15>.