Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2025 N 88-2939/2025 (УИД 25RS0029-01-2023-009096-55)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: 1) О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда или причиняющей вред окружающей среде; 2) Об обязании установить санитарно-защитную зону.
Обстоятельства: Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком санитарных правил, а также о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, не представлено.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Довод кассационной жалобы о том, что само отсутствие утвержденного и зарегистрированного проекта размера санитарной защитной зоны уже создает угрозу для безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, является голословным и ничем не подтверждается.
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования: 1) О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда или причиняющей вред окружающей среде; 2) Об обязании установить санитарно-защитную зону.
Обстоятельства: Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком санитарных правил, а также о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, не представлено.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Довод кассационной жалобы о том, что само отсутствие утвержденного и зарегистрированного проекта размера санитарной защитной зоны уже создает угрозу для безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, является голословным и ничем не подтверждается.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 759 "Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ" ГК РФ"Вопреки доводам учреждения, обязанность заказчика проектных и изыскательских работ передать подрядчику необходимые исходные данные предусмотрена частью 1 статьи 759 Гражданского кодекса. Общество неоднократно направляло в адрес учреждения письма с просьбой предоставить проект санитарно-защитной зоны и другие документы, связанные с санитарно-эпидемиологической безопасностью. Как следует из переписки сторон и замечаний государственной экспертизы, данная документация не предоставлена. Техническое задание N 1 на разработку проектно-сметной документации не содержало обязанности подрядчика разрабатывать проект санитарно-защитной зоны. В связи с чем суды правомерно указали, что перечисленные обстоятельства свидетельствуют как о неисполнении заказчиком своих обязанностей по предоставлению необходимой информации, исходных данных и сведений, так и об отсутствии содействия со стороны заказчика в предоставлении сведений, необходимого для полного выполнения работ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Вместе с тем из п. 7 Постановления Пленума ВС РФ 2017 г. N 49 следует, что именно заказчик проекта СЗЗ должен обеспечить доказательство допустимости использования земельных участков в границах СЗЗ в целях, предусмотренных в подп. "б" п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон. Следовательно, исходя из подп. "в" п. 27 Правил установления СЗЗ отсутствие такого обоснования в проекте СЗЗ является основанием для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)Вместе с тем из п. 7 Постановления Пленума ВС РФ 2017 г. N 49 следует, что именно заказчик проекта СЗЗ должен обеспечить доказательство допустимости использования земельных участков в границах СЗЗ в целях, предусмотренных в подп. "б" п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон. Следовательно, исходя из подп. "в" п. 27 Правил установления СЗЗ отсутствие такого обоснования в проекте СЗЗ является основанием для отказа в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны.
Статья: Транспортные прокуратуры в системе публичной власти (на примере Южной транспортной прокуратуры)
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Так, упомянем Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 марта 2023 г. N 308-ЭС22-25486 по делу N А53-37781/2021 о признании незаконным постановления органа местного самоуправления. В этом деле Южная транспортная прокуратура указала на отсутствие разработанного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта размера санитарно-защитной зоны и отсутствие в ЕГРН сведений о наличии санитарно-защитной зоны.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 12)Так, упомянем Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 марта 2023 г. N 308-ЭС22-25486 по делу N А53-37781/2021 о признании незаконным постановления органа местного самоуправления. В этом деле Южная транспортная прокуратура указала на отсутствие разработанного в соответствии с требованиями действующего законодательства проекта размера санитарно-защитной зоны и отсутствие в ЕГРН сведений о наличии санитарно-защитной зоны.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"е) сведения о размерах санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения, зоны планирования защитных мероприятий на начальном периоде аварии и зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации населения, сведения о населенных пунктах, подлежащих переносу до ввода атомной станции в эксплуатацию;
(ред. от 21.10.2025)
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"е) сведения о размерах санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения, зоны планирования защитных мероприятий на начальном периоде аварии и зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации населения, сведения о населенных пунктах, подлежащих переносу до ввода атомной станции в эксплуатацию;
"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 года"
(утв. Роспотребнадзором)- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на проект установленной СЗЗ;
(утв. Роспотребнадзором)- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на проект установленной СЗЗ;
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)18. При осуществлении производственной деятельности по изготовлению рекультиванта необходимо следующее: вести эколого-разрешительную документацию, учет, движение, отчетность полученных/приобретенных отходов; необходимо соблюдение требований при сборе, транспортировании, обработке и утилизации отходов производства и потребления; при сборе, транспортировании, обработке и утилизации отходов I - IV класса опасности необходимо наличие соответствующей лицензии; необходим проект технической документации на технологию его производства, который в силу требований п. 5 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подлежит государственной экологической экспертизе; производство готового продукта должно осуществляться в строгом соответствии с документами, определяющими технологию его производства; готовый продукт должен соответствовать всем критериям, обозначенным в указанной документации; необходимы документы, подтверждающие качество произведенной продукции и безопасность ее использования для целей рекультивации (сертификаты, декларации, протоколы лабораторных исследований); наименование, виды и классы опасности отходов, фактически используемых при производстве готового продукта, должны соотноситься с лицензий по обращению с отходами (при необходимости ее наличия), с документацией на технологию производства готовой продукции, с проектом рекультивации земель с использованием такого готового продукта; площадка, на которой осуществляется производство готового продукта, должна соответствовать экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям: иметь установленную санитарно-защитную зону, должна быть внесена в Реестр ОНВОС; деятельность по производству готового продукта должна осуществляться на земельном участке, категория и разрешенное использование которого допускают заниматься производственной деятельностью по утилизации отходов; должны отсутствовать какие-либо ограничения и обременения, связанные со специальным режимом использования земельных участков, с зонами с особыми условиями использования территорий.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)18. При осуществлении производственной деятельности по изготовлению рекультиванта необходимо следующее: вести эколого-разрешительную документацию, учет, движение, отчетность полученных/приобретенных отходов; необходимо соблюдение требований при сборе, транспортировании, обработке и утилизации отходов производства и потребления; при сборе, транспортировании, обработке и утилизации отходов I - IV класса опасности необходимо наличие соответствующей лицензии; необходим проект технической документации на технологию его производства, который в силу требований п. 5 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" подлежит государственной экологической экспертизе; производство готового продукта должно осуществляться в строгом соответствии с документами, определяющими технологию его производства; готовый продукт должен соответствовать всем критериям, обозначенным в указанной документации; необходимы документы, подтверждающие качество произведенной продукции и безопасность ее использования для целей рекультивации (сертификаты, декларации, протоколы лабораторных исследований); наименование, виды и классы опасности отходов, фактически используемых при производстве готового продукта, должны соотноситься с лицензий по обращению с отходами (при необходимости ее наличия), с документацией на технологию производства готовой продукции, с проектом рекультивации земель с использованием такого готового продукта; площадка, на которой осуществляется производство готового продукта, должна соответствовать экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям: иметь установленную санитарно-защитную зону, должна быть внесена в Реестр ОНВОС; деятельность по производству готового продукта должна осуществляться на земельном участке, категория и разрешенное использование которого допускают заниматься производственной деятельностью по утилизации отходов; должны отсутствовать какие-либо ограничения и обременения, связанные со специальным режимом использования земельных участков, с зонами с особыми условиями использования территорий.
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)За время, прошедшее со дня публикации статьи, эти вопросы были конкретизированы. С 1 января 2025 года будут применяться нормативные требования Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории <5>. До этого была принята указанная новая редакция Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в которой понятие "нормативный процент озеленения СЗЗ" уже отсутствует. В соответствии с действующими нормами законодательства в состав проектов СЗЗ также не требуется включать материалы проекта их озеленения и благоустройства. Формально это объясняется тем, что в большинстве случаев территория земельного участка, на котором размещается СЗЗ, не является собственностью промышленного предприятия и не оформлена им в пользование. Примерно с этого времени Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не рассчитывает и не утверждает укрупненные показатели стоимости озеленения санитарно-защитных зон <6>.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)За время, прошедшее со дня публикации статьи, эти вопросы были конкретизированы. С 1 января 2025 года будут применяться нормативные требования Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении зоны с особыми условиями использования территории до выдачи разрешения на строительство и (или) о представлении вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории <5>. До этого была принята указанная новая редакция Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в которой понятие "нормативный процент озеленения СЗЗ" уже отсутствует. В соответствии с действующими нормами законодательства в состав проектов СЗЗ также не требуется включать материалы проекта их озеленения и благоустройства. Формально это объясняется тем, что в большинстве случаев территория земельного участка, на котором размещается СЗЗ, не является собственностью промышленного предприятия и не оформлена им в пользование. Примерно с этого времени Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не рассчитывает и не утверждает укрупненные показатели стоимости озеленения санитарно-защитных зон <6>.
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отсутствие документов, указанных в п. 14 Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных п. 16 Правил;
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- отсутствие документов, указанных в п. 14 Правил, или отсутствие сведений, предусмотренных п. 16 Правил;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Должен ли подрядчик известить заказчика о просчетах в перечне работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)С учетом данного обстоятельства суды пришли к выводу о том, что у истца отсутствовала обязанность приостановить работы, фактически письмом от 29.10.2016 N 1388/1 заказчик выразил свою осведомленность о том, что для получения положительного заключения государственной экспертизы необходимо получение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, дал распоряжение генподрядчику продолжить выполнение работ по разработке проектной документации, соответственно, оснований для приостановления работ на основании статей 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца не имелось, доводы ответчика о том, что истец, являясь профессиональным участником рынка в сфере строительства и проектирования, должен был учесть возможные препятствия в получении положительного заключения государственной экспертизы, принять во внимание общедоступные сведения публичной кадастровой карты о том, какой объект (швейная фабрика), предполагающий наличие санитарно-защитной зоны, находится рядом с проектируемым объектом, судом отклоняются по вышеизложенным основаниям, поскольку, вопреки доводам ответчика, истец учел данное обстоятельство, предложив ответчику устранить препятствия в получении положительного заключения государственной экспертизы путем проведения и получения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, проведение и получение которого ответчик гарантировал в письме от 29.10.2016 N 1388/1..."
Должен ли подрядчик известить заказчика о просчетах в перечне работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)С учетом данного обстоятельства суды пришли к выводу о том, что у истца отсутствовала обязанность приостановить работы, фактически письмом от 29.10.2016 N 1388/1 заказчик выразил свою осведомленность о том, что для получения положительного заключения государственной экспертизы необходимо получение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, но, несмотря на это, дал распоряжение генподрядчику продолжить выполнение работ по разработке проектной документации, соответственно, оснований для приостановления работ на основании статей 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца не имелось, доводы ответчика о том, что истец, являясь профессиональным участником рынка в сфере строительства и проектирования, должен был учесть возможные препятствия в получении положительного заключения государственной экспертизы, принять во внимание общедоступные сведения публичной кадастровой карты о том, какой объект (швейная фабрика), предполагающий наличие санитарно-защитной зоны, находится рядом с проектируемым объектом, судом отклоняются по вышеизложенным основаниям, поскольку, вопреки доводам ответчика, истец учел данное обстоятельство, предложив ответчику устранить препятствия в получении положительного заключения государственной экспертизы путем проведения и получения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны, проведение и получение которого ответчик гарантировал в письме от 29.10.2016 N 1388/1..."
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В ходе рассмотрения дела участниками спора не оспаривалось, что подрядчик во исполнение вышеназванных норм права, а также положений контракта неоднократно ставил вопрос о невозможности производства работ ввиду выявленного факта наличия на смежном земельном участке угольной котельной, об отсутствии сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, о некорректности медико-технического задания, запрашивал актуальный ГПЗУ ввиду выявленных в нем недостатков, проект СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение, предпринимал меры для согласования с заказчиком получение дополнительных исходных данных и их актуализацию, а также для получения актуального ГПЗУ, не будучи правообладателем земельного участка.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В ходе рассмотрения дела участниками спора не оспаривалось, что подрядчик во исполнение вышеназванных норм права, а также положений контракта неоднократно ставил вопрос о невозможности производства работ ввиду выявленного факта наличия на смежном земельном участке угольной котельной, об отсутствии сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, о некорректности медико-технического задания, запрашивал актуальный ГПЗУ ввиду выявленных в нем недостатков, проект СЗЗ, санитарно-эпидемиологическое заключение, предпринимал меры для согласования с заказчиком получение дополнительных исходных данных и их актуализацию, а также для получения актуального ГПЗУ, не будучи правообладателем земельного участка.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- у общества отсутствует утвержденный проект проведения горнотехнической рекультивации и благоустройства санитарно-защитной зоны на отработанном участке месторождения, а также согласованный с уполномоченными организациями технический проект;
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- у общества отсутствует утвержденный проект проведения горнотехнической рекультивации и благоустройства санитарно-защитной зоны на отработанном участке месторождения, а также согласованный с уполномоченными организациями технический проект;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учета санитарно-защитной зоны проектируемого объекта) <6>;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- несоблюдение санитарных правил при проектировании (отсутствие учета санитарно-защитной зоны проектируемого объекта) <6>;
Статья: Правовые последствия отображения ориентировочных санитарно-защитных зон в градостроительной документации
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)В значительной степени градостроительная документация признавалась недействительной, поскольку отсутствовал акт уполномоченного органа власти об установлении СЗЗ, вместе с тем в некоторых случаях суды признавали действие ориентировочных СЗЗ при наличии последовательности разработки СЗЗ в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: наличие подготовленного проекта СЗЗ и получение положительного СЭЗ, при этом суды отмечают, что действие СЗЗ признается вплоть до истечения срока переходного периода <16>.
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)В значительной степени градостроительная документация признавалась недействительной, поскольку отсутствовал акт уполномоченного органа власти об установлении СЗЗ, вместе с тем в некоторых случаях суды признавали действие ориентировочных СЗЗ при наличии последовательности разработки СЗЗ в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: наличие подготовленного проекта СЗЗ и получение положительного СЭЗ, при этом суды отмечают, что действие СЗЗ признается вплоть до истечения срока переходного периода <16>.
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)При строительстве скотомогильника должен быть составлен проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника и положительное заключение на строительство скотомогильника. При отсутствии данной документации органы прокуратуры обращаются с исковым заявлением в суд с требованиями признать бездействие органов местного самоуправления незаконными и получить необходимую документацию.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)При строительстве скотомогильника должен быть составлен проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника и положительное заключение на строительство скотомогильника. При отсутствии данной документации органы прокуратуры обращаются с исковым заявлением в суд с требованиями признать бездействие органов местного самоуправления незаконными и получить необходимую документацию.
Статья: Объекты вспомогательного использования: понятие, место в системе объектов недвижимости и в системе объектов гражданских прав
(Долинская В.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)- отсутствие характеристик особой опасности, технической сложности, уникальности;
(Долинская В.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)- отсутствие характеристик особой опасности, технической сложности, уникальности;