Отсутствие контрактного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие контрактного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Признание недействительным государственного (муниципального) контракта в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Распоряжением председателя... городской Думы... Ш. назначен контрактным управляющим...
(КонсультантПлюс, 2025)...Распоряжением председателя... городской Думы... Ш. назначен контрактным управляющим...
Решение Курского областного суда от 14.03.2024 по делу N 21-102/2024 (УИД 46RS0030-01-2023-008978-25)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решение: Отказано.Довод жалобы Т. о том, что он не является субъектом административного правонарушения в связи с тем, что не является контрактным управляющим, несостоятелен, основан на неверном толковании законодательства. В данном случае создание контрактной службы не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения, поскольку акты приемки товара подписан Т. как должностным лицом заказчика, соответственно принятый товар должен был быть оплачен в соответствии с условиями договора, а за нарушение сроков оплаты, должностное лицо заказчика, которым в данном случае является Т., в силу своих служебных обязанностей несет соответствующую ответственность. Доказательств принятия достаточных мер по оплате оказанного товара по заключенному контракту в установленный законом срок не представлено.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решение: Отказано.Довод жалобы Т. о том, что он не является субъектом административного правонарушения в связи с тем, что не является контрактным управляющим, несостоятелен, основан на неверном толковании законодательства. В данном случае создание контрактной службы не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения, поскольку акты приемки товара подписан Т. как должностным лицом заказчика, соответственно принятый товар должен был быть оплачен в соответствии с условиями договора, а за нарушение сроков оплаты, должностное лицо заказчика, которым в данном случае является Т., в силу своих служебных обязанностей несет соответствующую ответственность. Доказательств принятия достаточных мер по оплате оказанного товара по заключенному контракту в установленный законом срок не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Решающее значение при разграничении признаков должностных лиц и контрактных управляющих имеет наличие или отсутствие организационно-распорядительных полномочий в отношении совершения действий (бездействия) именно в сфере закупок.
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Решающее значение при разграничении признаков должностных лиц и контрактных управляющих имеет наличие или отсутствие организационно-распорядительных полномочий в отношении совершения действий (бездействия) именно в сфере закупок.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком. Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком. Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Важной новеллой Закона N 44-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года, является норма, устанавливающая требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетным учреждением, осуществляющим закупки (далее - заказчиком), конфликта интересов, то есть случаев, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей указанной статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, далее - конфликт интересов).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Важной новеллой Закона N 44-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года, является норма, устанавливающая требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетным учреждением, осуществляющим закупки (далее - заказчиком), конфликта интересов, то есть случаев, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей указанной статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, далее - конфликт интересов).
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в круг лиц, имеющих личную заинтересованность, включены не только члены комиссии, но и руководитель заказчика, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий (ч. 22 ст. 34) <13>. На это обстоятельство было обращено внимание в литературе О.В. Климовой, которая отмечает, что "отсутствие в действующем законодательстве унифицированного подхода в определении личной заинтересованности, конфликта интересов, процедуры их предупреждения и урегулирования, имеющиеся споры влияют на эффективность реализации мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестных действий участников закупочной деятельности" <14>.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в круг лиц, имеющих личную заинтересованность, включены не только члены комиссии, но и руководитель заказчика, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий (ч. 22 ст. 34) <13>. На это обстоятельство было обращено внимание в литературе О.В. Климовой, которая отмечает, что "отсутствие в действующем законодательстве унифицированного подхода в определении личной заинтересованности, конфликта интересов, процедуры их предупреждения и урегулирования, имеющиеся споры влияют на эффективность реализации мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестных действий участников закупочной деятельности" <14>.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по делам о признании недействительными государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, суды отмечают, что по смыслу указанных норм не допускаются к участию в закупках лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников. В частности, если лицо, являясь в силу своего должностного положения представителем интересов заказчика, также является представителем учредителя участника закупки и членом органа управления данного участника (наблюдательного совета), то такая ситуация свидетельствует о возникновении конфликта интересов и может привести к ограничению конкуренции (включая создание необоснованных преимуществ этому участнику торгов) (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу N А33-32422/2017). В судебной практике также встречаются примеры признания недействительными торгов и заключенных по их результатам публичных контрактов при обнаружении подобного конфликта интересов и в том случае, когда участник закупки является родственником контрактного управляющего заказчика (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А19-2680/2019).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Так, суды отмечают, что по смыслу указанных норм не допускаются к участию в закупках лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению конкуренции и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников. В частности, если лицо, являясь в силу своего должностного положения представителем интересов заказчика, также является представителем учредителя участника закупки и членом органа управления данного участника (наблюдательного совета), то такая ситуация свидетельствует о возникновении конфликта интересов и может привести к ограничению конкуренции (включая создание необоснованных преимуществ этому участнику торгов) (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2018 по делу N А33-32422/2017). В судебной практике также встречаются примеры признания недействительными торгов и заключенных по их результатам публичных контрактов при обнаружении подобного конфликта интересов и в том случае, когда участник закупки является родственником контрактного управляющего заказчика (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А19-2680/2019).
Статья: Новые правила организации деятельности контрактной службы заказчика
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)- возможность разделить полномочия по осуществлению закупок среди нескольких сотрудников, а не концентрировать их у одного человека, как это происходит при назначении контрактного управляющего;
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)- возможность разделить полномочия по осуществлению закупок среди нескольких сотрудников, а не концентрировать их у одного человека, как это происходит при назначении контрактного управляющего;
Форма: Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок, проводимом по Закону N 44-ФЗ, и инструкция по ее заполнению (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является: физлицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юрлица, являющегося участником закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является: физлицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юрлица, являющегося участником закупки.
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)С другой стороны, анализ правоприменительной практики рассмотрения органами контроля жалоб на действие/бездействие заказчика, комиссий заказчика показал, что увеличение числа нарушений со стороны заказчика зачастую и непосредственно связано с изменениями в законодательстве о публичных закупках. Ответственные за осуществление публичных закупок должностные лица либо не успевают отслеживать новации законодательства, либо не могут своевременно перестроить свою рутинную работу, исходя из новых требований, в силу наличия определенных противоречий или отсутствия технической возможности их реализации в рамках интеграции региональных информационных систем с Единой информационной системой.
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)С другой стороны, анализ правоприменительной практики рассмотрения органами контроля жалоб на действие/бездействие заказчика, комиссий заказчика показал, что увеличение числа нарушений со стороны заказчика зачастую и непосредственно связано с изменениями в законодательстве о публичных закупках. Ответственные за осуществление публичных закупок должностные лица либо не успевают отслеживать новации законодательства, либо не могут своевременно перестроить свою рутинную работу, исходя из новых требований, в силу наличия определенных противоречий или отсутствия технической возможности их реализации в рамках интеграции региональных информационных систем с Единой информационной системой.
Вопрос: Может ли бухгалтер (в том числе главный бухгалтер) быть контрактным управляющим?
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
(Консультация эксперта, 2023)Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Статья: Уголовная ответственность за злоупотребления при осуществлении государственных и муниципальных закупок
(Антонов В.Ф.)
("Российский следователь", 2021, N 12)В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы. В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).
(Антонов В.Ф.)
("Российский следователь", 2021, N 12)В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы. В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).
Статья: Комментарий к Определению Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2025 по делу N 88-2140/2025 <Когда за совмещение должностей не положена доплата?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Суд первой инстанции работницу не поддержал. Так, в рассматриваемом деле работница была принята на должность заместителя директора по административно-хозяйственной работе (АХР) на основании трудового договора. При этом согласно ее должностной инструкции, заместитель директора по административно-хозяйственной работе осуществляет замещение директора школы во время его отсутствия. Так как должностной инструкцией заместителя директора по АХР, являющейся неотъемлемой частью трудового договора, прямо предусмотрено такое совмещение, то доплата не предусмотрена. Иными словами, исполнение обязанностей непосредственного руководителя в период его отсутствия является прямой обязанностью работницы.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Суд первой инстанции работницу не поддержал. Так, в рассматриваемом деле работница была принята на должность заместителя директора по административно-хозяйственной работе (АХР) на основании трудового договора. При этом согласно ее должностной инструкции, заместитель директора по административно-хозяйственной работе осуществляет замещение директора школы во время его отсутствия. Так как должностной инструкцией заместителя директора по АХР, являющейся неотъемлемой частью трудового договора, прямо предусмотрено такое совмещение, то доплата не предусмотрена. Иными словами, исполнение обязанностей непосредственного руководителя в период его отсутствия является прямой обязанностью работницы.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С другой стороны, анализ правоприменительной практики рассмотрения органами контроля жалоб на действие/бездействие заказчика, комиссий заказчика показал, что увеличение числа нарушений со стороны заказчика зачастую и непосредственно связано с изменениями в законодательстве о публичных закупках. Ответственные за осуществление публичных закупок должностные лица либо не успевают отслеживать новации законодательства, либо не могут своевременно перестроить свою рутинную работу исходя из новых требований в силу наличия определенных противоречий или отсутствия технической возможности их реализации в рамках интеграции региональных информационных систем с ЕИС (единой информационной системой).
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С другой стороны, анализ правоприменительной практики рассмотрения органами контроля жалоб на действие/бездействие заказчика, комиссий заказчика показал, что увеличение числа нарушений со стороны заказчика зачастую и непосредственно связано с изменениями в законодательстве о публичных закупках. Ответственные за осуществление публичных закупок должностные лица либо не успевают отслеживать новации законодательства, либо не могут своевременно перестроить свою рутинную работу исходя из новых требований в силу наличия определенных противоречий или отсутствия технической возможности их реализации в рамках интеграции региональных информационных систем с ЕИС (единой информационной системой).
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Суть законодательных новелл заключается в том, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов теперь является универсальной обязанностью не только любого члена комиссии по закупкам, но и руководителя заказчика, контрактного управляющего, руководителя и работников контрактной службы (ч. 7 ст. 38, ч. 10 ст. 39). Поправки наметили тенденцию к единообразному определению критериев личной заинтересованности - обязательного признака конфликта интересов. В законодательстве отсутствует единый перечень субъектов, взаимодействие с которыми детерминирует наличие личной заинтересованности у должностного лица заказчика. Например, список близких родственников (свойственников) для целей выявления конфликта интересов в Законе о контрактной системе отличается от списка, закрепленного в законодательстве о корпоративных закупках <6>, и от перечня в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <7> (далее - Закон о противодействии коррупции), последние перечни, к слову, также не совпадают. Сложно объяснить, чем вызван такой подход законодателя.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Суть законодательных новелл заключается в том, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов теперь является универсальной обязанностью не только любого члена комиссии по закупкам, но и руководителя заказчика, контрактного управляющего, руководителя и работников контрактной службы (ч. 7 ст. 38, ч. 10 ст. 39). Поправки наметили тенденцию к единообразному определению критериев личной заинтересованности - обязательного признака конфликта интересов. В законодательстве отсутствует единый перечень субъектов, взаимодействие с которыми детерминирует наличие личной заинтересованности у должностного лица заказчика. Например, список близких родственников (свойственников) для целей выявления конфликта интересов в Законе о контрактной системе отличается от списка, закрепленного в законодательстве о корпоративных закупках <6>, и от перечня в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <7> (далее - Закон о противодействии коррупции), последние перечни, к слову, также не совпадают. Сложно объяснить, чем вызван такой подход законодателя.