Отсутствие бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Медосмотр и диспансеризация государственных гражданских и муниципальных служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Не является основанием для непроведения диспансеризации муниципальных служащих отсутствие денежных средств в бюджете
(КонсультантПлюс, 2025)Не является основанием для непроведения диспансеризации муниципальных служащих отсутствие денежных средств в бюджете
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная гарантия
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие денежных средств в муниципальном бюджете не основание для отказа во взыскании обеспечения по муниципальной гарантии
(КонсультантПлюс, 2025)Отсутствие денежных средств в муниципальном бюджете не основание для отказа во взыскании обеспечения по муниципальной гарантии
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения1.9. Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Отказом от компенсации затрат лиц, фактически оказавших услуги в соответствии с установленными правилами, по основанию отсутствия в бюджете денежных средств на эти цели муниципальное образование нарушает принятые на себя обязательства, не следует принципу доверия к действиям публично-правового образования как участника бюджетных отношений и как лица, ответственного за осуществление мероприятий по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Отказом от компенсации затрат лиц, фактически оказавших услуги в соответствии с установленными правилами, по основанию отсутствия в бюджете денежных средств на эти цели муниципальное образование нарушает принятые на себя обязательства, не следует принципу доверия к действиям публично-правового образования как участника бюджетных отношений и как лица, ответственного за осуществление мероприятий по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4) отсутствие средств местного бюджета в объеме средств, необходимом для реализации инициативного проекта, источником формирования которых не являются инициативные платежи;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"4) отсутствие средств местного бюджета в объеме средств, необходимом для реализации инициативного проекта, источником формирования которых не являются инициативные платежи;
Статья: Амортизацию ОС начислять не нужно, так как реконструкция производилась за счет бюджетных средств, - судебный квест
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Об отсутствии права на амортизацию ОС,
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Об отсутствии права на амортизацию ОС,
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Например, инспекция указала на то, что в рамках концессионного соглашения, заключенного предприятием и муниципалитетом, денежные средства выделялись налогоплательщику с учетом суммы компенсации понесенных им расходов и НДС. Следовательно, предприятие предъявило к вычету налог, уплаченный организациям-подрядчикам за счет средств местного бюджета, при отсутствии реальных затрат.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Например, инспекция указала на то, что в рамках концессионного соглашения, заключенного предприятием и муниципалитетом, денежные средства выделялись налогоплательщику с учетом суммы компенсации понесенных им расходов и НДС. Следовательно, предприятие предъявило к вычету налог, уплаченный организациям-подрядчикам за счет средств местного бюджета, при отсутствии реальных затрат.
Статья: К вопросу о судебной неустойке в административном судопроизводстве
(Черланов А.Ю.)
("Закон", 2024, N 8)В случае отсутствия бюджетных средств для выплаты административному истцу судебной неустойки уполномоченные государственные органы обязаны осуществить перераспределение бюджетных средств путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись (п. 5 ст. 242.2 БК РФ). Невыделение бюджетных средств не может служить оправданием ни для продолжения нарушения прав частного лица неисполнением судебного акта, ни для отказа во взыскании в его пользу судебной неустойки, поскольку в силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют деятельность законодательной и исполнительной власти. Дозволение органам законодательной и исполнительной власти ссылаться на отсутствие бюджетных средств для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, включая право на исполнение судебного акта, означало бы противоположное написанному в ст. 18 Конституции РФ - что содержание прав и свобод человека и гражданина определяется деятельностью законодательной и исполнительной власти по их финансированию. Помимо того, допущение неисполнения судебного акта ввиду невыделения на то бюджетных средств означало бы отрицание обязанности государственных органов соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), включая ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и о необходимости их неукоснительного исполнения.
(Черланов А.Ю.)
("Закон", 2024, N 8)В случае отсутствия бюджетных средств для выплаты административному истцу судебной неустойки уполномоченные государственные органы обязаны осуществить перераспределение бюджетных средств путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись (п. 5 ст. 242.2 БК РФ). Невыделение бюджетных средств не может служить оправданием ни для продолжения нарушения прав частного лица неисполнением судебного акта, ни для отказа во взыскании в его пользу судебной неустойки, поскольку в силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют деятельность законодательной и исполнительной власти. Дозволение органам законодательной и исполнительной власти ссылаться на отсутствие бюджетных средств для обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, включая право на исполнение судебного акта, означало бы противоположное написанному в ст. 18 Конституции РФ - что содержание прав и свобод человека и гражданина определяется деятельностью законодательной и исполнительной власти по их финансированию. Помимо того, допущение неисполнения судебного акта ввиду невыделения на то бюджетных средств означало бы отрицание обязанности государственных органов соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), включая ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и о необходимости их неукоснительного исполнения.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693).
Статья: Судебные споры о взыскании стоимости выполненных работ или услуг без заключения договора
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Вместе с тем случаи, когда судебные инстанции, несмотря на допущенные нарушения нормативных предписаний законодательства о контрактной системе, удовлетворяют означенные требования, исходя из конкретной ситуации, имеют место быть. Показательным является спор, возникший между МАОУ СОШ N 48 и ООО "ПСО "УралМегаСтрой". Суть дела в следующем. Получив предписание органов полиции о незамедлительности принятия мер по ограждению школьной территории, администрация школы привлекает к выполнению работ ООО "ПСО "УралМегаСтрой". Муниципального заказа, ввиду недостаточности времени, отведенного для устранения нарушений, и отсутствия бюджетных средств, МАОУ СОШ не размещает, но рассчитывает на выделение в дальнейшем средств из бюджета для целей оплаты работ по возведению ограждения. В нарушение установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок процедур заключается договор (признанный в дальнейшем недействительным), принимаются и актируются фактически выполненные работы, но не оплачиваются исполнителю. ООО "ПСО "УралМегаСтрой" (подрядчик) обращается с иском в суд. Суд иск удовлетворяет. При этом, мотивируя свое решение, суд указывает на проявление недобросовестности со стороны заказчика, не обеспечившего соблюдение требований по заключению муниципального контракта, его оформления и заключившего договор, несмотря на понимание незаконности своих действий. Поведение подрядчика судом признано как добросовестное. Доказательств извлечения ООО "ПСО "УралМегаСтрой" в обход закона каких-либо преимуществ при выполнении работ МАОУ СОШ не было представлено <9>.
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Вместе с тем случаи, когда судебные инстанции, несмотря на допущенные нарушения нормативных предписаний законодательства о контрактной системе, удовлетворяют означенные требования, исходя из конкретной ситуации, имеют место быть. Показательным является спор, возникший между МАОУ СОШ N 48 и ООО "ПСО "УралМегаСтрой". Суть дела в следующем. Получив предписание органов полиции о незамедлительности принятия мер по ограждению школьной территории, администрация школы привлекает к выполнению работ ООО "ПСО "УралМегаСтрой". Муниципального заказа, ввиду недостаточности времени, отведенного для устранения нарушений, и отсутствия бюджетных средств, МАОУ СОШ не размещает, но рассчитывает на выделение в дальнейшем средств из бюджета для целей оплаты работ по возведению ограждения. В нарушение установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок процедур заключается договор (признанный в дальнейшем недействительным), принимаются и актируются фактически выполненные работы, но не оплачиваются исполнителю. ООО "ПСО "УралМегаСтрой" (подрядчик) обращается с иском в суд. Суд иск удовлетворяет. При этом, мотивируя свое решение, суд указывает на проявление недобросовестности со стороны заказчика, не обеспечившего соблюдение требований по заключению муниципального контракта, его оформления и заключившего договор, несмотря на понимание незаконности своих действий. Поведение подрядчика судом признано как добросовестное. Доказательств извлечения ООО "ПСО "УралМегаСтрой" в обход закона каких-либо преимуществ при выполнении работ МАОУ СОШ не было представлено <9>.
Статья: О первом опыте заключения локального мирового соглашения с залоговым кредитором в деле о банкротстве гражданина
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Например, Арбитражный суд Ставропольского края Определением от 19.09.2023 по делу N А63-13071/2022 утвердил между должником - военнослужащим Ш., ПАО "Промсвязьбанк" и ФГКУ "Росвоенипотека" локальный план реструктуризации долга, предусматривающий погашение задолженности по кредитному договору указанным учреждением с одновременным исключением из конкурсной массы квартиры в Ставропольском крае. При этом суд отклонил возражения кредитора - ПАО "Промсвязьбанк" - относительно утверждения локального плана реструктуризации долгов гражданина, мотивированные предполагаемым отсутствием бюджетных средств для финансирования возвращения кредита. Как указал суд, возражения кредитной организации относительно утверждения локального плана не обоснованы разумными экономическими причинами; средств ФГКУ "Росвоенипотека" достаточно для финансирования погашения долга; локальный план соответствует балансу частных и публичных интересов.
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Например, Арбитражный суд Ставропольского края Определением от 19.09.2023 по делу N А63-13071/2022 утвердил между должником - военнослужащим Ш., ПАО "Промсвязьбанк" и ФГКУ "Росвоенипотека" локальный план реструктуризации долга, предусматривающий погашение задолженности по кредитному договору указанным учреждением с одновременным исключением из конкурсной массы квартиры в Ставропольском крае. При этом суд отклонил возражения кредитора - ПАО "Промсвязьбанк" - относительно утверждения локального плана реструктуризации долгов гражданина, мотивированные предполагаемым отсутствием бюджетных средств для финансирования возвращения кредита. Как указал суд, возражения кредитной организации относительно утверждения локального плана не обоснованы разумными экономическими причинами; средств ФГКУ "Росвоенипотека" достаточно для финансирования погашения долга; локальный план соответствует балансу частных и публичных интересов.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)При этом отсутствие иммунитета бюджетов на средства казначейского сопровождения могло бы привести к тому, что эти средства могли бы быть направлены в рамках законодательства об исполнительном производстве на выполнение обязательств по другим контрактам, договорам (соглашениям), что сделало бы невозможным выполнение обязательств перед государственными (муниципальными) заказчиками и их исполнителями. Например, средства, предоставленные исполнителю на строительство дорог и мостов, могли бы быть списаны для погашения общей налоговой задолженности данного исполнителя, что, с одной стороны, привело бы к принудительному исполнению исполнителем его налоговой обязанности и обеспечило бы поступление соответствующих средств в бюджеты, что, конечно же, является положительным результатом. Но, с другой стороны, такое решение лишило бы исполнителя возможности исполнить свои обязательства по строительству дорог и мостов, что является отрицательным результатом. В данной дилемме законодатель отдал приоритет получению результата (в условиях примера - строительства дорог и мостов), а вопросы выполнения других обязательств исполнителя, в том числе и налоговых обязательств, обеспечиваются после выполнения обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам) и поступления денежных средств на банковский расчетный счет исполнителя, в том числе и с казначейского лицевого счета.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)При этом отсутствие иммунитета бюджетов на средства казначейского сопровождения могло бы привести к тому, что эти средства могли бы быть направлены в рамках законодательства об исполнительном производстве на выполнение обязательств по другим контрактам, договорам (соглашениям), что сделало бы невозможным выполнение обязательств перед государственными (муниципальными) заказчиками и их исполнителями. Например, средства, предоставленные исполнителю на строительство дорог и мостов, могли бы быть списаны для погашения общей налоговой задолженности данного исполнителя, что, с одной стороны, привело бы к принудительному исполнению исполнителем его налоговой обязанности и обеспечило бы поступление соответствующих средств в бюджеты, что, конечно же, является положительным результатом. Но, с другой стороны, такое решение лишило бы исполнителя возможности исполнить свои обязательства по строительству дорог и мостов, что является отрицательным результатом. В данной дилемме законодатель отдал приоритет получению результата (в условиях примера - строительства дорог и мостов), а вопросы выполнения других обязательств исполнителя, в том числе и налоговых обязательств, обеспечиваются после выполнения обязательств по заключенным государственным (муниципальным) контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам) и поступления денежных средств на банковский расчетный счет исполнителя, в том числе и с казначейского лицевого счета.
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Описанная Судом проблема является свидетельством недостатков системы лекарственного обеспечения и судебной защиты прав пациентов и не имеет, на наш взгляд, отношения к распределению бюджетных обязательств между Российской Федерацией и ее субъектами, равно как и к вопросу о конституционности положений Закона об основах охраны здоровья. В делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, обнаруживается, что представители региональных органов власти отказывают в бесплатной терапии, как правило, не по причине отсутствия бюджетных средств, тем более что это противоречило бы закону и устоявшейся позиции Конституционного Суда <21>. Отказ объясняют отсутствием у конкретного пациента медицинских показаний <22> или отсутствием у региона обязанности предоставить необходимый препарат пациенту <23>. Таким образом, Суд игнорирует тот факт, что сам по себе механизм (до)финансирования не избавит пациентов от необходимости использования неэффективных, по его же утверждению, способов защиты своих прав.
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Описанная Судом проблема является свидетельством недостатков системы лекарственного обеспечения и судебной защиты прав пациентов и не имеет, на наш взгляд, отношения к распределению бюджетных обязательств между Российской Федерацией и ее субъектами, равно как и к вопросу о конституционности положений Закона об основах охраны здоровья. В делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, обнаруживается, что представители региональных органов власти отказывают в бесплатной терапии, как правило, не по причине отсутствия бюджетных средств, тем более что это противоречило бы закону и устоявшейся позиции Конституционного Суда <21>. Отказ объясняют отсутствием у конкретного пациента медицинских показаний <22> или отсутствием у региона обязанности предоставить необходимый препарат пациенту <23>. Таким образом, Суд игнорирует тот факт, что сам по себе механизм (до)финансирования не избавит пациентов от необходимости использования неэффективных, по его же утверждению, способов защиты своих прав.
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Также необходимо учитывать, что не все муниципальные образования обладают достаточным объемом ликвидности единого счета бюджета для реализации таких списаний. Так, например, на 19.02.2023 оставались неисполненными распоряжения налогового органа на списание в рамках единого налогового платежа по 6 муниципальным образованиям Тверской области. Необходимо отметить, что списание средств по распоряжению налогового органа производится в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в том числе в части средств целевых субсидий. Такой подход приводит к нарушению целевого характера использования бюджетных средств в условиях отсутствия виновных действий со стороны соответствующего распорядителя средств бюджета. Оценку данному обстоятельству еще предстоит дать контрольным органам.