Отстранение от опеки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение от опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Ключевые слова: прокурорский надзор; органы опеки и попечительства; дети, оставшиеся без попечения родителей; освобождение; отстранение от опеки.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)Ключевые слова: прокурорский надзор; органы опеки и попечительства; дети, оставшиеся без попечения родителей; освобождение; отстранение от опеки.
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Действующая редакция ст. 77 СК РФ неидеальна, однако названные выше проблемы, на наш взгляд, могут быть решены ее корректировкой в концептуальных рамках действующего СК РФ с учетом практики применения. Иной путь предложен ПФЗ, радикальные положения которого затрагивают гораздо более широкий круг отношений, касающихся института семьи <14>. Не останавливаясь на его общей оценке, обратимся к предложениям, касающимся отобрания детей. Это, во-первых, изменение редакции ст. 77 СК РФ, по которой "отобрание" трактуется как "принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится", его основаниями названы вступившее в законную силу судебное решение о лишении или ограничении родительских прав, отмене усыновления, а также акт органа опеки об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей. Считаем такой подход неудачным, так как он: 1) эклектичен, объединяет в одной группе оснований для отобрания принципиально разные по своей правовой сути явления - судебные решения и административные акты, игнорируя при этом административные акты о немедленном отобрании; 2) ошибочен, в предлагаемом исчерпывающем перечне оснований для отобрания упомянуты далеко не все возможные случаи отобрания детей на основании судебного решения; 3) не учитывает сформировавшуюся теорию и практику разлучений родителей и детей помимо их желания.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)Действующая редакция ст. 77 СК РФ неидеальна, однако названные выше проблемы, на наш взгляд, могут быть решены ее корректировкой в концептуальных рамках действующего СК РФ с учетом практики применения. Иной путь предложен ПФЗ, радикальные положения которого затрагивают гораздо более широкий круг отношений, касающихся института семьи <14>. Не останавливаясь на его общей оценке, обратимся к предложениям, касающимся отобрания детей. Это, во-первых, изменение редакции ст. 77 СК РФ, по которой "отобрание" трактуется как "принудительное разлучение ребенка с лицами, на попечении которых он находится", его основаниями названы вступившее в законную силу судебное решение о лишении или ограничении родительских прав, отмене усыновления, а также акт органа опеки об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей. Считаем такой подход неудачным, так как он: 1) эклектичен, объединяет в одной группе оснований для отобрания принципиально разные по своей правовой сути явления - судебные решения и административные акты, игнорируя при этом административные акты о немедленном отобрании; 2) ошибочен, в предлагаемом исчерпывающем перечне оснований для отобрания упомянуты далеко не все возможные случаи отобрания детей на основании судебного решения; 3) не учитывает сформировавшуюся теорию и практику разлучений родителей и детей помимо их желания.
Нормативные акты
Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"2. Документирование информации о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, осуществляется на основании выписки из решения суда о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав или об отмене усыновления по вине усыновителя либо на основании акта органа опеки и попечительства об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей.
(ред. от 04.08.2023)
"О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"2. Документирование информации о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, осуществляется на основании выписки из решения суда о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав или об отмене усыновления по вине усыновителя либо на основании акта органа опеки и попечительства об отстранении от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей.
Ситуация: Каковы основания и последствия прекращения опеки (попечительства)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекун (попечитель) обязан представить в орган опеки и попечительства отчет о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении его имуществом (далее - отчет) в течение трех дней с момента, как ему стало известно о прекращении опеки (попечительства). Он может узнать об этом, например, при получении акта органа опеки и попечительства об освобождении (отстранении) его от исполнения обязанностей (ч. 6 ст. 29, ч. 1 ст. 30 Закона N 48-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Опекун (попечитель) обязан представить в орган опеки и попечительства отчет о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении его имуществом (далее - отчет) в течение трех дней с момента, как ему стало известно о прекращении опеки (попечительства). Он может узнать об этом, например, при получении акта органа опеки и попечительства об освобождении (отстранении) его от исполнения обязанностей (ч. 6 ст. 29, ч. 1 ст. 30 Закона N 48-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей не следует понимать как единственно возможный случай прекращения опеки и попечительства. Наряду с прочими основаниями прекращения опеки и попечительства существует такое основание, как отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей по инициативе ООиП (см. комментарий к ст. 29 Закона).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей не следует понимать как единственно возможный случай прекращения опеки и попечительства. Наряду с прочими основаниями прекращения опеки и попечительства существует такое основание, как отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей по инициативе ООиП (см. комментарий к ст. 29 Закона).