Отстранение муниципального служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение муниципального служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей взамен его увольнения в связи с утратой доверия только по причине отсутствия вступившего в силу приговора суда
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей взамен его увольнения в связи с утратой доверия только по причине отсутствия вступившего в силу приговора суда
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Местная администрация" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Положения статей 36, 37 Федерального закона N 131-ФЗ в своей совокупности предусматривают возможность исполнения полномочий главы муниципального образования, являющегося главой администрации в случаях досрочного прекращения его полномочий, применения к нему мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности только должностным лицом местного самоуправления или уполномоченным муниципальным служащим, определяемым в соответствии с уставом муниципального образования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)"Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)по месту жительства административного истца (в случае подачи заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"3. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"3. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с положениями статьи 11 названного федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять об этом в письменной форме своего непосредственного начальника. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с положениями статьи 11 названного федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять об этом в письменной форме своего непосредственного начальника. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья: Совершенствование организационно-правового механизма порядка передачи в доверительное управление ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, предусмотренного законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)Кроме этого, не всегда представляется возможным отстранение должностного лица от взаимодействия с организацией, в которой у него имеется личный интерес, особенно в тех случаях, когда подобная организация признается в этой сфере ключевым контрагентом государственного или муниципального органа, где должностное лицо замещает должность или когда решения должностного лица затрагивают в целом всю отрасль, в которой функционирует подобная организация.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2022, N 6)Кроме этого, не всегда представляется возможным отстранение должностного лица от взаимодействия с организацией, в которой у него имеется личный интерес, особенно в тех случаях, когда подобная организация признается в этой сфере ключевым контрагентом государственного или муниципального органа, где должностное лицо замещает должность или когда решения должностного лица затрагивают в целом всю отрасль, в которой функционирует подобная организация.
Статья: Приостановление трудового договора: признаки и классификация
(Шуралева С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)В первом случае для субъектов трудового правоотношения оно остается основным, поэтому в их интересах скорее преодолеть эту "стадию неопределенности", вернувшись на исходные позиции, либо изменить/прекратить трудовое правоотношение. Поэтому объем приостанавливаемых прав и обязанностей может быть меньше, а период их приостановления - короче, чем во втором и третьем случаях. Так, муниципальный служащий до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (ст. 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (ред. от 26 мая 2021 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации"). В этом случае приостанавливается, по сути, только обязанность личного исполнения работником трудовой функции в интересах и под контролем представителя нанимателя (работодателя).
(Шуралева С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)В первом случае для субъектов трудового правоотношения оно остается основным, поэтому в их интересах скорее преодолеть эту "стадию неопределенности", вернувшись на исходные позиции, либо изменить/прекратить трудовое правоотношение. Поэтому объем приостанавливаемых прав и обязанностей может быть меньше, а период их приостановления - короче, чем во втором и третьем случаях. Так, муниципальный служащий до решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (ст. 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (ред. от 26 мая 2021 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации"). В этом случае приостанавливается, по сути, только обязанность личного исполнения работником трудовой функции в интересах и под контролем представителя нанимателя (работодателя).
Статья: Реализация мер ответственности представителя нанимателя (работодателя) за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Законодательное регулирование института предотвращения и урегулирования конфликта интересов, помимо обязанности самих государственных (гражданских) служащих, лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, работников организаций (далее - должностные лица) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта, содержит такую же обязанность представителя нанимателя (работодателя) в отношении подчиненных ему лиц. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению и урегулированию вплоть до отстранения от должности. Об этом свидетельствуют ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1>, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) <2> и ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) <3>. Также это нормы иных федеральных законов о видах государственной службы, которые такую обязанность возлагают как на прямого руководителя (начальника), так и на непосредственного руководителя (начальника) сотрудника <4>. В этой связи следует положительно отметить поручение рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать такие меры у подчиненных (подп. "а" п. 7 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 <5>). Это не только позволит унифицировать правовое регулирование, но и обеспечит более эффективное регулирование конфликта интересов, так как непосредственные руководители (начальники) обладают большей информацией о своих сотрудниках, особенно в условиях больших коллективов.
Статья: Конфликт интересов на должности председателя КСП
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В соответствии со ст. 11 Закона N 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов могут осуществляться путем отвода или самоотвода указанного лица.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В соответствии со ст. 11 Закона N 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов могут осуществляться путем отвода или самоотвода указанного лица.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<365> См.: Винницкий А.В. Продолжение дискуссии об административной ответственности арбитражных управляющих в свете подготовки проекта нового КоАП // Административное и муниципальное право. 2020. N 2. С. 1 - 15.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<365> См.: Винницкий А.В. Продолжение дискуссии об административной ответственности арбитражных управляющих в свете подготовки проекта нового КоАП // Административное и муниципальное право. 2020. N 2. С. 1 - 15.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. Меры административного принуждения применяются административно-публичными субъектами только в процессе их внешней административной правоприменительной деятельности и в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении (зависимости) физических лиц и организаций. В этой связи не могут признаваться мерами административного принуждения принудительные меры, применяемые руководителями административно-публичных органов и иных органов публичной власти (их подразделений) в отношении подчиненных им по службе государственных и муниципальных служащих, связанные с привлечением последних к дисциплинарной и материальной ответственности (отстранение от исполнения служебных обязанностей, наложение дисциплинарного взыскания). Такие меры совершенно обоснованно квалифицированы Д.Н. Бахрахом в качестве мер дисциплинарного принуждения <1>.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3. Меры административного принуждения применяются административно-публичными субъектами только в процессе их внешней административной правоприменительной деятельности и в отношении не находящихся в их организационно-служебном подчинении (зависимости) физических лиц и организаций. В этой связи не могут признаваться мерами административного принуждения принудительные меры, применяемые руководителями административно-публичных органов и иных органов публичной власти (их подразделений) в отношении подчиненных им по службе государственных и муниципальных служащих, связанные с привлечением последних к дисциплинарной и материальной ответственности (отстранение от исполнения служебных обязанностей, наложение дисциплинарного взыскания). Такие меры совершенно обоснованно квалифицированы Д.Н. Бахрахом в качестве мер дисциплинарного принуждения <1>.
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Согласно статье 11 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции" на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению всякой возможности возникновения конфликта интересов, а в случае возникновения конфликта (потенциального конфликта) - уведомлять об этом письменно своего прямого руководителя. Руководитель, в свою очередь, должен принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые меры могут найти выражение в изменении должностного или служебного статуса служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей, и (или) в отказе его от личной выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, как вариант, осуществляются путем отвода или самоотвода служащего. Ну и как уже отмечалось, для устранения конфликта интересов текущим российским законодательством предусматривается обязанность передачи ценных бумаг и иных конфликтоопасных активов в доверительное управление для ранее обозначенного перечня лиц.
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Согласно статье 11 Федерального закона N 273 "О противодействии коррупции" на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению всякой возможности возникновения конфликта интересов, а в случае возникновения конфликта (потенциального конфликта) - уведомлять об этом письменно своего прямого руководителя. Руководитель, в свою очередь, должен принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые меры могут найти выражение в изменении должностного или служебного статуса служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей, и (или) в отказе его от личной выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, как вариант, осуществляются путем отвода или самоотвода служащего. Ну и как уже отмечалось, для устранения конфликта интересов текущим российским законодательством предусматривается обязанность передачи ценных бумаг и иных конфликтоопасных активов в доверительное управление для ранее обозначенного перечня лиц.
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)При проведении прокурорами проверок соблюдения антикоррупционных требований нередко остаются без внимания соблюдение процедуры трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, порядка совершения сделок, предусмотренного Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выявление коррупционных злоупотреблений. Направление информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов подменяется представлениями об устранении нарушений закона, допускается дублирование актов реагирования.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)При проведении прокурорами проверок соблюдения антикоррупционных требований нередко остаются без внимания соблюдение процедуры трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих, порядка совершения сделок, предусмотренного Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выявление коррупционных злоупотреблений. Направление информации в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов подменяется представлениями об устранении нарушений закона, допускается дублирование актов реагирования.
Статья: Конфликт интересов и способы его урегулирования
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Отметим, что обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается как на представителя нанимателя, так и непосредственно на государственных и муниципальных служащих.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 10)Отметим, что обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается как на представителя нанимателя, так и непосредственно на государственных и муниципальных служащих.