Отрешение от должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Отрешение от должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Глава муниципального образования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) отрешение от должности;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) отрешение от должности;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует также обратить внимание, что аналогичный по своей правовой природе правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, принятый в случаях, предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не подлежит оспариванию в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует также обратить внимание, что аналогичный по своей правовой природе правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, принятый в случаях, предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не подлежит оспариванию в порядке, предусмотренном гл. 21 КАС РФ <1>.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Статья: Согласительные процедуры Президента РФ в отношениях с субъектами РФ
(Митусова И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)По мнению С.А. Авакьяна, "условие осуществления властных функций состоит в том, что, занимая свою нишу в системе власти, орган публичной власти не должен обладать чрезвычайными правами, выделяющими его из системы и ставящими над другими органами... Существует немало ситуаций, когда "скрытые" чрезвычайные права существуют и являются чуть ли не прямым содержанием властной деятельности. Так, федеративные отношения с их тягой к централизации зачастую ведут не просто к согласованию, но и навязыванию Центром своей кандидатуры на пост главы исполнительной власти субъекта РФ, а также к его отрешению от должности в случае недоверия к нему со стороны Президента Российской Федерации без всякого объяснения мотивов" <12>.
(Митусова И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)По мнению С.А. Авакьяна, "условие осуществления властных функций состоит в том, что, занимая свою нишу в системе власти, орган публичной власти не должен обладать чрезвычайными правами, выделяющими его из системы и ставящими над другими органами... Существует немало ситуаций, когда "скрытые" чрезвычайные права существуют и являются чуть ли не прямым содержанием властной деятельности. Так, федеративные отношения с их тягой к централизации зачастую ведут не просто к согласованию, но и навязыванию Центром своей кандидатуры на пост главы исполнительной власти субъекта РФ, а также к его отрешению от должности в случае недоверия к нему со стороны Президента Российской Федерации без всякого объяснения мотивов" <12>.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Закон N 131-ФЗ (ст. 73, 74) устанавливает различные сроки, в течение которых должны быть применены меры по исполнению решения суда для органов МС, прежде чем будет запущен механизм роспуска или отрешения от должности: представительному органу муниципального образования дается по общему правилу три месяца на принятие соответствующих мер, главе муниципального образования и главе местной администрации - два месяца (судом может быть предусмотрен другой срок).
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Закон N 131-ФЗ (ст. 73, 74) устанавливает различные сроки, в течение которых должны быть применены меры по исполнению решения суда для органов МС, прежде чем будет запущен механизм роспуска или отрешения от должности: представительному органу муниципального образования дается по общему правилу три месяца на принятие соответствующих мер, главе муниципального образования и главе местной администрации - два месяца (судом может быть предусмотрен другой срок).
Статья: Новое "окно возможностей" государства для участия в делах местного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В качестве таких мер ответственности ст. 73 - 74.1 вышеназванного Закона предусматривается досрочное прекращение полномочий: 1) представительного органа (роспуск); 2) глав муниципального образования и местной администрации (отрешение от должности); 3) в отношении главы муниципального образования также закреплена возможность удаления в отставку.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)В качестве таких мер ответственности ст. 73 - 74.1 вышеназванного Закона предусматривается досрочное прекращение полномочий: 1) представительного органа (роспуск); 2) глав муниципального образования и местной администрации (отрешение от должности); 3) в отношении главы муниципального образования также закреплена возможность удаления в отставку.