Отражение субсидий в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Отражение субсидий в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 306.4 "Нецелевое использование бюджетных средств" БК РФ"Ссылку заявителя на то, что само по себе неправильное отражение в бухгалтерском учете расходов бюджетных средств при том, что они израсходованы в соответствии с соглашением по смыслу п. 1 ст. 306.4 БК РФ не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств, суд также признает несостоятельной, поскольку вывод Счетной палаты о нецелевом использовании МАУ "ДЗОЛ "Заря" основан не на "неправильном отражении в бухгалтерском учете расходов бюджетных средств", а на нарушении пункта 6 Порядка расходования в 2020 году целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджету Асбестовского городского округа на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, и средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софинансирования, утвержденного постановлением администрации Асбестовского городского округа от 27.04.2020 N 266-ПА (с изменениями от 11.12.2020 N 687-ПА), которым установлены направления осуществления расходов за счет предоставленной субсидии."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2022 N Ф07-2917/2022 по делу N А42-10885/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2022 N Ф07-2917/2022 по делу N А42-10885/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Организации отражают бюджетные субсидии на счете 98 "Доходы будущих периодов" (Постановление АС Центрального округа от 01.09.2020 N Ф10-3229/2020 по делу N А83-8325/2019).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Организации отражают бюджетные субсидии на счете 98 "Доходы будущих периодов" (Постановление АС Центрального округа от 01.09.2020 N Ф10-3229/2020 по делу N А83-8325/2019).
Статья: Сравнительный анализ раскрытия информации о пассивах в балансе организаций
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)В соответствии с ФСБУ 4/2023 доходы будущих периодов не нашли отражения в перечне минимальных для раскрытия показателей в бухгалтерском балансе организаций частного сектора экономики. Вместе с тем информация о них в балансе может быть раскрыта по уровню существенности, поскольку такие учетные объекты встречаются в практике организаций. Например, к ним относятся справедливая стоимость безвозмездно полученного имущества и не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования (п. 12 ФСБУ 6/2020 и п. п. 14, 18 ФСБУ 26/2020 <8>, п. 15 ФСБУ 5/2019 <9>, Инструкция по применению Плана счетов <10>). При этом доходы будущих периодов для организаций бюджетной сферы (бюджетных и автономных учреждений) являются одним из наиболее существенных показателей в балансе, поскольку по этой строке отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Дискуссионные вопросы учета доходов будущих периодов были рассмотрены авторами в более раннем исследовании, по результатам которого предложено не включать субсидии на очередные финансовые годы в состав строки "доходы будущих периодов", а отражать отдельной строкой баланса в качестве особого вида обязательства по выполнению задания [17].
(Арбатская Т.Г., Путырская Я.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)В соответствии с ФСБУ 4/2023 доходы будущих периодов не нашли отражения в перечне минимальных для раскрытия показателей в бухгалтерском балансе организаций частного сектора экономики. Вместе с тем информация о них в балансе может быть раскрыта по уровню существенности, поскольку такие учетные объекты встречаются в практике организаций. Например, к ним относятся справедливая стоимость безвозмездно полученного имущества и не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования (п. 12 ФСБУ 6/2020 и п. п. 14, 18 ФСБУ 26/2020 <8>, п. 15 ФСБУ 5/2019 <9>, Инструкция по применению Плана счетов <10>). При этом доходы будущих периодов для организаций бюджетной сферы (бюджетных и автономных учреждений) являются одним из наиболее существенных показателей в балансе, поскольку по этой строке отражаются субсидии на выполнение задания учредителя на очередные финансовые годы. Дискуссионные вопросы учета доходов будущих периодов были рассмотрены авторами в более раннем исследовании, по результатам которого предложено не включать субсидии на очередные финансовые годы в состав строки "доходы будущих периодов", а отражать отдельной строкой баланса в качестве особого вида обязательства по выполнению задания [17].
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета по предоставлению субсидий российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2020 - 2022 годах на реализацию инвестиционных проектов создания, расширения или развития индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета по предоставлению субсидий российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2020 - 2022 годах на реализацию инвестиционных проектов создания, расширения или развития индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков.
Статья: Вопросы ответственности налоговых органов и их должностных лиц перед частными субъектами
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Возможна и ситуация, когда налогоплательщик не получает прогнозируемый доход, не проводя в должной мере оценку рисков своей деятельности. Например, наличие у лица задолженности по уплате налоговых и иных обязательных платежей и отражение данной информации в справке налогового органа послужило отказом в получении организацией запрошенной субсидии. При таких обстоятельствах невозможно признать убытками в виде упущенной выгоды размер запрошенных налогоплательщиком субсидий <19>.
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Возможна и ситуация, когда налогоплательщик не получает прогнозируемый доход, не проводя в должной мере оценку рисков своей деятельности. Например, наличие у лица задолженности по уплате налоговых и иных обязательных платежей и отражение данной информации в справке налогового органа послужило отказом в получении организацией запрошенной субсидии. При таких обстоятельствах невозможно признать убытками в виде упущенной выгоды размер запрошенных налогоплательщиком субсидий <19>.
Статья: Особенности бюджетно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений в условиях пандемии
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)При этом на практике вопрос о сложности выполнения государственных или муниципальных заданий и их финансирования проявился намного раньше, чем это нашло отражение в нормах федерального законодательства. Еще в начале апреля 2020 г. Минфин России, в связи с введением мер по предупреждению распространения инфекции и в результате с необходимостью в некоторых случаях неравномерного финансового обеспечения выполнения государственного задания, на федеральном уровне высказал мнение о возможности перечисления субсидий на выполнение задания федеральным учреждениям с превышением объемов, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640, регулирующем формирование государственного задания в отношении учреждений федерального уровня в качестве общего правила. Нормы данного Постановления предусматривают необходимость равномерного распределения суммы субсидии в течение финансового года (можно условно сказать, что график должен включать 25% суммы субсидии в течение каждого квартала). Однако в прошлом году очень быстро с начала пандемии стало очевидно, что в некоторых случаях это невозможно или что это затрудняет деятельность конкретного учреждения, в связи с чем Минфин России рекомендовал учредителям федеральных учреждений в случае необходимости перечислять такую субсидию с превышением объемов, установленных указанным нормативным актом.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)При этом на практике вопрос о сложности выполнения государственных или муниципальных заданий и их финансирования проявился намного раньше, чем это нашло отражение в нормах федерального законодательства. Еще в начале апреля 2020 г. Минфин России, в связи с введением мер по предупреждению распространения инфекции и в результате с необходимостью в некоторых случаях неравномерного финансового обеспечения выполнения государственного задания, на федеральном уровне высказал мнение о возможности перечисления субсидий на выполнение задания федеральным учреждениям с превышением объемов, которые закреплены в Постановлении Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640, регулирующем формирование государственного задания в отношении учреждений федерального уровня в качестве общего правила. Нормы данного Постановления предусматривают необходимость равномерного распределения суммы субсидии в течение финансового года (можно условно сказать, что график должен включать 25% суммы субсидии в течение каждого квартала). Однако в прошлом году очень быстро с начала пандемии стало очевидно, что в некоторых случаях это невозможно или что это затрудняет деятельность конкретного учреждения, в связи с чем Минфин России рекомендовал учредителям федеральных учреждений в случае необходимости перечислять такую субсидию с превышением объемов, установленных указанным нормативным актом.
Статья: Ошибки цифровых технологий в налоговом контроле: юридические последствия для бюджетной системы
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)4. В условиях пандемии общество обратилось за мерами государственной поддержки - бюджетной субсидией на заработную плату. Проверив соблюдение предусмотренных Правилами N 576 условий для предоставления субсидии, инспекция сделала вывод о соответствии общества установленным критериям и выплатила последнему субсидию за апрель и май 2020 г. в размере 412 420 руб.
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)4. В условиях пандемии общество обратилось за мерами государственной поддержки - бюджетной субсидией на заработную плату. Проверив соблюдение предусмотренных Правилами N 576 условий для предоставления субсидии, инспекция сделала вывод о соответствии общества установленным критериям и выплатила последнему субсидию за апрель и май 2020 г. в размере 412 420 руб.
Готовое решение: Как бюджетному (автономному) учреждению учитывать субсидию на иные цели
(КонсультантПлюс, 2025)Если соглашение на предоставление субсидии на иные цели заключено на текущий год и плановый период, в бюджетном учете органа, предоставившего такую субсидию, операции отражаются в общем порядке, описанном в разд. I, II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939.
(КонсультантПлюс, 2025)Если соглашение на предоставление субсидии на иные цели заключено на текущий год и плановый период, в бюджетном учете органа, предоставившего такую субсидию, операции отражаются в общем порядке, описанном в разд. I, II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939.
Вопрос: О представлении отчета о реализации плана мероприятий в рамках мониторинга достижения результатов предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.
(Письмо Минфина России от 01.09.2023 N 02-12-10/83900)Подпунктом "а1" пункта 7 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 (далее соответственно - Общие требования N 1492, правовой акт), установлено требование о включении в правовой акт положений о проведении мониторинга исходя из достижения значений результатов предоставления субсидии, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, установленным Порядком N 138н.
(Письмо Минфина России от 01.09.2023 N 02-12-10/83900)Подпунктом "а1" пункта 7 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 (далее соответственно - Общие требования N 1492, правовой акт), установлено требование о включении в правовой акт положений о проведении мониторинга исходя из достижения значений результатов предоставления субсидии, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, установленным Порядком N 138н.
Статья: Учет операций с целевыми субсидиями
(Батура Е.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В заключение отметим, что типовые проводки и правила учета субсидий на иные цели также были доведены в Письме Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939. В случае затруднений при отражении в учете операций с целевыми субсидиями можно обращаться к нему.
(Батура Е.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В заключение отметим, что типовые проводки и правила учета субсидий на иные цели также были доведены в Письме Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939. В случае затруднений при отражении в учете операций с целевыми субсидиями можно обращаться к нему.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Такой вывод может быть поддержан лишь применительно к исчислению банком максимальной суммы кредита и при условии, что банк при рассмотрении заявки истца в августе 2020 года не располагал иными достоверными сведениями, отражающими фактическую численность работников по состоянию на дату формирования заявки.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)Такой вывод может быть поддержан лишь применительно к исчислению банком максимальной суммы кредита и при условии, что банк при рассмотрении заявки истца в августе 2020 года не располагал иными достоверными сведениями, отражающими фактическую численность работников по состоянию на дату формирования заявки.
Готовое решение: Как учесть доходы на УСН
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии (за исключением субсидий, поименованных в качестве необлагаемых, к примеру целевое финансирование и целевые поступления).
(КонсультантПлюс, 2025)субсидии (за исключением субсидий, поименованных в качестве необлагаемых, к примеру целевое финансирование и целевые поступления).
Готовое решение: Налоговый учет и амортизация НМА
(КонсультантПлюс, 2025)Если субсидия получена в рамках целевого финансирования или целевых поступлений, то при определении базы по налогу на прибыль не учитывайте ни ее, ни затраты на НМА, приобретенные за ее счет. Это следует из пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, Письма Минфина России от 22.05.2020 N 03-03-05/42838.
(КонсультантПлюс, 2025)Если субсидия получена в рамках целевого финансирования или целевых поступлений, то при определении базы по налогу на прибыль не учитывайте ни ее, ни затраты на НМА, приобретенные за ее счет. Это следует из пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, Письма Минфина России от 22.05.2020 N 03-03-05/42838.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)При этом по ряду дел суды посчитали не имеющим значения, что заявители фактически осуществляемую ими деятельность, которая была указана в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 как дополнительная и именно которой они занимались, отразили как основную позднее - после 01.03.2020, поскольку доказательств того, что внесение данных изменений было связано с изменением основного вида деятельности заявителей, представлено не было.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)При этом по ряду дел суды посчитали не имеющим значения, что заявители фактически осуществляемую ими деятельность, которая была указана в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 как дополнительная и именно которой они занимались, отразили как основную позднее - после 01.03.2020, поскольку доказательств того, что внесение данных изменений было связано с изменением основного вида деятельности заявителей, представлено не было.