Отражение невыясненных поступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Отражение невыясненных поступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Ввиду неверного указания в чек-ордере КБК денежные средства, уплаченные налогоплательщиком в качестве оплаты торгового сбора, были учтены по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", позднее налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, однако платеж так и не был правильно отражен инспекцией. Суд признал незаконным бездействие инспекции и обязал ее устранить допущенное нарушение, так как данное бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в связи с отражением в ЕНС задолженности и начислением на нее пени.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Ввиду неверного указания в чек-ордере КБК денежные средства, уплаченные налогоплательщиком в качестве оплаты торгового сбора, были учтены по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", позднее налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, однако платеж так и не был правильно отражен инспекцией. Суд признал незаконным бездействие инспекции и обязал ее устранить допущенное нарушение, так как данное бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в связи с отражением в ЕНС задолженности и начислением на нее пени.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 30.11.2022 по делу N 33-4292/2022, 2-3991/2022 (УИД 04RS0018-01-2022-005069-36)
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Во исполнение условий договора истец надлежащим образом исполнил свою обязанность по поставке электроэнергии, направил счет на оплату, однако ответчик обязательства по оплате не исполнил. Плата за электрическую энергию рассчитывалась и предъявлялась по тарифам, установленным для юридического лица на соответствующий год, поскольку фактически подключение было произведено не для коммунально-бытовых нужд, а для ведения производственной деятельности.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате госпошлины - удовлетворено в части.Суд, частично удовлетворяя иск, признал требования АО "Читаэнергосбыт" к И. в заявленном размере задолженности по оплате электрической энергии обоснованными, пришел к выводу, что потребление электроэнергии ответчиком в спорный период не может быть признано коммунально-бытовым, исходя из объема потребленной электроэнергии значительно большем, чем необходимо для потребления в личных бытовых целях, отсутствия доказательств использования электроэнергии И. только для личных, семейных и подобных нужд. Суд посчитал, что в данном случае тариф, установленный для населения, не применим. Суд взыскал задолженность в сумме 857 342,85 руб. за вычетом из заявленной истцом суммы оплаты, произведенной ответчиком И. в размере 242 861,12 руб., отраженной в качестве как невыясненных платежей, а также неустойку в размере 13 667,92 руб.
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования ресурсоснабжающей организации: О взыскании задолженности.
Обстоятельства: Во исполнение условий договора истец надлежащим образом исполнил свою обязанность по поставке электроэнергии, направил счет на оплату, однако ответчик обязательства по оплате не исполнил. Плата за электрическую энергию рассчитывалась и предъявлялась по тарифам, установленным для юридического лица на соответствующий год, поскольку фактически подключение было произведено не для коммунально-бытовых нужд, а для ведения производственной деятельности.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате госпошлины - удовлетворено в части.Суд, частично удовлетворяя иск, признал требования АО "Читаэнергосбыт" к И. в заявленном размере задолженности по оплате электрической энергии обоснованными, пришел к выводу, что потребление электроэнергии ответчиком в спорный период не может быть признано коммунально-бытовым, исходя из объема потребленной электроэнергии значительно большем, чем необходимо для потребления в личных бытовых целях, отсутствия доказательств использования электроэнергии И. только для личных, семейных и подобных нужд. Суд посчитал, что в данном случае тариф, установленный для населения, не применим. Суд взыскал задолженность в сумме 857 342,85 руб. за вычетом из заявленной истцом суммы оплаты, произведенной ответчиком И. в размере 242 861,12 руб., отраженной в качестве как невыясненных платежей, а также неустойку в размере 13 667,92 руб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-шестых, законопроектом в целях внедрения ЕНС устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что может привести к упрощению платежного календаря налогоплательщика, однако сроки теперь сдвигаются на более ранние даты. В-седьмых, имеются определенные недоработки в реализации технической части данной новеллы. Согласно нововведениям сумма налогового платежа поступает на счет Федерального казначейства, а Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) распределяет средства по назначению, исходя из имеющихся данных и информации, которую представит сам налогоплательщик. Однако, как известно, если налогоплательщик отправляет неверно оформленную платежную документацию, казначейство регистрирует невыясненный платеж. Как правило, невыясненный платеж отражается по коду формы дохода, однако в таком налоговом платеже в поручении указывается только ИНН плательщика и сумма платежа. Таким образом, на плечи налоговых органов ляжет серьезная нагрузка в части уточнения и возврата невыясненных платежей. В-восьмых, предприниматели будут лишены возможности выбирать время оплаты конкретных налогов в определенных случаях, что не совсем выгодно с позиций финансового менеджмента. В качестве еще одного недостатка следует отметить, что внедряемая система ЕНС направлена на борьбу с теневым сектором экономики, на усиление прозрачности документов бухгалтерского учета, однако вполне вероятной становится ситуация, при которой бизнес может попытаться, наоборот, скрыть свою документацию.
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-шестых, законопроектом в целях внедрения ЕНС устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что может привести к упрощению платежного календаря налогоплательщика, однако сроки теперь сдвигаются на более ранние даты. В-седьмых, имеются определенные недоработки в реализации технической части данной новеллы. Согласно нововведениям сумма налогового платежа поступает на счет Федерального казначейства, а Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) распределяет средства по назначению, исходя из имеющихся данных и информации, которую представит сам налогоплательщик. Однако, как известно, если налогоплательщик отправляет неверно оформленную платежную документацию, казначейство регистрирует невыясненный платеж. Как правило, невыясненный платеж отражается по коду формы дохода, однако в таком налоговом платеже в поручении указывается только ИНН плательщика и сумма платежа. Таким образом, на плечи налоговых органов ляжет серьезная нагрузка в части уточнения и возврата невыясненных платежей. В-восьмых, предприниматели будут лишены возможности выбирать время оплаты конкретных налогов в определенных случаях, что не совсем выгодно с позиций финансового менеджмента. В качестве еще одного недостатка следует отметить, что внедряемая система ЕНС направлена на борьбу с теневым сектором экономики, на усиление прозрачности документов бухгалтерского учета, однако вполне вероятной становится ситуация, при которой бизнес может попытаться, наоборот, скрыть свою документацию.
Вопрос: Каков порядок бухгалтерского учета кредитной организацией сумм невыясненного назначения?
(Консультация эксперта, 2025)Каков порядок бухгалтерского учета кредитной организацией сумм невыясненного назначения?
(Консультация эксперта, 2025)Каков порядок бухгалтерского учета кредитной организацией сумм невыясненного назначения?
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 15.11.2024 N 172н
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)При этом в Реестре передаваемых (принимаемых) платежей (код формы по КФД 0533002), Реестре передаваемых (принимаемых) платежей (код формы по КФД 0531477) (далее при совместном упоминании - Реестр передаваемых (принимаемых) платежей), в графе 4 указывается дата отражения органом Федерального казначейства невыясненного поступления, зачисляемого в федеральный бюджет.
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)При этом в Реестре передаваемых (принимаемых) платежей (код формы по КФД 0533002), Реестре передаваемых (принимаемых) платежей (код формы по КФД 0531477) (далее при совместном упоминании - Реестр передаваемых (принимаемых) платежей), в графе 4 указывается дата отражения органом Федерального казначейства невыясненного поступления, зачисляемого в федеральный бюджет.
Готовое решение: Как учреждению отразить расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет (счет 210 02)
(КонсультантПлюс, 2025)1 210 92 000 - для уточнения невыясненных поступлений годов, предшествующих году уточнения, не подлежащих отражению по счету 1 210 82 000.
(КонсультантПлюс, 2025)1 210 92 000 - для уточнения невыясненных поступлений годов, предшествующих году уточнения, не подлежащих отражению по счету 1 210 82 000.
Статья: Заполнение форм пояснительной записки (ф. 0503160) за 2022 год
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Операции по уточнению кодов бюджетной классификации при администрировании кассовых поступлений в бюджет, за исключением невыясненных поступлений, отражаются в сведениях (ф. 0503169) со знаком минус в соответствующих графах по увеличению (уменьшению) задолженности по уточняемому коду и со знаком плюс по уточненному коду.
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Операции по уточнению кодов бюджетной классификации при администрировании кассовых поступлений в бюджет, за исключением невыясненных поступлений, отражаются в сведениях (ф. 0503169) со знаком минус в соответствующих графах по увеличению (уменьшению) задолженности по уточняемому коду и со знаком плюс по уточненному коду.
Статья: Меры профилактики уклонения от уплаты налогов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Дирксен Т.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Институт единого налогового счета направлен на упорядочивание учета налоговых обязательств путем последовательного погашения налоговой задолженности, начиная с ранее возникшей, что в целом соответствует интересам налогоплательщика по погашению в первую очередь недоимки для исключения дальнейшего начисления пеней, а также интересам бюджета по устранению проблем невыясненных платежей. При этом представляется, что автоматизированное распределение единого налогового платежа не должно распространяться на начисленные обязанности, с которыми налогоплательщик не согласен. Иное приведет к списанию денежных средств налогоплательщика в счет спорных обязательств, что может свидетельствовать о нарушении конституционного права налогоплательщика на надлежащую административную и судебную защиту.
(Дирксен Т.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Институт единого налогового счета направлен на упорядочивание учета налоговых обязательств путем последовательного погашения налоговой задолженности, начиная с ранее возникшей, что в целом соответствует интересам налогоплательщика по погашению в первую очередь недоимки для исключения дальнейшего начисления пеней, а также интересам бюджета по устранению проблем невыясненных платежей. При этом представляется, что автоматизированное распределение единого налогового платежа не должно распространяться на начисленные обязанности, с которыми налогоплательщик не согласен. Иное приведет к списанию денежных средств налогоплательщика в счет спорных обязательств, что может свидетельствовать о нарушении конституционного права налогоплательщика на надлежащую административную и судебную защиту.
Вопрос: О предложении по уплате налоговыми агентами НДФЛ по месту жительства налогоплательщика.
(Письмо Минфина России от 27.09.2023 N 03-04-09/91985)В случае перечисления налоговым агентом НДФЛ по неправильным реквизитам, например, в ситуации, когда работник сменил место жительства, не уведомив при этом налогового агента, налог будет уплачен не по назначению, в связи с чем возникнет недоимка, а также увеличится объем невыясненных поступлений.
(Письмо Минфина России от 27.09.2023 N 03-04-09/91985)В случае перечисления налоговым агентом НДФЛ по неправильным реквизитам, например, в ситуации, когда работник сменил место жительства, не уведомив при этом налогового агента, налог будет уплачен не по назначению, в связи с чем возникнет недоимка, а также увеличится объем невыясненных поступлений.
Статья: Правовой режим единого счета бюджета
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Из этого вытекает важный правовой вывод, что поступления не признаются доходами бюджета, если они не зачислены на единый счет бюджета с казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений. В случае если произойдет прямое зачисление средств на единый счет бюджета, оно подлежит учету как невыясненное поступление, которое в этом статусе будет перечислено на вышеупомянутый казначейский счет, откуда уже корректно сможет поступить на единый счет бюджета.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Из этого вытекает важный правовой вывод, что поступления не признаются доходами бюджета, если они не зачислены на единый счет бюджета с казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений. В случае если произойдет прямое зачисление средств на единый счет бюджета, оно подлежит учету как невыясненное поступление, которое в этом статусе будет перечислено на вышеупомянутый казначейский счет, откуда уже корректно сможет поступить на единый счет бюджета.
Готовое решение: Как учитывать операции на счете 0 202 00 000 "Средства на счетах бюджета"
(КонсультантПлюс, 2025)Например, поступление доходов, включая доходы от реализации нефинансовых активов, а также зачисление невыясненных поступлений, которые отражаются в разрезе аналитических групп подвидов доходов бюджета (п. 56 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, поступление доходов, включая доходы от реализации нефинансовых активов, а также зачисление невыясненных поступлений, которые отражаются в разрезе аналитических групп подвидов доходов бюджета (п. 56 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Как уточнить невыясненные поступления и платежи
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы прямой участник системы казначейских платежей и вам поступил запрос на выяснение принадлежности платежа или на счете отразились невыясненные поступления и вы считаете, что они предназначены для вас, то направьте соответствующее распоряжение о совершении казначейского платежа в территориальный орган Федерального казначейства для их уточнения. Бюджетным и автономным учреждениям это важно сделать в течение 20 рабочих дней.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы прямой участник системы казначейских платежей и вам поступил запрос на выяснение принадлежности платежа или на счете отразились невыясненные поступления и вы считаете, что они предназначены для вас, то направьте соответствующее распоряжение о совершении казначейского платежа в территориальный орган Федерального казначейства для их уточнения. Бюджетным и автономным учреждениям это важно сделать в течение 20 рабочих дней.
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению отразить расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)2.7.1.1. Как администратору доходов отражать в бюджетном учете невыясненные поступления
(КонсультантПлюс, 2025)2.7.1.1. Как администратору доходов отражать в бюджетном учете невыясненные поступления