Отражение межбюджетных трансфертов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отражение межбюджетных трансфертов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки в рамках национальных проектов
(КонсультантПлюс, 2025)"...надзорный орган вынес представление... в соответствии с которым Учреждению предложено принять меры по возмещению в доход федерального бюджета нецелевого использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных... в рамках Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"...
(КонсультантПлюс, 2025)"...надзорный орган вынес представление... в соответствии с которым Учреждению предложено принять меры по возмещению в доход федерального бюджета нецелевого использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных... в рамках Национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О казначейском сопровождении субсидий, предоставляемых концессионеру за счет межбюджетных трансфертов, и применении КВР 812 для отражения расходов на предоставление субсидии коммерческому юрлицу.
(Письмо Минфина России от 06.05.2024 N 02-12-08/42070)Вопрос: О казначейском сопровождении субсидий, предоставляемых концессионеру за счет межбюджетных трансфертов, и применении КВР 812 для отражения расходов на предоставление субсидии коммерческому юрлицу.
(Письмо Минфина России от 06.05.2024 N 02-12-08/42070)Вопрос: О казначейском сопровождении субсидий, предоставляемых концессионеру за счет межбюджетных трансфертов, и применении КВР 812 для отражения расходов на предоставление субсидии коммерческому юрлицу.
Статья: Информационные системы - цифровой инструментарий осуществления бюджетного мониторинга при управлении публичными финансами
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Бюджетный мониторинг осуществляется с применением информационных систем, в которых отражается информация о бюджетных платежах, движении межбюджетных трансфертов, об исполнении государственных и муниципальных контрактов (национальных проектов). То есть информационная технология - это та техническая возможность, создание и функционирование которой регулируется актом органа государственной власти (государственного органа), наделенного полномочием по ее созданию, позволяющая передавать информацию о движении бюджетных средств, иную информацию с использованием цифровых обозначений (кодов), посредством которых происходит распознавание переданных данных об использовании бюджетных средств.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Бюджетный мониторинг осуществляется с применением информационных систем, в которых отражается информация о бюджетных платежах, движении межбюджетных трансфертов, об исполнении государственных и муниципальных контрактов (национальных проектов). То есть информационная технология - это та техническая возможность, создание и функционирование которой регулируется актом органа государственной власти (государственного органа), наделенного полномочием по ее созданию, позволяющая передавать информацию о движении бюджетных средств, иную информацию с использованием цифровых обозначений (кодов), посредством которых происходит распознавание переданных данных об использовании бюджетных средств.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)8.22. В случае закрепления за несколькими администраторами доходов бюджета субъекта Российской Федерации полномочий по использованию денежных средств от предоставленных целевых межбюджетных трансфертов, отражение поступлений указанных целевых межбюджетных трансфертов и возврата остатков указанных целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет осуществляется государственным органом субъекта Российской Федерации, за которым закреплены полномочия главного администратора доходов бюджетов по возврату остатков указанных целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)8.22. В случае закрепления за несколькими администраторами доходов бюджета субъекта Российской Федерации полномочий по использованию денежных средств от предоставленных целевых межбюджетных трансфертов, отражение поступлений указанных целевых межбюджетных трансфертов и возврата остатков указанных целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет осуществляется государственным органом субъекта Российской Федерации, за которым закреплены полномочия главного администратора доходов бюджетов по возврату остатков указанных целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет.
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по осуществлению указанных выплат.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по осуществлению указанных выплат.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)При распределении базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) на финансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также на осуществление из федерального бюджета бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых одному или нескольким субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа, и бюджетных инвестиций, осуществляемых в объекты государственной собственности Российской Федерации на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа), субъекты бюджетного планирования, являющиеся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, указанных в перечне государственных программ Российской Федерации, утверждаемом Правительством Российской Федерации, мероприятия которых подлежат аналитическому отражению в комплексных государственных программах Российской Федерации в соответствии со сферами (отраслями) их реализации, в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации обеспечивают предоставление не менее 7,2 процента общего объема таких межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и осуществление не менее 7,2 процента общего объема таких бюджетных инвестиций на территории Дальневосточного федерального округа;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)При распределении базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) на финансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также на осуществление из федерального бюджета бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых одному или нескольким субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа, и бюджетных инвестиций, осуществляемых в объекты государственной собственности Российской Федерации на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа), субъекты бюджетного планирования, являющиеся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, указанных в перечне государственных программ Российской Федерации, утверждаемом Правительством Российской Федерации, мероприятия которых подлежат аналитическому отражению в комплексных государственных программах Российской Федерации в соответствии со сферами (отраслями) их реализации, в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации обеспечивают предоставление не менее 7,2 процента общего объема таких межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и осуществление не менее 7,2 процента общего объема таких бюджетных инвестиций на территории Дальневосточного федерального округа;
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Итак, при оценке эффективности выравнивающих трансфертов их нужно рассматривать как сумму различных выравнивающих дотаций. В качестве критериев, которые следует оценивать при распределении данных дотаций, мы предлагаем использовать показатель, отражающий сохранение рангов муниципальных образований до и после распределения межбюджетных трансфертов из регионального бюджета, а также среднее квадратическое отклонение бюджетных доходов в расчете на одного жителя муниципального образования. Оценка проводится на основе количества несохраненных рангов при попарном сравнении, чем их больше, тем менее эффективно выравнивание. Показатель "среднее квадратическое отклонение бюджетных доходов в расчете на одного жителя муниципального образования" позволяет судить о степени сглаживания бюджетных диспропорций с использованием выравнивающих механизмов. Значимость двух этих показателей при итоговой оценке эффективности распределения дотаций одинакова. Их весовые коэффициенты могут быть приняты за 0,5 в расчетах итоговой оценки эффективности бюджетного выравнивания.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Итак, при оценке эффективности выравнивающих трансфертов их нужно рассматривать как сумму различных выравнивающих дотаций. В качестве критериев, которые следует оценивать при распределении данных дотаций, мы предлагаем использовать показатель, отражающий сохранение рангов муниципальных образований до и после распределения межбюджетных трансфертов из регионального бюджета, а также среднее квадратическое отклонение бюджетных доходов в расчете на одного жителя муниципального образования. Оценка проводится на основе количества несохраненных рангов при попарном сравнении, чем их больше, тем менее эффективно выравнивание. Показатель "среднее квадратическое отклонение бюджетных доходов в расчете на одного жителя муниципального образования" позволяет судить о степени сглаживания бюджетных диспропорций с использованием выравнивающих механизмов. Значимость двух этих показателей при итоговой оценке эффективности распределения дотаций одинакова. Их весовые коэффициенты могут быть приняты за 0,5 в расчетах итоговой оценки эффективности бюджетного выравнивания.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Рассматривая понятийный аппарат межбюджетных отношений, следует отметить, что было изменено название гл. 16 БК РФ, которая в первоначальной редакции именовалась "Межбюджетные отношения". В результате внесенных поправок она стала называться "Межбюджетные трансферты", что, с одной стороны, сузило круг регулируемых данной главой отношений, с другой - отразило сложившуюся в настоящее время практику межбюджетных отношений.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Рассматривая понятийный аппарат межбюджетных отношений, следует отметить, что было изменено название гл. 16 БК РФ, которая в первоначальной редакции именовалась "Межбюджетные отношения". В результате внесенных поправок она стала называться "Межбюджетные трансферты", что, с одной стороны, сузило круг регулируемых данной главой отношений, с другой - отразило сложившуюся в настоящее время практику межбюджетных отношений.
Статья: Принципы государственного финансового стимулирования
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Такой всеобщий принцип, как справедливость, чаще всего рассматривается применительно к оценке деяния и социальных последствий для конкретного человека. Но принцип справедливости - сложная категория, в особенности в части применения к государственному финансовому стимулированию публичных образований. С общетеоретической точки зрения справедливость может рассматриваться как дистрибутивная справедливость, связанная с понятиями соразмерности, обоснованной и разумной дифференциации объема прав, льгот, гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан, а также публично-правовым образованиям <4>. Например, в бюджетном праве принцип справедливости может проявляться в принципах равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ <5>), адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ). Само распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ, муниципальными образованиями должно отвечать принципу справедливости согласно критерию соразмерности, т.е. необходимости в средствах для обеспечения нормальной жизнедеятельности. В налоговом праве принцип справедливости отражен в принципах всеобщности, равенства, недискриминационности и экономической обоснованности налогообложения.
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Такой всеобщий принцип, как справедливость, чаще всего рассматривается применительно к оценке деяния и социальных последствий для конкретного человека. Но принцип справедливости - сложная категория, в особенности в части применения к государственному финансовому стимулированию публичных образований. С общетеоретической точки зрения справедливость может рассматриваться как дистрибутивная справедливость, связанная с понятиями соразмерности, обоснованной и разумной дифференциации объема прав, льгот, гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан, а также публично-правовым образованиям <4>. Например, в бюджетном праве принцип справедливости может проявляться в принципах равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ <5>), адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ). Само распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ, муниципальными образованиями должно отвечать принципу справедливости согласно критерию соразмерности, т.е. необходимости в средствах для обеспечения нормальной жизнедеятельности. В налоговом праве принцип справедливости отражен в принципах всеобщности, равенства, недискриминационности и экономической обоснованности налогообложения.
Готовое решение: Как отразить в учете возврат остатков по межбюджетным трансфертам
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как в бюджетном учете отразить операции по возврату остатков межбюджетных трансфертов
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как в бюджетном учете отразить операции по возврату остатков межбюджетных трансфертов
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Необходимо отметить, что законодатель устанавливает ограниченный порядок самих мер бюджетного принуждения, закрепленных в федеральном законодательстве: а) бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; б) бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; в) бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; г) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Необходимо отметить, что законодатель устанавливает ограниченный порядок самих мер бюджетного принуждения, закрепленных в федеральном законодательстве: а) бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; б) бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; в) бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; г) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Актуальным примером является ситуация, когда главный распорядитель бюджетных средств ввиду санкционного давления на фоне выпадающих доходов бюджета не имеет возможности на покрытие расходов для выплаты заработной платы врачам, что вынуждает его использовать для выплат на указанную цель средства из целевой субсидии на строительство автомобильной дороги. В условиях, если произошло нецелевое расходование межбюджетного трансферта на покрытие заработной платы бюджетных работников из временно невостребованных средств, а покрытие расходов на строительство было компенсировано дополнительными бюджетными поступлениями в дальнейшем без срыва сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию, применение мер бюджетного принуждения является нерелевантным. Безусловно, указанные действия отражают формальный состав нарушения, однако его последствия сознательно, деятельно и своевременно устранены нарушителем бюджетного законодательства. Источником нецелевого покрытия расходных статей бюджета бюджетной системы послужили денежные средства, единовременно зачисленные на казначейские счета субъекта межбюджетных трансфертов и предполагающие долгосрочное расходование в течение длительного периода времени. В то же время согласование и получение выплат в целях финансирования строительных работ и выполнения регулярных поставок товаров обычно происходит в последние месяцы календарного года, что вынуждает распорядителей бюджетных средств использовать временно невостребованные финансовые остатки на лицевых счетах в составе единого казначейского счета на исполнение текущих обязательств во избежание остановки строительства либо производственного цикла, возобновление которых создаст для бюджетной системы существенные финансовые издержки в совокупности с утратой конкурентоспособности. Привлечение указанного лица к ответственности посредством использования мер бюджетного принуждения в виде, например, сокращения в следующем финансовом году объемов межбюджетных трансфертов вызовет риск неисполнения регионального бюджета и срыв национальных целей развития, несмотря на своевременное устранение последствий формального состава нарушения. Такие вынужденные действия участников бюджетных правоотношений, по сути, являются коллизионными, приводящими к реализации мер бюджетного принуждения посредством использования формальных оснований без учета сопутствующих рисков для экономической безопасности государства.
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Актуальным примером является ситуация, когда главный распорядитель бюджетных средств ввиду санкционного давления на фоне выпадающих доходов бюджета не имеет возможности на покрытие расходов для выплаты заработной платы врачам, что вынуждает его использовать для выплат на указанную цель средства из целевой субсидии на строительство автомобильной дороги. В условиях, если произошло нецелевое расходование межбюджетного трансферта на покрытие заработной платы бюджетных работников из временно невостребованных средств, а покрытие расходов на строительство было компенсировано дополнительными бюджетными поступлениями в дальнейшем без срыва сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию, применение мер бюджетного принуждения является нерелевантным. Безусловно, указанные действия отражают формальный состав нарушения, однако его последствия сознательно, деятельно и своевременно устранены нарушителем бюджетного законодательства. Источником нецелевого покрытия расходных статей бюджета бюджетной системы послужили денежные средства, единовременно зачисленные на казначейские счета субъекта межбюджетных трансфертов и предполагающие долгосрочное расходование в течение длительного периода времени. В то же время согласование и получение выплат в целях финансирования строительных работ и выполнения регулярных поставок товаров обычно происходит в последние месяцы календарного года, что вынуждает распорядителей бюджетных средств использовать временно невостребованные финансовые остатки на лицевых счетах в составе единого казначейского счета на исполнение текущих обязательств во избежание остановки строительства либо производственного цикла, возобновление которых создаст для бюджетной системы существенные финансовые издержки в совокупности с утратой конкурентоспособности. Привлечение указанного лица к ответственности посредством использования мер бюджетного принуждения в виде, например, сокращения в следующем финансовом году объемов межбюджетных трансфертов вызовет риск неисполнения регионального бюджета и срыв национальных целей развития, несмотря на своевременное устранение последствий формального состава нарушения. Такие вынужденные действия участников бюджетных правоотношений, по сути, являются коллизионными, приводящими к реализации мер бюджетного принуждения посредством использования формальных оснований без учета сопутствующих рисков для экономической безопасности государства.
Готовое решение: Как учитывать операции на счете 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам"
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 302 51 831 отражаются операции по осуществлению расчетов с участниками бюджетного процесса, уменьшающие кредиторскую задолженность. Счет, как правило, применяют ГРБС для отражения суммы предоставленных межбюджетных трансфертов (п. 16.3.1 Порядка N 209н, п. п. 80, 111 Инструкции N 162н, пп. 6.2 п. 6 разд. I, п. 2 разд. II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666).
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 302 51 831 отражаются операции по осуществлению расчетов с участниками бюджетного процесса, уменьшающие кредиторскую задолженность. Счет, как правило, применяют ГРБС для отражения суммы предоставленных межбюджетных трансфертов (п. 16.3.1 Порядка N 209н, п. п. 80, 111 Инструкции N 162н, пп. 6.2 п. 6 разд. I, п. 2 разд. II Приложения N 1 к Письму Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666).
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подгруппе видов расходов (КВР) 540 "Иные межбюджетные трансферты"
(КонсультантПлюс, 2025)По КВР 540 "Иные межбюджетные трансферты" отражаются также расходы бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе расходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление межтерриториальных расчетов. Ранее при разъяснении порядка применения КВР на это указывал Минфин России в Письмах от 16.10.2020 N 02-05-11/90575, от 10.09.2020 N 02-05-11/79909.
(КонсультантПлюс, 2025)По КВР 540 "Иные межбюджетные трансферты" отражаются также расходы бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе расходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление межтерриториальных расчетов. Ранее при разъяснении порядка применения КВР на это указывал Минфин России в Письмах от 16.10.2020 N 02-05-11/90575, от 10.09.2020 N 02-05-11/79909.