Отражение госпошлины в доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Отражение госпошлины в доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 N 15АП-3939/2024 по делу N А32-53888/2023
Требование: Об обязании исключить защитное сооружение гражданской обороны из реестра и журнала учета.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Таким образом, главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, а значит, в силу вышеназванных норм закона как сторона по делу освобождается от оплаты государственной пошлины, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела не имелось оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход федерального бюджета (аналогичная правовая позиция отражена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.08.2018 N 308-ЭС18-4775, от 17.12.2018 N 309-ЭС18-17151).
Требование: Об обязании исключить защитное сооружение гражданской обороны из реестра и журнала учета.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.Таким образом, главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, а значит, в силу вышеназванных норм закона как сторона по делу освобождается от оплаты государственной пошлины, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела не имелось оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход федерального бюджета (аналогичная правовая позиция отражена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.08.2018 N 308-ЭС18-4775, от 17.12.2018 N 309-ЭС18-17151).
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 N 17АП-262/2023-АК по делу N А50-3859/2022
Требование: О признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, транспортный налог, пени по НДС, налогу на прибыль, транспортному налогу и НДФЛ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Представленные налогоплательщиком договоры лизинга, оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2014 год, таблица по разнице лизинг 2013-2014 гг., бухгалтерские справки от 31.12.2014 N 136 (Резерв по сомнительным долгам), N 134 (проценты по займу), 139 (пени), 144 (гос.пошлина), карточка счета 26 за 2014 год (Суммовые разницы); первичные документы по номенклатурной группе "Пневмоиспытания-РФ" на сумму 8 161 050,02 руб., не подтверждают в полной мере ни сведения о расходах, внереализационных доходах и расходах, отраженные в налоговых декларациях, ни выявленные налоговым органом расхождения, соответственно, не позволяют проверить и подтвердить правильность отражения доходов и расходов, учтенных налогоплательщиком для целей налогообложения прибыли.
Требование: О признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, транспортный налог, пени по НДС, налогу на прибыль, транспортному налогу и НДФЛ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Представленные налогоплательщиком договоры лизинга, оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2014 год, таблица по разнице лизинг 2013-2014 гг., бухгалтерские справки от 31.12.2014 N 136 (Резерв по сомнительным долгам), N 134 (проценты по займу), 139 (пени), 144 (гос.пошлина), карточка счета 26 за 2014 год (Суммовые разницы); первичные документы по номенклатурной группе "Пневмоиспытания-РФ" на сумму 8 161 050,02 руб., не подтверждают в полной мере ни сведения о расходах, внереализационных доходах и расходах, отраженные в налоговых декларациях, ни выявленные налоговым органом расхождения, соответственно, не позволяют проверить и подтвердить правильность отражения доходов и расходов, учтенных налогоплательщиком для целей налогообложения прибыли.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет доходов и расходов в виде госпошлин при обращениях в суд с заявлением о выдаче судебного приказа
(Моряк Е.Н.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Организация на ОСН в рамках взыскания с потребителей (населения), включая работников, задолженности за реализованные ресурсы уплачивает государственную пошлину при обращении в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. В связи с большим числом обращений в суд в целях обеспечения рационального учета расходы на уплату судебных госпошлин и доходы в виде госпошлин, подлежащих возмещению за счет должника, признаются единовременно на дату поступления в организацию судебных актов о взыскании задолженности и судебных расходов в виде госпошлины. При этом судебные акты поступают через 1 - 2 месяца после вступления их в законную силу. Возможны ли санкции за несвоевременное отражение доходов и расходов при исчислении налога на прибыль?
(Моряк Е.Н.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Организация на ОСН в рамках взыскания с потребителей (населения), включая работников, задолженности за реализованные ресурсы уплачивает государственную пошлину при обращении в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. В связи с большим числом обращений в суд в целях обеспечения рационального учета расходы на уплату судебных госпошлин и доходы в виде госпошлин, подлежащих возмещению за счет должника, признаются единовременно на дату поступления в организацию судебных актов о взыскании задолженности и судебных расходов в виде госпошлины. При этом судебные акты поступают через 1 - 2 месяца после вступления их в законную силу. Возможны ли санкции за несвоевременное отражение доходов и расходов при исчислении налога на прибыль?
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)суммы задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек), отражаются по дебету счета 020934560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" и кредиту счета 040110134 "Доходы от компенсации затрат";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)суммы задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек), отражаются по дебету счета 020934560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" и кредиту счета 040110134 "Доходы от компенсации затрат";
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Суммы доходов от распределения ввозных таможенных пошлин, поступившие в бюджет государства-члена от уполномоченных органов других государств-членов за последний рабочий день календарного года других государств-членов, отражаются в отчете об исполнении бюджета за текущий год.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)Суммы доходов от распределения ввозных таможенных пошлин, поступившие в бюджет государства-члена от уполномоченных органов других государств-членов за последний рабочий день календарного года других государств-членов, отражаются в отчете об исполнении бюджета за текущий год.
Готовое решение: По какому КВР и каким статьям аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ отражаются судебные расходы или их возмещение
(КонсультантПлюс, 2025)3. По каким статьям аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ отражаются доходы от возмещения судебных расходов
(КонсультантПлюс, 2025)3. По каким статьям аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ отражаются доходы от возмещения судебных расходов
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"Учитывая изложенное, включение в расходы для целей налогообложения прибыли организаций суммы уплаченной государственной пошлины, отраженной в соответствующей отчетности, может не рассматриваться как ошибка (искажение) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)"Учитывая изложенное, включение в расходы для целей налогообложения прибыли организаций суммы уплаченной государственной пошлины, отраженной в соответствующей отчетности, может не рассматриваться как ошибка (искажение) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Статья: Фискальная функция государственной пошлины
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В российской науке финансового права правовой режим государственной пошлины был исследован А.В. Реут в своей диссертации <5>. Ею выделены две основные функции данного платежа: дисциплинирующая (нацеленная на побуждение субъектов разумно и добросовестно реализовывать свои права и обязанности в случае обращения к уполномоченным лицам за совершением юридически значимых действий) и фискальная (отражающая финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований) <6>. При этом, безусловно, фискальная функция государственной пошлины не столь значима, как у налогов или таможенных пошлин, однако поступления от нее составляют хотя и сравнительно небольшой, но постоянный приток денежных средств в доходную часть бюджетной системы. Только владельцы транспортных средств ежегодно уплачивают пошлины на сумму порядка 30 млрд руб. <7>.
(Бакаева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В российской науке финансового права правовой режим государственной пошлины был исследован А.В. Реут в своей диссертации <5>. Ею выделены две основные функции данного платежа: дисциплинирующая (нацеленная на побуждение субъектов разумно и добросовестно реализовывать свои права и обязанности в случае обращения к уполномоченным лицам за совершением юридически значимых действий) и фискальная (отражающая финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований) <6>. При этом, безусловно, фискальная функция государственной пошлины не столь значима, как у налогов или таможенных пошлин, однако поступления от нее составляют хотя и сравнительно небольшой, но постоянный приток денежных средств в доходную часть бюджетной системы. Только владельцы транспортных средств ежегодно уплачивают пошлины на сумму порядка 30 млрд руб. <7>.
Статья: Исковая давность по налогам фирм: когда время играет против
(Евтеев Д., Бибиков С., Иванова Ю.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Решение суда: удовлетворить исковые требования прокурора о возмещении ущерба; взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации 30,9 млн руб., государственную пошлину в доход местного бюджета - 60 тыс. рублей.
(Евтеев Д., Бибиков С., Иванова Ю.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Решение суда: удовлетворить исковые требования прокурора о возмещении ущерба; взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации 30,9 млн руб., государственную пошлину в доход местного бюджета - 60 тыс. рублей.
Статья: Банки как участники налоговых правоотношений
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)18) при уплате банком налога на прибыль. Согласно ст. 284 НК РФ прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), облагается налогом по налоговой ставке 0%. Прибыль же, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 20%. Банки обязаны осуществлять уплату налогов в результате получения дохода, который детально определен в ст. 290 НК РФ (например, от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов, по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде положительной (отрицательной) разницы, от операций по предоставлению банковских гарантий, от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей, в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля и доходов от многих других видов деятельности). По правилам ст. 346.12 НК РФ банки, будучи налогоплательщиками, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Налогообложение банков сопряжено с ведением налогового учета доходов и расходов банков. Статья 331 НК РФ гласит, что "налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете";
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)18) при уплате банком налога на прибыль. Согласно ст. 284 НК РФ прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), облагается налогом по налоговой ставке 0%. Прибыль же, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 20%. Банки обязаны осуществлять уплату налогов в результате получения дохода, который детально определен в ст. 290 НК РФ (например, от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов, по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде положительной (отрицательной) разницы, от операций по предоставлению банковских гарантий, от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей, в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля и доходов от многих других видов деятельности). По правилам ст. 346.12 НК РФ банки, будучи налогоплательщиками, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Налогообложение банков сопряжено с ведением налогового учета доходов и расходов банков. Статья 331 НК РФ гласит, что "налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете";
Статья: Загадочное ПБУ 18/02: горячая десятка базовых вопросов
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 11)В обратных ситуациях, которые встречаются значительно реже, возникает постоянная разница, приводящая к появлению постоянного налогового дохода (ПНД). ПНД - это сумма налога на прибыль, которая уменьшает налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде <9>. К примеру, возникает при отражении в бухучете доходов в виде процентов, полученных из бюджета за несвоевременный возврат излишне уплаченной суммы налога. Другой пример возникновения ПНД - отражение в налоговом учете расходов в виде госпошлины за регистрацию права собственности на землю (которая в бухучете учитывается в составе первоначальной стоимости участка), приобретенную не для продажи.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 11)В обратных ситуациях, которые встречаются значительно реже, возникает постоянная разница, приводящая к появлению постоянного налогового дохода (ПНД). ПНД - это сумма налога на прибыль, которая уменьшает налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде <9>. К примеру, возникает при отражении в бухучете доходов в виде процентов, полученных из бюджета за несвоевременный возврат излишне уплаченной суммы налога. Другой пример возникновения ПНД - отражение в налоговом учете расходов в виде госпошлины за регистрацию права собственности на землю (которая в бухучете учитывается в составе первоначальной стоимости участка), приобретенную не для продажи.
Корреспонденция счетов: В связи с тем что чистые активы организации (ООО), применяющей УСН (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом, меньше ее уставного капитала, произведено уменьшение уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости долей участников. Как отразить в учете организации эту операцию?..
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, не связана с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, сумма государственной пошлины признается прочим расходом организации (п. п. 5, 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Начисление государственной пошлины на дату подачи соответствующих документов в орган, осуществляющий регистрацию изменений в учредительных документах, отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", и кредиту счета 68 (п. 16 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, не связана с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, сумма государственной пошлины признается прочим расходом организации (п. п. 5, 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Начисление государственной пошлины на дату подачи соответствующих документов в орган, осуществляющий регистрацию изменений в учредительных документах, отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", и кредиту счета 68 (п. 16 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).