Отражение финансовой помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Отражение финансовой помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 N 11АП-16439/2022 по делу N А72-5122/2022
Требование: О признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неисполнении исполнительного листа, невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа, понуждении внести изменения в сводную бюджетную роспись.
Решение: Требование удовлетворено в части.В письме от 21.04.2022 Правительства Ульяновской области в ответ на обращение главы города Ульяновска о выделении дополнительной финансовой помощи от 28.03.2022 отражены сведения о положительной динамике исполнения доходной части бюджета города за 1 квартал 2022 года, о нераспределенных нецелевых остатках бюджетных средств по итогам исполнения бюджета города по состоянию на 01.01.2022, о прогнозируемом поступлении в бюджет города денежных средств, которые вполне могут покрыть имеющийся в бюджете города Ульяновска недостаток средств на первоочередные расходы при условии приоритезации расходов средств местного бюджета.
Требование: О признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неисполнении исполнительного листа, невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа, понуждении внести изменения в сводную бюджетную роспись.
Решение: Требование удовлетворено в части.В письме от 21.04.2022 Правительства Ульяновской области в ответ на обращение главы города Ульяновска о выделении дополнительной финансовой помощи от 28.03.2022 отражены сведения о положительной динамике исполнения доходной части бюджета города за 1 квартал 2022 года, о нераспределенных нецелевых остатках бюджетных средств по итогам исполнения бюджета города по состоянию на 01.01.2022, о прогнозируемом поступлении в бюджет города денежных средств, которые вполне могут покрыть имеющийся в бюджете города Ульяновска недостаток средств на первоочередные расходы при условии приоритезации расходов средств местного бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 N 792
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях"В организации управленческого учета варианты предусматривают: без специального отражения операций на счетах; взаимосвязь между управленческим и финансовым учетом осуществляется при помощи контрольных счетов; с отдельным отражением на счетах бухгалтерского учета, где используются парные контрольные счета одного и того же наименования (отраженные, зеркальные счета или счета-экраны); применение специальных передаточных счетов, через которые передаются обороты из одной системы в другую.
"Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях"В организации управленческого учета варианты предусматривают: без специального отражения операций на счетах; взаимосвязь между управленческим и финансовым учетом осуществляется при помощи контрольных счетов; с отдельным отражением на счетах бухгалтерского учета, где используются парные контрольные счета одного и того же наименования (отраженные, зеркальные счета или счета-экраны); применение специальных передаточных счетов, через которые передаются обороты из одной системы в другую.
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета, связанные с оказанием гуманитарной финансовой помощи другим государствам.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета, связанные с оказанием гуманитарной финансовой помощи другим государствам.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Увеличивается ли налоговая база по НДС на суммы безвозмездной финансовой помощи
(КонсультантПлюс, 2025)Официальная позиция заключается в том, что безвозмездная финансовая помощь облагается НДС только в том случае, если она связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Есть судебные акты, подтверждающие подобный подход, в том числе Определение Верховного Суда РФ (приведено в п. 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 от 25.12.2019, п. 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). В нем указано, что финансовая помощь от учредителя - муниципального образования (например, в виде бюджетной субсидии), предоставленная в рамках целевого финансирования деятельности для возмещения затрат, не включается в налоговую базу по НДС.
Увеличивается ли налоговая база по НДС на суммы безвозмездной финансовой помощи
(КонсультантПлюс, 2025)Официальная позиция заключается в том, что безвозмездная финансовая помощь облагается НДС только в том случае, если она связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Есть судебные акты, подтверждающие подобный подход, в том числе Определение Верховного Суда РФ (приведено в п. 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 от 25.12.2019, п. 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). В нем указано, что финансовая помощь от учредителя - муниципального образования (например, в виде бюджетной субсидии), предоставленная в рамках целевого финансирования деятельности для возмещения затрат, не включается в налоговую базу по НДС.
Статья: Виды гражданско-правовых средств и их классификация в системе мер финансового оздоровления кредитной организации
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)Представленные тезисы отражают функциональную классификацию гражданско-правовых средств финансового оздоровления кредитных организаций-должников в зависимости от 5 задач согласно п. 1 - 5 ст. 189.14 Закона о несостоятельности: финансовой помощи (санации), структурно-балансовые, организационно-штатные, уставные, альтернативные задачи капитализации банка-должника, - которые отличаются весьма ограниченным практическим применением.
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 5)Представленные тезисы отражают функциональную классификацию гражданско-правовых средств финансового оздоровления кредитных организаций-должников в зависимости от 5 задач согласно п. 1 - 5 ст. 189.14 Закона о несостоятельности: финансовой помощи (санации), структурно-балансовые, организационно-штатные, уставные, альтернативные задачи капитализации банка-должника, - которые отличаются весьма ограниченным практическим применением.
Статья: О принципах финансового права
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Жизнь финансового права проходит в рамках правового и индивидуального регулирования финансовых правоотношений. Финансовое право, наряду с другими элементами системы российского права, создает правовую основу финансовой деятельности. В итоге финансовая деятельность оказывается "под ударом" не только финансового, но и других отраслей права. В ней находит отражение, например, конституционное разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, иные конституционные положения. Именно поэтому федерализм, самостоятельность финансовой деятельности местного самоуправления, социальная направленность финансово-правового регулирования не могут быть принципами финансового права. Это конституционные положения, находящие развитие во всех отраслях права. Принципы же финансового права должны отражать сущность финансовых правоотношений и финансового права, поскольку с их помощью достигается устойчивая связь между отдельными нормами права, институтами права и отраслями права <11>.
(Мирошник С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Жизнь финансового права проходит в рамках правового и индивидуального регулирования финансовых правоотношений. Финансовое право, наряду с другими элементами системы российского права, создает правовую основу финансовой деятельности. В итоге финансовая деятельность оказывается "под ударом" не только финансового, но и других отраслей права. В ней находит отражение, например, конституционное разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, иные конституционные положения. Именно поэтому федерализм, самостоятельность финансовой деятельности местного самоуправления, социальная направленность финансово-правового регулирования не могут быть принципами финансового права. Это конституционные положения, находящие развитие во всех отраслях права. Принципы же финансового права должны отражать сущность финансовых правоотношений и финансового права, поскольку с их помощью достигается устойчивая связь между отдельными нормами права, институтами права и отраслями права <11>.
Готовое решение: Как учесть финансовую и иную помощь учредителя организации на УСН
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу финансовую помощь от учредителя (участника) нужно отразить в доходах на дату поступления денежных средств на расчетный счет, счет цифрового рубля или в кассу (пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 8 ст. 250, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу финансовую помощь от учредителя (участника) нужно отразить в доходах на дату поступления денежных средств на расчетный счет, счет цифрового рубля или в кассу (пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 8 ст. 250, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Вывод суда: налогоплательщик как унитарное предприятие, созданное для решения вопросов местного значения, нес бремя содержания имущества, переданного ему на баланс муниципальным образованием. Предприятие несло расходы на поддержание этого имущества в надлежащем состоянии, на ремонт и создание условий для его безопасной эксплуатации, закупая необходимые товары, работы и услуги у третьих лиц, и целью предоставления субсидий являлась финансовая поддержка налогоплательщика посредством возмещения понесенных им затрат на содержание данного имущества, а не возмещение неполученных доходов. Таким образом, в рассматриваемой ситуации субсидирование расходов предприятия являлось способом целевого финансирования деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты реализованных им работ (услуг), и не могло выступать основанием для взимания НДС с полученных сумм финансовой помощи.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Вывод суда: налогоплательщик как унитарное предприятие, созданное для решения вопросов местного значения, нес бремя содержания имущества, переданного ему на баланс муниципальным образованием. Предприятие несло расходы на поддержание этого имущества в надлежащем состоянии, на ремонт и создание условий для его безопасной эксплуатации, закупая необходимые товары, работы и услуги у третьих лиц, и целью предоставления субсидий являлась финансовая поддержка налогоплательщика посредством возмещения понесенных им затрат на содержание данного имущества, а не возмещение неполученных доходов. Таким образом, в рассматриваемой ситуации субсидирование расходов предприятия являлось способом целевого финансирования деятельности налогоплательщика со стороны учредителя, а не способом оплаты реализованных им работ (услуг), и не могло выступать основанием для взимания НДС с полученных сумм финансовой помощи.
Статья: Вниманию бухгалтера: учет вклада в имущество у передающей стороны. Расходы или финансовые вложения?
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 24)Отметим, что в пользу отражения безвозмездной помощи дочерней организации как финансового вложения высказался Минфин России. Здесь необходимо вспомнить, что в соответствии с п. 7.7 действовавшего на тот момент регламента Минфина России, утвержденного его Приказом от 15.06.2012 N 82н, Министерством не осуществляются разъяснения практики применения нормативных правовых актов Министерства, к которым относятся и все действующие сегодня нормативные правовые, иные нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, утвержденные приказами Минфина России (в настоящее время аналогичное положение содержится в п. 11.8 следующей версии такого регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н). И все письма Минфина России по бухгалтерскому учету начинаются именно с этой фразы из его регламента.
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 24)Отметим, что в пользу отражения безвозмездной помощи дочерней организации как финансового вложения высказался Минфин России. Здесь необходимо вспомнить, что в соответствии с п. 7.7 действовавшего на тот момент регламента Минфина России, утвержденного его Приказом от 15.06.2012 N 82н, Министерством не осуществляются разъяснения практики применения нормативных правовых актов Министерства, к которым относятся и все действующие сегодня нормативные правовые, иные нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, утвержденные приказами Минфина России (в настоящее время аналогичное положение содержится в п. 11.8 следующей версии такого регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н). И все письма Минфина России по бухгалтерскому учету начинаются именно с этой фразы из его регламента.
Статья: Интеграционно-правовые основы межрегионального сотрудничества: зарубежный опыт. Часть 2
(Кашкин С.Ю., Четвериков А.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В процессе разработки и совершенствования принципов региональной политики, особенно на современном этапе его развития, происходило сокращение числа финансовых инструментов, используемых для реализации политики сплочения, а также уменьшение перечня основных целей политики для концентрации усилий и большей эффективности претворения программ в жизнь. Это отражает еще один принцип межрегионального сотрудничества - принцип обеспечения прозрачности мероприятий по оказанию проблемным территориям финансовой помощи.
(Кашкин С.Ю., Четвериков А.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2025, N 1)В процессе разработки и совершенствования принципов региональной политики, особенно на современном этапе его развития, происходило сокращение числа финансовых инструментов, используемых для реализации политики сплочения, а также уменьшение перечня основных целей политики для концентрации усилий и большей эффективности претворения программ в жизнь. Это отражает еще один принцип межрегионального сотрудничества - принцип обеспечения прозрачности мероприятий по оказанию проблемным территориям финансовой помощи.