Отпуск рецептурного препарата без рецепта
Подборка наиболее важных документов по запросу Отпуск рецептурного препарата без рецепта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об информации и рекламе вообще и рекламе лекарственных средств в частности
(Внукова В.А., Орловский Н.М., Спичак И.В.)
("Юрист", 2024, N 7)Кроме указанного Закона действуют Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения <16>, ряд приказов Минздрава России, где детально расписан порядок отпуска разных видов лекарственных препаратов. Задача государства в лице чиновников - проконтролировать и обеспечить соблюдение этих разработанных правил, в частности, рецептурные препараты не должны отпускаться без специального разрешения - рецепта. Однако, несмотря на эти детально разработанные документы, установленную нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность за нарушение законодательства об обращении ЛС, эффективно система отпуска рецептурных лекарственных препаратов не работает, и обеспечить надлежащий контроль за ее исполнением чиновники не могут. Поэтому введена система ограничений не просто на рекламу рецептурных лекарственных препаратов, а даже запрет на получение информации о них.
(Внукова В.А., Орловский Н.М., Спичак И.В.)
("Юрист", 2024, N 7)Кроме указанного Закона действуют Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения <16>, ряд приказов Минздрава России, где детально расписан порядок отпуска разных видов лекарственных препаратов. Задача государства в лице чиновников - проконтролировать и обеспечить соблюдение этих разработанных правил, в частности, рецептурные препараты не должны отпускаться без специального разрешения - рецепта. Однако, несмотря на эти детально разработанные документы, установленную нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность за нарушение законодательства об обращении ЛС, эффективно система отпуска рецептурных лекарственных препаратов не работает, и обеспечить надлежащий контроль за ее исполнением чиновники не могут. Поэтому введена система ограничений не просто на рекламу рецептурных лекарственных препаратов, а даже запрет на получение информации о них.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В литературе отмечают, что общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что при незаконной выдаче или подделке рецептов или других документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, причиняется вред здоровью населения, поскольку данные средства и вещества употребляются в неконтролируемом количестве без медицинских показаний <1>. Позиция представляется не совсем точной, поскольку основой криминализации подобного поведения и обусловленности его общественной опасности является все же возможность "перевода" обладания наркотическим средством из законного в незаконный оборот, что создает угрозу для немедицинского потребления наркотических средств, вышедших из-под контроля государства. Именно поэтому речь идет именно о наркотических средствах и психотропных веществах, находящихся в ограниченном обороте. В Российской Федерации зарегистрированы для медицинского применения комбинированные лекарственные средства, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества, включенные в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, например кодеин, фенобарбитал, хлордиазепоксид, которые широко используются в медицинской практике благодаря своим фармакологическим свойствам (анальгезирующее, противокашлевое, седативное, спазмолитическое действия и др.), однако применение таких лекарственных средств без назначения врача может оказывать отрицательное психоактивное действие, приводящее к наркотической зависимости, что представляет собой угрозу публичному здоровью. В течение длительного времени фиксировались случаи немедицинского использования комбинированных лекарственных средств, например содержащих кодеин, которые были источником получения наркотического средства - дезоморфина, пока большая часть наркосодержащих лекарств находилась в свободном обращении и отпускалась вовсе без рецепта врача. С 2012 г. государством были приняты меры, ужесточающие порядок их обращения, которые нашли свое отражение в ограничении свободного оборота этих лекарственных средств и введении их рецептурного отпуска с регламентацией оснований выдачи таких рецептов <2>.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В литературе отмечают, что общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что при незаконной выдаче или подделке рецептов или других документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, причиняется вред здоровью населения, поскольку данные средства и вещества употребляются в неконтролируемом количестве без медицинских показаний <1>. Позиция представляется не совсем точной, поскольку основой криминализации подобного поведения и обусловленности его общественной опасности является все же возможность "перевода" обладания наркотическим средством из законного в незаконный оборот, что создает угрозу для немедицинского потребления наркотических средств, вышедших из-под контроля государства. Именно поэтому речь идет именно о наркотических средствах и психотропных веществах, находящихся в ограниченном обороте. В Российской Федерации зарегистрированы для медицинского применения комбинированные лекарственные средства, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества, включенные в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, например кодеин, фенобарбитал, хлордиазепоксид, которые широко используются в медицинской практике благодаря своим фармакологическим свойствам (анальгезирующее, противокашлевое, седативное, спазмолитическое действия и др.), однако применение таких лекарственных средств без назначения врача может оказывать отрицательное психоактивное действие, приводящее к наркотической зависимости, что представляет собой угрозу публичному здоровью. В течение длительного времени фиксировались случаи немедицинского использования комбинированных лекарственных средств, например содержащих кодеин, которые были источником получения наркотического средства - дезоморфина, пока большая часть наркосодержащих лекарств находилась в свободном обращении и отпускалась вовсе без рецепта врача. С 2012 г. государством были приняты меры, ужесточающие порядок их обращения, которые нашли свое отражение в ограничении свободного оборота этих лекарственных средств и введении их рецептурного отпуска с регламентацией оснований выдачи таких рецептов <2>.
Нормативные акты
Приказ Росздравнадзора от 09.12.2024 N 6971
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного (контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в 2025 году"- несоблюдение правил отпуска и реализации лекарственных препаратов (допускается отпуск рецептурных лекарственных препаратов без рецепта; не осуществляется учет вышеуказанных лекарственных препаратов; не соблюдаются сроки хранения рецептов на лекарственные препараты; аптечными организациями не предъявляются рецепты на отпущенные лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету);
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного (контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в 2025 году"- несоблюдение правил отпуска и реализации лекарственных препаратов (допускается отпуск рецептурных лекарственных препаратов без рецепта; не осуществляется учет вышеуказанных лекарственных препаратов; не соблюдаются сроки хранения рецептов на лекарственные препараты; аптечными организациями не предъявляются рецепты на отпущенные лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету);
<Письмо> ФФОМС от 25.02.2005 N 844/30-3
(ред. от 21.07.2005)
"О направлении Методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями об организации и проведении медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи", утв. ФФОМС 25.02.2005 N 844/30-3/и)- факта отпуска ЛС по рецептам неустановленного образца (рецепты, не соответствующие по форме рецептурному бланку учетной формы N 148-1/у-04(л), утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257);
(ред. от 21.07.2005)
"О направлении Методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями об организации и проведении медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи", утв. ФФОМС 25.02.2005 N 844/30-3/и)- факта отпуска ЛС по рецептам неустановленного образца (рецепты, не соответствующие по форме рецептурному бланку учетной формы N 148-1/у-04(л), утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257);
Вопрос: В какие сроки осуществляется отсроченное обслуживание рецептов в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 13 Правил отпуска закреплено, что при отсутствии лекарственного препарата, отпускаемого за полную стоимость, рецепт на который оформлен на рецептурном бланке на бумажном носителе, такой рецепт возвращается указанному в нем лицу, его законному представителю или лицу, которое лицо, указанное в рецепте, или его законный представитель уполномочили на получение лекарственных препаратов, с отметкой на обратной стороне "Рецепт принят на обслуживание" с указанием даты постановки рецепта на обслуживание.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 13 Правил отпуска закреплено, что при отсутствии лекарственного препарата, отпускаемого за полную стоимость, рецепт на который оформлен на рецептурном бланке на бумажном носителе, такой рецепт возвращается указанному в нем лицу, его законному представителю или лицу, которое лицо, указанное в рецепте, или его законный представитель уполномочили на получение лекарственных препаратов, с отметкой на обратной стороне "Рецепт принят на обслуживание" с указанием даты постановки рецепта на обслуживание.
Вопрос: Какой порядок отпуска димедрола аптечными организациями?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку димедрол не включен в указанные выше Перечни, по смыслу п. п. 8 - 11 Порядка назначения лекарственных препаратов при назначении димедрола оформляется рецептурный бланк формы N 107-1/у.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Поскольку димедрол не включен в указанные выше Перечни, по смыслу п. п. 8 - 11 Порядка назначения лекарственных препаратов при назначении димедрола оформляется рецептурный бланк формы N 107-1/у.
Вопрос: Какие установлены правила продажи и отпуска лекарственных препаратов, в том числе выписываемых гражданам, имеющим право на бесплатное или льготное получение лекарств?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2, 3 п. 13 Правил отпуска в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, отпускаемого бесплатно или со скидкой, указанного в рецепте, оформленном на рецептурном бланке на бумажном носителе, рецепт возвращается лицу, указанному в рецепте, его законному представителю или лицу, которое лицо, указанное в рецепте, или его законный представитель уполномочили на получение лекарственных препаратов, с отметкой на обратной стороне "Рецепт принят на обслуживание" с указанием даты постановки рецепта на обслуживание и номера записи в журнале учета рецептов, находящихся на обслуживании. Принятие на обслуживание рецепта в электронном виде осуществляется в соответствии с п. 35 Правил отпуска.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 2, 3 п. 13 Правил отпуска в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, отпускаемого бесплатно или со скидкой, указанного в рецепте, оформленном на рецептурном бланке на бумажном носителе, рецепт возвращается лицу, указанному в рецепте, его законному представителю или лицу, которое лицо, указанное в рецепте, или его законный представитель уполномочили на получение лекарственных препаратов, с отметкой на обратной стороне "Рецепт принят на обслуживание" с указанием даты постановки рецепта на обслуживание и номера записи в журнале учета рецептов, находящихся на обслуживании. Принятие на обслуживание рецепта в электронном виде осуществляется в соответствии с п. 35 Правил отпуска.
Вопрос: Мне отказали в обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями "тест-полоски для определения глюкозы в крови".
("Официальный сайт Росздравнадзора", 2021)Ответ: В соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" организация оказания населению первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, а также обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в рамках государственной социальной помощи, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Порядок назначения лекарственных препаратов и выписки рецептов определен Приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". В соответствии с порядком отпуска лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", в случае временного отсутствия в аптечной организации лекарственного препарата, указанного в рецепте, рецепт принимается на отсроченное обслуживание.
("Официальный сайт Росздравнадзора", 2021)Ответ: В соответствии с Федеральными законами от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" организация оказания населению первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, а также обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в рамках государственной социальной помощи, относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Порядок назначения лекарственных препаратов и выписки рецептов определен Приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". В соответствии с порядком отпуска лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", в случае временного отсутствия в аптечной организации лекарственного препарата, указанного в рецепте, рецепт принимается на отсроченное обслуживание.
Вопрос: Как получить социальный вычет по НДФЛ на приобретенное лекарство, если оно назначено врачом и должно приниматься пациентом ежедневно пожизненно? Каким документом, кроме кассового чека из аптеки, можно подтвердить право на вычет, если рецепт на данный препарат не требуется и не оформлялся?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)При оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях назначение лекарственных препаратов производится без оформления рецепта медицинским работником единолично, за исключением случаев, указанных в п. 27 Порядка (п. 26 Порядка).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)При оказании пациенту медицинской помощи в стационарных условиях назначение лекарственных препаратов производится без оформления рецепта медицинским работником единолично, за исключением случаев, указанных в п. 27 Порядка (п. 26 Порядка).
Статья: О коллизиях законодательства в сфере обращения лекарственных средств с учетом правоприменительной практики
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)В завершение кратко остановимся на некоторых коллизиях, возникающих на уровне потребителя. В аптечной организации потребитель является достаточно уязвимой и зависимой стороной, особенно если речь идет о "рецептурных", в том числе "льготных", лекарственных средствах. Своеобразная коллизия состоит в том, что наличие рецепта не гарантирует возможность отпуска лекарственного препарата. Во-первых, аптечная организация, а также гражданин, имеющий рецепт, находятся в потенциальной зависимости от третьего лица - медицинского работника и его "желания" правильно оформлять рецепт. Во-вторых, отсутствие у гражданина фактической возможности обязать аптечную организацию принять льготный рецепт или поставить его на контроль с целью отсроченного обслуживания фактически ставит потребителя в прямую зависимость от соответствующего "желания" фармацевтического работника. Безусловно, обращение в Росздравнадзор и его территориальные органы позволит защитить права льготных категорий граждан, но оно займет определенное время, которое для потребителя будет упущено.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)В завершение кратко остановимся на некоторых коллизиях, возникающих на уровне потребителя. В аптечной организации потребитель является достаточно уязвимой и зависимой стороной, особенно если речь идет о "рецептурных", в том числе "льготных", лекарственных средствах. Своеобразная коллизия состоит в том, что наличие рецепта не гарантирует возможность отпуска лекарственного препарата. Во-первых, аптечная организация, а также гражданин, имеющий рецепт, находятся в потенциальной зависимости от третьего лица - медицинского работника и его "желания" правильно оформлять рецепт. Во-вторых, отсутствие у гражданина фактической возможности обязать аптечную организацию принять льготный рецепт или поставить его на контроль с целью отсроченного обслуживания фактически ставит потребителя в прямую зависимость от соответствующего "желания" фармацевтического работника. Безусловно, обращение в Росздравнадзор и его территориальные органы позволит защитить права льготных категорий граждан, но оно займет определенное время, которое для потребителя будет упущено.