Отобрание ребенка органами опеки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отобрание ребенка органами опеки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В XX в. в российском семейном праве была заложена установка на отказ от признания "родительской власти" над детьми, и в советский период в его развитие допускалось публичное прекращение семейных связей между родителями и детьми. В действовавших в тот период кодексах устанавливалась возможность судебного лишения родительских прав (ст. ст. 153, 154 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР; ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.; ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также "отобрания" детей без лишения родительских прав. Нормы, прекращающие или ограничивающие право родителя на личное воспитание ребенка в судебном порядке, находят отражение и в СК РФ (ст. ст. 69 - 71, 73 - 75). Кроме того, ст. 77 СК РФ предусматривает административный порядок немедленного отобрания ребенка органами опеки и попечительства (далее - органы опеки) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, применение которого нередко воспринимается общественностью негативно, обсуждается в СМИ, по-разному оценивается специалистами. В связи с этим позволим себе определить основные проблемы реализации норм ст. 77 СК РФ и пути их решения, провести ее сравнение с положениями проекта федерального закона N 157281-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)В XX в. в российском семейном праве была заложена установка на отказ от признания "родительской власти" над детьми, и в советский период в его развитие допускалось публичное прекращение семейных связей между родителями и детьми. В действовавших в тот период кодексах устанавливалась возможность судебного лишения родительских прав (ст. ст. 153, 154 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР; ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.; ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.), а также "отобрания" детей без лишения родительских прав. Нормы, прекращающие или ограничивающие право родителя на личное воспитание ребенка в судебном порядке, находят отражение и в СК РФ (ст. ст. 69 - 71, 73 - 75). Кроме того, ст. 77 СК РФ предусматривает административный порядок немедленного отобрания ребенка органами опеки и попечительства (далее - органы опеки) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, применение которого нередко воспринимается общественностью негативно, обсуждается в СМИ, по-разному оценивается специалистами. В связи с этим позволим себе определить основные проблемы реализации норм ст. 77 СК РФ и пути их решения, провести ее сравнение с положениями проекта федерального закона N 157281-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <4>.
Статья: Юридическая ответственность родителей за злоупотребление своими правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Примерами отобрания ребенка у его собственных родителей являются случаи обнаружения так называемых детей-маугли <6>. Так, в 2019 г. в одной из московских квартир среди груды мусора была обнаружена 5-летняя девочка, мать которой не только содержала ребенка в антисанитарных условиях, но и не предоставляла питание и не выводила на прогулку. Аналогичные случаи вскоре были зафиксированы в подмосковных Балашихе и Мытищах <7> и других регионах страны. Во всех случаях была признана непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, в связи с чем на основании ст. 77 СК РФ орган опеки и попечительства осуществил немедленное отобрание детей у родителей (одного из них). Данная мера ответственности применяется в том числе и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. В соответствии с п. 2 ст. 77 СК РФ при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Примерами отобрания ребенка у его собственных родителей являются случаи обнаружения так называемых детей-маугли <6>. Так, в 2019 г. в одной из московских квартир среди груды мусора была обнаружена 5-летняя девочка, мать которой не только содержала ребенка в антисанитарных условиях, но и не предоставляла питание и не выводила на прогулку. Аналогичные случаи вскоре были зафиксированы в подмосковных Балашихе и Мытищах <7> и других регионах страны. Во всех случаях была признана непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, в связи с чем на основании ст. 77 СК РФ орган опеки и попечительства осуществил немедленное отобрание детей у родителей (одного из них). Данная мера ответственности применяется в том числе и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. В соответствии с п. 2 ст. 77 СК РФ при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)в 2001 году Р. был ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней, поскольку, разрешая вопрос о лишении его и матери А. родительских прав, суд, не установив достаточных оснований для удовлетворения этого иска, принял решение об отобрании детей и передаче их на попечение органам опеки и попечительства, что в силу статьи 73 СК РФ является ограничением родительских прав. До момента принятия оспариваемого прокурором распоряжения данное решение суда отменено не было, поэтому последствия ограничения в родительских правах продолжали действовать.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)в 2001 году Р. был ограничен в родительских правах в отношении несовершеннолетней, поскольку, разрешая вопрос о лишении его и матери А. родительских прав, суд, не установив достаточных оснований для удовлетворения этого иска, принял решение об отобрании детей и передаче их на попечение органам опеки и попечительства, что в силу статьи 73 СК РФ является ограничением родительских прав. До момента принятия оспариваемого прокурором распоряжения данное решение суда отменено не было, поэтому последствия ограничения в родительских правах продолжали действовать.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Абзацем 2 указанного пункта (здесь и далее в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) установлено, что немедленное отобрание ребенка производится ООиП на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Абзацем 2 указанного пункта (здесь и далее в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) установлено, что немедленное отобрание ребенка производится ООиП на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)А.М. Нечаева разграничивает ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью детей. Первая ситуация - дети находятся вместе с родителями, на глазах которых и по вине которых они погибают. Получив соответствующую информацию и убедившись, что налицо действительно реальная угроза жизни и здоровью ребенка, представитель органа опеки и попечительства осуществляет отобрание детей. Налицо ситуация, свидетельствующая об отобрании в подлинном смысле слова. И в данной ситуации подлежит применению норма ст. 77 СК РФ. Вторая ситуация - дети оставлены в опасности своими родителями (без пищи, в холодном помещении и т.п.), которые исчезли неизвестно куда и на сколько. В подобной ситуации А.М. Нечаева не видит оснований для применения ст. 77 СК РФ. Орган опеки и попечительства немедленно без предупреждения устраивает таких детей как лишившихся родительского попечения в рамках требований, сформулированных ч. 2 п. 1 ст. 121, п. 2 ст. 123 СК РФ. Правовым основанием такого устройства служит акт обследования, подтверждающий, что дети действительно в опасности <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)А.М. Нечаева разграничивает ситуации, когда возникает угроза жизни и здоровью детей. Первая ситуация - дети находятся вместе с родителями, на глазах которых и по вине которых они погибают. Получив соответствующую информацию и убедившись, что налицо действительно реальная угроза жизни и здоровью ребенка, представитель органа опеки и попечительства осуществляет отобрание детей. Налицо ситуация, свидетельствующая об отобрании в подлинном смысле слова. И в данной ситуации подлежит применению норма ст. 77 СК РФ. Вторая ситуация - дети оставлены в опасности своими родителями (без пищи, в холодном помещении и т.п.), которые исчезли неизвестно куда и на сколько. В подобной ситуации А.М. Нечаева не видит оснований для применения ст. 77 СК РФ. Орган опеки и попечительства немедленно без предупреждения устраивает таких детей как лишившихся родительского попечения в рамках требований, сформулированных ч. 2 п. 1 ст. 121, п. 2 ст. 123 СК РФ. Правовым основанием такого устройства служит акт обследования, подтверждающий, что дети действительно в опасности <1>.
Статья: Исполнение решения суда об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)В мае 2020 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предпринимал попытку устранить указанный пробел путем закрепления в законодательстве права судебного пристава-исполнителя физически передавать ребенка от одного родителя к другому <7>. К сожалению, законопроект получился крайне неоднозначным и вызвал много критики со стороны общественности. "На необходимость соблюдения интересов ребенка как одну из задач исполнительного производства указывают и практики" <8>. Использование судебными приставами-исполнителями "грубой силы" в отношении детей, правом на которую предлагал наделить их законопроект, могло бы обернуться для этих детей достаточно серьезной психологической травмой в дополнение к травме, вызванной самим фактом развода родителей. Такие методы, возможно, отвечают интересам родителей, но никак не интересам детей. Данный законопроект был не единственным, тремя годами ранее, в 2017 г., в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации несколькими депутатами Государственной Думы во главе с О.В. Пушкиной и членом Совета Федерации А.А. Клишасом был внесен законопроект N 156687-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> в части передачи судебными приставами-исполнителями обнаруженного ребенка, в отношении которого объявлен розыск, в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче ребенка, органам опеки и попечительства при невозможности немедленной передачи ребенка лицу, которому он по решению суда должен быть передан <10>. Законопроект предлагал наделить судебных приставов-исполнителей правом временно помещать такого ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства. Также предполагалось, что данный законопроект в качестве поправок будет дополнен законопроектом о праве приставов принудительно изымать детей в целях исполнения решения суда. Законопроект вполне логично был отклонен, поскольку он не отвечал интересам детей.
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)В мае 2020 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предпринимал попытку устранить указанный пробел путем закрепления в законодательстве права судебного пристава-исполнителя физически передавать ребенка от одного родителя к другому <7>. К сожалению, законопроект получился крайне неоднозначным и вызвал много критики со стороны общественности. "На необходимость соблюдения интересов ребенка как одну из задач исполнительного производства указывают и практики" <8>. Использование судебными приставами-исполнителями "грубой силы" в отношении детей, правом на которую предлагал наделить их законопроект, могло бы обернуться для этих детей достаточно серьезной психологической травмой в дополнение к травме, вызванной самим фактом развода родителей. Такие методы, возможно, отвечают интересам родителей, но никак не интересам детей. Данный законопроект был не единственным, тремя годами ранее, в 2017 г., в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации несколькими депутатами Государственной Думы во главе с О.В. Пушкиной и членом Совета Федерации А.А. Клишасом был внесен законопроект N 156687-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> в части передачи судебными приставами-исполнителями обнаруженного ребенка, в отношении которого объявлен розыск, в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче ребенка, органам опеки и попечительства при невозможности немедленной передачи ребенка лицу, которому он по решению суда должен быть передан <10>. Законопроект предлагал наделить судебных приставов-исполнителей правом временно помещать такого ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства. Также предполагалось, что данный законопроект в качестве поправок будет дополнен законопроектом о праве приставов принудительно изымать детей в целях исполнения решения суда. Законопроект вполне логично был отклонен, поскольку он не отвечал интересам детей.