Отобрание ребенка
Подборка наиболее важных документов по запросу Отобрание ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Срок исполнения решения суда в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...В случае удовлетворения иска о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, с учетом конкретных обстоятельств дела суд на основании части 1 статьи 212 ГПК РФ может по просьбе истца обратить решение суда к немедленному исполнению..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В случае удовлетворения иска о признании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка недействительным и о возврате ребенка в семью, с учетом конкретных обстоятельств дела суд на основании части 1 статьи 212 ГПК РФ может по просьбе истца обратить решение суда к немедленному исполнению..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Отобрание ребенка при непосредственной угрозе
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"Отобрание ребенка при непосредственной угрозе
Статья: К вопросу о проблемах правового регулирования соглашения об осуществлении родительских прав
(Халилов Д.И.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Во-первых, не предусмотрено обращение напрямую в органы принудительного исполнения с соглашением с целью понуждения исполнить те или иные его нормы другим родителем. В этом случае необходимо обращение с исковым заявлением в суд, который лишь при удовлетворении требований вправе по заявлению истца выдать исполнительный лист <6>. Так как вопросы неисполнения заключенного между родителями соглашения о взаимном осуществлении родительских прав требуют зачастую безотлагательного решения, существующий громоздкий порядок только затрудняет доступ родителя и ребенка друг к другу, при этом при наличии у родителя решения суда достаточно было бы обратиться в суд сразу за исполнительным документом, минуя самостоятельное судебное разбирательство. При все увеличивающемся количестве исполнительных производств по требованиям об определении порядка общения с ребенком и об осуществлении в отношении ребенка прав доступа <7> правовой механизм исполнения в указанном случае может опасно уступать место неправовым формам (незаконные кража, отобрание ребенка).
(Халилов Д.И.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Во-первых, не предусмотрено обращение напрямую в органы принудительного исполнения с соглашением с целью понуждения исполнить те или иные его нормы другим родителем. В этом случае необходимо обращение с исковым заявлением в суд, который лишь при удовлетворении требований вправе по заявлению истца выдать исполнительный лист <6>. Так как вопросы неисполнения заключенного между родителями соглашения о взаимном осуществлении родительских прав требуют зачастую безотлагательного решения, существующий громоздкий порядок только затрудняет доступ родителя и ребенка друг к другу, при этом при наличии у родителя решения суда достаточно было бы обратиться в суд сразу за исполнительным документом, минуя самостоятельное судебное разбирательство. При все увеличивающемся количестве исполнительных производств по требованиям об определении порядка общения с ребенком и об осуществлении в отношении ребенка прав доступа <7> правовой механизм исполнения в указанном случае может опасно уступать место неправовым формам (незаконные кража, отобрание ребенка).
Статья: Жилищные права ребенка в условиях ограничения родительских прав: необходимость пересмотра норм семейного и гражданского законодательства
(Емелина Л.А., Яворский С.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Полный перечень лиц появится только в 1969 г. Кроме того, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. <5> определял круг лиц, которые имели право обращаться в суд с подобным иском о лишении родительских прав. В настоящее время этот круг лиц определен в ст. 70 СК РФ, однако родственники не имеют возможности обратиться в суд. Теперь существует только лишь возможность обращения данного круга лиц в органы опеки и попечительства с требованием принятия необходимых мер по защите прав несовершеннолетнего. Следует также отметить, что в 1926 г. появилось понятие "отобрание детей" <6>, сохранившееся в законе до настоящего времени (ст. 77 СК РФ).
(Емелина Л.А., Яворский С.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Полный перечень лиц появится только в 1969 г. Кроме того, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. <5> определял круг лиц, которые имели право обращаться в суд с подобным иском о лишении родительских прав. В настоящее время этот круг лиц определен в ст. 70 СК РФ, однако родственники не имеют возможности обратиться в суд. Теперь существует только лишь возможность обращения данного круга лиц в органы опеки и попечительства с требованием принятия необходимых мер по защите прав несовершеннолетнего. Следует также отметить, что в 1926 г. появилось понятие "отобрание детей" <6>, сохранившееся в законе до настоящего времени (ст. 77 СК РФ).
Статья: Установление предварительной опеки над несовершеннолетним
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке) в случаях, если в интересах несовершеннолетнего ему необходимо немедленно назначить опекуна, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна (акт о предварительной опеке), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке) в случаях, если в интересах несовершеннолетнего ему необходимо немедленно назначить опекуна, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна (акт о предварительной опеке), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком
Статья: Отобрание ребенка из семьи как исключительная мера защиты прав детей
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)"Административное право и процесс", 2021, N 12
(Веренич А.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)"Административное право и процесс", 2021, N 12
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках установления такого нового института ч. 1 комментируемой статьи предусматривает право ООиП принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве) в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об отобрании в соответствии со ст. 77 СК РФ ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью см. комментарий к ст. 24 Закона.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках установления такого нового института ч. 1 комментируемой статьи предусматривает право ООиП принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве) в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об отобрании в соответствии со ст. 77 СК РФ ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью см. комментарий к ст. 24 Закона.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом.
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Вместе с тем действующее законодательство пронизывают лейтмотивы, свидетельствующие о невозможности отказа от существования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - основополагающий принцип свободного принятия опеки и свободного отказа от нее; принципы защиты детей при злоупотреблениях законных представителей: при отмене усыновления, отстранении опекуна от исполнения обязанностей, лишении родительских прав, отобрании ребенка. В правовом аспекте существование таких организаций есть действенная гарантия свободного выхода из приемной семьи и обеспечения реализации прав на воспитание детей, оказавшихся вне родной или приемной семьи.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Вместе с тем действующее законодательство пронизывают лейтмотивы, свидетельствующие о невозможности отказа от существования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - основополагающий принцип свободного принятия опеки и свободного отказа от нее; принципы защиты детей при злоупотреблениях законных представителей: при отмене усыновления, отстранении опекуна от исполнения обязанностей, лишении родительских прав, отобрании ребенка. В правовом аспекте существование таких организаций есть действенная гарантия свободного выхода из приемной семьи и обеспечения реализации прав на воспитание детей, оказавшихся вне родной или приемной семьи.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В комментарии к СК РФ отмечено, что основанием отобрания ребенка является наличие реальной угрозы, когда нет никаких сомнений "в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья" <1>. Вместе с тем, по утверждению О.А. Хазовой, вопрос о немедленном отобрании, по существу, решается инспектором по охране детства единолично в силу тех или иных присущих ему представлений о должном или допустимом. Отсутствие каких бы то ни было ориентиров часто приводит на практике к произвольным решениям, когда детей отбирают из семьи без достаточных к тому оснований. Результатом такого отобрания является разлучение детей и их родителей - в лучшем случае временное, но в отдельных случаях и навсегда. Причину этого автор видит в отсутствии в ст. 77 СК РФ критериев отобрания ребенка, при этом отмечая, что отобрание детей является вынужденной, крайней мерой, которая должна применяться только в тех случаях, когда оставить ребенка в семье чревато наступлением для него действительно серьезных последствий <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В комментарии к СК РФ отмечено, что основанием отобрания ребенка является наличие реальной угрозы, когда нет никаких сомнений "в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья" <1>. Вместе с тем, по утверждению О.А. Хазовой, вопрос о немедленном отобрании, по существу, решается инспектором по охране детства единолично в силу тех или иных присущих ему представлений о должном или допустимом. Отсутствие каких бы то ни было ориентиров часто приводит на практике к произвольным решениям, когда детей отбирают из семьи без достаточных к тому оснований. Результатом такого отобрания является разлучение детей и их родителей - в лучшем случае временное, но в отдельных случаях и навсегда. Причину этого автор видит в отсутствии в ст. 77 СК РФ критериев отобрания ребенка, при этом отмечая, что отобрание детей является вынужденной, крайней мерой, которая должна применяться только в тех случаях, когда оставить ребенка в семье чревато наступлением для него действительно серьезных последствий <2>.