Относится ли кража к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор), согласно ст. 401 ГК РФ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Относится ли кража к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор), согласно ст. 401 ГК РФ. (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что права туристов довольно часто нарушаются уже при заключении договоров, в которых: отсутствует достоверная информация об оказываемых туристских услугах; содержится положение об одностороннем изменении условий без согласования с потребителем туристских услуг; определены штрафные санкции за отказ от путешествия; установлены более сокращенные сроки на предъявление претензий потребителем туристских услуг и более продолжительные сроки рассмотрения турфирмой этих претензий; включены условия, исключающие ответственность турфирмы за задержку, перенос или отмену авиарейса, замену самолета, отеля на более дорогой или дешевый, измененный режим питания и т.д. Кроме того, исполнители туристских услуг довольно часто и слишком вольно трактуют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), к которым относят, например, изменение в расписании движения транспорта, кражи, разбои, в результате которых происходит утеря документов, денег клиентов и проч. Учитывая, что к обстоятельствам непреодолимой силы относят чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательства (п. 3 ст. 401 ГК РФ), приведенные положения договоров являются нарушением прав потребителей туристских услуг и неприменимы к обстоятельствам непреодолимой силы.
Статья: Роль судебной практики в защите нарушенных прав потребителей туристских услуг
(Отческий И.Е., Володина Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2018, N 3)
В договорах с туристами исполнители туристских услуг нередко широко трактуют форс-мажорные обстоятельства, в нарушение положений п. 3 ст. 401 ГК РФ относя к обстоятельствам непреодолимой силы изменение в расписании движения транспорта, противоправные действия третьих лиц в отношении сотрудников туристской фирмы (кражи, грабежи, разбои, в результате которых происходит утеря паспортов, документов, денег клиентов и т.п.).

Нормативные акты

<Письмо> ФТС РФ от 06.10.2006 N 01-06/34903
(ред. от 07.08.2009)
"О направлении обзора практики рассмотрения жалоб"
Кроме того, под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Хищение (разбой, кража) товаров, совершенное третьими лицами, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признака чрезвычайности, а значит не может рассматриваться в качестве основания для освобождения перевозчика от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов.