Отношения осложненные иностранным элементом
Подборка наиболее важных документов по запросу Отношения осложненные иностранным элементом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1228 "Автор результата интеллектуальной деятельности" ГК РФ"В пункте 3 статьи 1263 ГК установлено, что субъектом права на вознаграждение является "автор" соответствующего музыкального произведения. Согласно статье 1228 ГК автором признается гражданин (физическое лицо), творческим трудом которого создано произведение. Для отношений, осложненных иностранным элементом, российское законодательство содержит специальную коллизионную норму, определяющую право, применимое в ситуации, когда иностранному произведению предоставляется правовая охрана на территории Российской Федерации в соответствии с международным договором. Положения такой коллизионной нормы отражены в пункте 3 статьи 1256 ГК РФ, которая закрепляет применение права страны происхождения произведения для определения его автора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование возникающих на спотовом рынке труда отношений, осложненных иностранным элементом
(Линец А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)"Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1
(Линец А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1)"Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 1
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" (далее - постановление Пленума N 23), под юридическим статусом иностранного лица, участвующего в деле, следует понимать объем правоспособности и дееспособности иностранного лица, который определяется по его личному закону.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" (далее - постановление Пленума N 23), под юридическим статусом иностранного лица, участвующего в деле, следует понимать объем правоспособности и дееспособности иностранного лица, который определяется по его личному закону.
Статья: Особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Объектом настоящего исследования являются отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в российскую экономику. Предметом исследования являются нормы антимонопольного законодательства, применимые к инвестиционным отношениям, осложненным иностранным элементом. Особое внимание уделено особенностям антимонопольного контроля экономической концентрации при осуществлении иностранных инвестиций, запрету на ограничительную деловую практику и недобросовестную конкуренцию иностранных инвесторов, изъятиям из принципа национального исчерпания права применительно к интеллектуальным правам при параллельном импорте, запрету на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, изъятиям из общего режима защиты от нарушений антимонопольного законодательства при проведении торгов, запрету на ограничивающие конкуренцию действия (бездействие) на трансграничном товарном рынке. В работе анализируются нормы законодательства и правовые позиции судов. Методологическую основу исследования составили общелогические методы теоретического анализа, а также специальные формально-юридический метод и метод технико-юридического анализа. Основными выводами исследования являются тезисы о том, что с учетом необходимости обеспечения национальной экономической безопасности для иностранных инвесторов установлен более широкий перечень антимонопольных запретов на недобросовестные действия, более строгие правила контроля экономической концентрации (за исключением случаев редомициляции иностранной компании на территории России), изъятия из общего режима защиты от нарушений антимонопольного законодательства при проведении торгов (запроса котировок, запроса предложений), по сравнению с лицами, зарегистрированными в российской юрисдикции, товарами, работами, услугами российского происхождения, а также особые правила рассмотрения дел о нарушениях конкуренции на трансграничном товарном рынке. При этом установленные в настоящее время законодательством особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций нуждаются в совершенствовании.
(Мильчакова О.В.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 4)Объектом настоящего исследования являются отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в российскую экономику. Предметом исследования являются нормы антимонопольного законодательства, применимые к инвестиционным отношениям, осложненным иностранным элементом. Особое внимание уделено особенностям антимонопольного контроля экономической концентрации при осуществлении иностранных инвестиций, запрету на ограничительную деловую практику и недобросовестную конкуренцию иностранных инвесторов, изъятиям из принципа национального исчерпания права применительно к интеллектуальным правам при параллельном импорте, запрету на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия, изъятиям из общего режима защиты от нарушений антимонопольного законодательства при проведении торгов, запрету на ограничивающие конкуренцию действия (бездействие) на трансграничном товарном рынке. В работе анализируются нормы законодательства и правовые позиции судов. Методологическую основу исследования составили общелогические методы теоретического анализа, а также специальные формально-юридический метод и метод технико-юридического анализа. Основными выводами исследования являются тезисы о том, что с учетом необходимости обеспечения национальной экономической безопасности для иностранных инвесторов установлен более широкий перечень антимонопольных запретов на недобросовестные действия, более строгие правила контроля экономической концентрации (за исключением случаев редомициляции иностранной компании на территории России), изъятия из общего режима защиты от нарушений антимонопольного законодательства при проведении торгов (запроса котировок, запроса предложений), по сравнению с лицами, зарегистрированными в российской юрисдикции, товарами, работами, услугами российского происхождения, а также особые правила рассмотрения дел о нарушениях конкуренции на трансграничном товарном рынке. При этом установленные в настоящее время законодательством особенности антимонопольного регулирования иностранных инвестиций нуждаются в совершенствовании.
Статья: Определение международной компетенции на основе оценочных понятий
(Ярков В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 8)Компетенция и оценочные понятия. Международная компетенция в целом ряде случаев определяется не на основе определенных юрисдикционных привязок, а с помощью оценочных понятий, которые образуют локальный предмет доказывания. Например, такой оценочной категорией является наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации (п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ). Наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией России может доказываться истцом как в качестве самостоятельного критерия, характеризующего международную компетенцию российского арбитражного суда, так и во взаимосвязи с другими юрисдикционными привязками, указанными в ч. 1 ст. 247 АПК РФ, на что было обращено внимание в п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом".
(Ярков В.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 8)Компетенция и оценочные понятия. Международная компетенция в целом ряде случаев определяется не на основе определенных юрисдикционных привязок, а с помощью оценочных понятий, которые образуют локальный предмет доказывания. Например, такой оценочной категорией является наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации (п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ). Наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией России может доказываться истцом как в качестве самостоятельного критерия, характеризующего международную компетенцию российского арбитражного суда, так и во взаимосвязи с другими юрисдикционными привязками, указанными в ч. 1 ст. 247 АПК РФ, на что было обращено внимание в п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом".
Статья: Вопросы взаимодействия институтов отложения судебного разбирательства, продления сроков и ускорения рассмотрения дела, их влияние и значение на определение "разумного" срока
(Лазаренко Л.Б., Моцная Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)<5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 8.
(Лазаренко Л.Б., Моцная Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)<5> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 8.
Статья: Оспаривание сделок в трансграничном банкротстве: зарубежный опыт и его использование в российском праве
(Кирилова М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В литературе справедливо отмечается, что Высший Арбитражный Суд РФ, указав в деле банка СНОРАС на необходимость применения права страны открытия банкротного производства, не обозначил правовые основы для применения данной конструкции в России <83>. В доктрине предлагается обосновать использование lex fori concursus с опорой либо на п. 2 ст. 1186 ГК РФ о применении права страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано, либо на институт сверхимперативных норм согласно п. 2 ст. 1192 ГК РФ <84>.
(Кирилова М.В.)
("Закон", 2025, N 3)В литературе справедливо отмечается, что Высший Арбитражный Суд РФ, указав в деле банка СНОРАС на необходимость применения права страны открытия банкротного производства, не обозначил правовые основы для применения данной конструкции в России <83>. В доктрине предлагается обосновать использование lex fori concursus с опорой либо на п. 2 ст. 1186 ГК РФ о применении права страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано, либо на институт сверхимперативных норм согласно п. 2 ст. 1192 ГК РФ <84>.
Статья: Право международной торговли на современном этапе
(Аксенов А.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Право международной торговли каждого государства регулирует отношения международного оборота товаров и обеспечивает его стабильность. Под международным оборотом товаров мы понимаем нормативно организованный процесс трансграничного перемещения материальных ценностей, интегрирующего экономические, технологические и правовые аспекты глобализации. Международный оборот товаров опосредует в том числе и гражданские правоотношения с иностранным элементом, основанием возникновения которых является внешнеэкономическая сделка <1>. Для подобного рода сделок требуются особые нормы нормы МЧП. С помощью этих норм регулируется широкий круг частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом: международная купля-продажа товаров, перевозка грузов, международные расчеты и т.д.
(Аксенов А.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Право международной торговли каждого государства регулирует отношения международного оборота товаров и обеспечивает его стабильность. Под международным оборотом товаров мы понимаем нормативно организованный процесс трансграничного перемещения материальных ценностей, интегрирующего экономические, технологические и правовые аспекты глобализации. Международный оборот товаров опосредует в том числе и гражданские правоотношения с иностранным элементом, основанием возникновения которых является внешнеэкономическая сделка <1>. Для подобного рода сделок требуются особые нормы нормы МЧП. С помощью этих норм регулируется широкий круг частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом: международная купля-продажа товаров, перевозка грузов, международные расчеты и т.д.
Статья: Получение из-за границы свидетельских показаний по гражданским делам с использованием видео-конференц-связи
(Щукин А.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4; 2024, N 6)Между тем в настоящее время сношения по вопросам исполнения поручений об оказании международной правовой помощи осуществляются либо дипломатическим путем <5>, либо через центральные органы (в качестве которых обычно выступают министерства юстиции) <6>, либо путем непосредственного обращения суда одной страны к суду другой страны <7>. Разъяснения по этому вопросу даны Пленумом ВС РФ в Постановлении от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 23). В п. 27 данного документа, в частности, указано, что направление судебного поручения компетентному органу иностранного государства производится в порядке, предусмотренном международными договорами РФ, положениями ст. ст. 121, 253, ст. 256 (ч. 4) АПК РФ.
(Щукин А.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4; 2024, N 6)Между тем в настоящее время сношения по вопросам исполнения поручений об оказании международной правовой помощи осуществляются либо дипломатическим путем <5>, либо через центральные органы (в качестве которых обычно выступают министерства юстиции) <6>, либо путем непосредственного обращения суда одной страны к суду другой страны <7>. Разъяснения по этому вопросу даны Пленумом ВС РФ в Постановлении от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 23). В п. 27 данного документа, в частности, указано, что направление судебного поручения компетентному органу иностранного государства производится в порядке, предусмотренном международными договорами РФ, положениями ст. ст. 121, 253, ст. 256 (ч. 4) АПК РФ.
Статья: Недопустимые доказательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрим примеры, когда заключение эксперта признается недопустимым доказательством в арбитражном процессе. Так, в силу п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" заключение эксперта по вопросам о содержании норм иностранного права не признается относимым и допустимым доказательством, если оно представляет собой анализ отношений сторон и представленных по делу доказательств (ст. ст. 67, 68 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Рассмотрим примеры, когда заключение эксперта признается недопустимым доказательством в арбитражном процессе. Так, в силу п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" заключение эксперта по вопросам о содержании норм иностранного права не признается относимым и допустимым доказательством, если оно представляет собой анализ отношений сторон и представленных по делу доказательств (ст. ст. 67, 68 АПК РФ).
Статья: Особенности определения лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд от имени иностранной организации
(Гильманова В.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 11)<21> В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" разъяснено, что к полномочиям представителя иностранного лица для ведения дела в государственном суде применяется право страны, где проводится судебное разбирательство (в соответствии с правом России) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 8.
(Гильманова В.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 11)<21> В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" разъяснено, что к полномочиям представителя иностранного лица для ведения дела в государственном суде применяется право страны, где проводится судебное разбирательство (в соответствии с правом России) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 8.
Статья: Обжалование определений об истребовании доказательств, вынесенных судом в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(Бычкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В зависимости от требований норм международного договора судебное поручение направляется в соответствующий компетентный орган иностранного государства (пункт 27 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом").
(Бычкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 3)В зависимости от требований норм международного договора судебное поручение направляется в соответствующий компетентный орган иностранного государства (пункт 27 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом").
Статья: Частные процессуальные отношения как предмет регулирования международного частного права
(Тагаева С.Н.)
("Третейский суд", 2022, N 4)Процессуальные отношения, осложненные иностранным элементом
(Тагаева С.Н.)
("Третейский суд", 2022, N 4)Процессуальные отношения, осложненные иностранным элементом