Отнесение отходов к V классу опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Отнесение отходов к V классу опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком порядке вывозится строительный мусор
(КонсультантПлюс, 2025)Класс опасности отходов определяется по Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности (ст. 4.1 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)Класс опасности отходов определяется по Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности (ст. 4.1 Закона об отходах).
Готовое решение: Какие требования предъявляются к временному хранению (накоплению) отходов на территории предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Определять класс опасности отходов нужно по Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности;
(КонсультантПлюс, 2025)Определять класс опасности отходов нужно по Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности;
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1027
(ред. от 06.12.2023)
"Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61833)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2020 г. N 61833
(ред. от 06.12.2023)
"Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61833)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2020 г. N 61833
Приказ Росприроднадзора от 28.06.2021 N 388
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по подтверждению отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2021 N 66061)Зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2021 г. N 66061
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по подтверждению отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2021 N 66061)Зарегистрировано в Минюсте России 29 ноября 2021 г. N 66061
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Что же касается обращения с отходами I - V классов опасности при пользовании недрами, то данные отношения и, соответственно, требования к ним регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При обращении, в том числе захоронении, требуется осуществлять отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Приказом Минприроды от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности".
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Что же касается обращения с отходами I - V классов опасности при пользовании недрами, то данные отношения и, соответственно, требования к ним регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". При обращении, в том числе захоронении, требуется осуществлять отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Приказом Минприроды от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности".
Статья: Декларации о плате за НВОС: отчитываемся за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)К сведению. Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности" (далее - Порядок N 1027).
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)К сведению. Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности" (далее - Порядок N 1027).
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности" <5>. Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" <6>. Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом. Класс опасности вида отхода, включенного в ФККО, устанавливается на основании сведений из ФККО <7>.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 "Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности" <5>. Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" <6>. Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом. Класс опасности вида отхода, включенного в ФККО, устанавливается на основании сведений из ФККО <7>.
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
(КонсультантПлюс, 2025)Данная норма устанавливает ответственность за предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности является лицензируемой (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Такая лицензия необходима для вывоза ТКО, поскольку, по мнению специалистов Минприроды России, в составе ТКО присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности (Информация Минприроды России). В числе лицензионных требований есть наличие транспортных средств, которые должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании, пп. "б" п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 47 Правил обращения с ТКО, Информация Росприроднадзора).
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)получить лицензию, если хотите эксплуатировать объекты размещения отходов I - IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290. Получать лицензию на эксплуатацию объектов размещения отходов V класса опасности не нужно - ст. 12 Закона о лицензировании это не предусмотрено. Класс опасности отходов определяется по Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности (ст. 4.1 Закона об отходах);
(КонсультантПлюс, 2025)получить лицензию, если хотите эксплуатировать объекты размещения отходов I - IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290. Получать лицензию на эксплуатацию объектов размещения отходов V класса опасности не нужно - ст. 12 Закона о лицензировании это не предусмотрено. Класс опасности отходов определяется по Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности (ст. 4.1 Закона об отходах);
Статья: Гарбологическая паспортизация
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> По степени опасности для окружающей среды отходы производства и потребления подразделяются на пять классов: I класс (чрезвычайно опасные отходы), II класс (высокоопасные отходы), III класс (умеренно опасные отходы), IV класс (малоопасные отходы), V класс (практически неопасные отходы) (см. ст. 4.1 Закона об отходах, Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536 // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> По степени опасности для окружающей среды отходы производства и потребления подразделяются на пять классов: I класс (чрезвычайно опасные отходы), II класс (высокоопасные отходы), III класс (умеренно опасные отходы), IV класс (малоопасные отходы), V класс (практически неопасные отходы) (см. ст. 4.1 Закона об отходах, Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденные Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536 // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" ИП и ЮЛ, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления" ИП и ЮЛ, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.
Статья: Особенности правового регулирования вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Понятие отходов не раскрывается посредством свойств опасности или утраты полезных свойств (вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом <6>), однако, как следует из судебной практики <7>, при совокупном применении ряда норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) суды распределяют бремя доказывания корректной классификации на лицо, в ходе деятельности которого образовались такие вещества. В связи с установленным порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности <8> суды возлагают на образователей веществ обязанность по квалификации таких веществ в качестве отходов, что при фактическом отсутствии у лица учета вещества в качестве отходов влечет для него неблагоприятные последствия (например, привлечение к административной ответственности, перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.).
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Понятие отходов не раскрывается посредством свойств опасности или утраты полезных свойств (вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом <6>), однако, как следует из судебной практики <7>, при совокупном применении ряда норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) суды распределяют бремя доказывания корректной классификации на лицо, в ходе деятельности которого образовались такие вещества. В связи с установленным порядком подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности <8> суды возлагают на образователей веществ обязанность по квалификации таких веществ в качестве отходов, что при фактическом отсутствии у лица учета вещества в качестве отходов влечет для него неблагоприятные последствия (например, привлечение к административной ответственности, перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.).