Отмена решения о принятии обеспечительных мер
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена решения о принятии обеспечительных мер (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган принял в отношении общества обеспечительную меру в виде приостановления операций по каждому счету общества на сумму недоимки. Налогоплательщик направил в Управление ФНС России письмо с просьбой отменить указанную меру в отношении всех его счетов, за исключением одного, на котором на момент наложения обеспечения имелся достаточный остаток денежных средств для погашения недоимки, средств и имущества для удовлетворения всех требований налогового органа. Управление оставило обращение общества без удовлетворения, указав на отсутствие в НК РФ возможности изменения (отмены в части) решения о принятии обеспечительных мер кроме отсутствующих в данной ситуации случаев (ст. 101 НК РФ). Налогоплательщик оспорил бездействие Управления в суде, а также заявил требование о взыскании с Управления в качестве компенсации его имущественных процентов. Суд удовлетворил требования общества, установив, что у него имелось достаточно денежных средств на одном из расчетных счетов и имущества, в отношении которого инспекция наложила запрет на его отчуждение. Применив по аналогии ст. 76, абз. 12 ст. 11, абз. 3 подп. 1, 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, суд обязал налоговый орган выплатить обществу компенсацию.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган принял в отношении общества обеспечительную меру в виде приостановления операций по каждому счету общества на сумму недоимки. Налогоплательщик направил в Управление ФНС России письмо с просьбой отменить указанную меру в отношении всех его счетов, за исключением одного, на котором на момент наложения обеспечения имелся достаточный остаток денежных средств для погашения недоимки, средств и имущества для удовлетворения всех требований налогового органа. Управление оставило обращение общества без удовлетворения, указав на отсутствие в НК РФ возможности изменения (отмены в части) решения о принятии обеспечительных мер кроме отсутствующих в данной ситуации случаев (ст. 101 НК РФ). Налогоплательщик оспорил бездействие Управления в суде, а также заявил требование о взыскании с Управления в качестве компенсации его имущественных процентов. Суд удовлетворил требования общества, установив, что у него имелось достаточно денежных средств на одном из расчетных счетов и имущества, в отношении которого инспекция наложила запрет на его отчуждение. Применив по аналогии ст. 76, абз. 12 ст. 11, абз. 3 подп. 1, 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, суд обязал налоговый орган выплатить обществу компенсацию.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о взыскании и обеспечении взыскания обязательных платежей: Плательщик налога (взносов) оспаривает обеспечительные меры в связи с решением по итогам проверки (запрет на отчуждение или залог имущества, блокировку счетов)
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды отменяют решение Налогового органа о принятии обеспечительных мер, если Плательщик сможет доказать хотя бы одно из следующих обстоятельств:
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды отменяют решение Налогового органа о принятии обеспечительных мер, если Плательщик сможет доказать хотя бы одно из следующих обстоятельств:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Отмена решения налогового органа о принятии обеспечительных мер
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие существуют основания для отмены решения о принятии обеспечительных мер
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какие существуют основания для отмены решения о принятии обеспечительных мер
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Готовое решение: Как составить заявление в суд общей юрисдикции об отмене мер по обеспечению иска
(КонсультантПлюс, 2025)в иске отказано. В этом случае суд может и сам отменить меры обеспечения иска. Если же этого не произошло, после принятия решения суда сошлитесь на него в заявлении об отмене мер обеспечения (ч. 1, 3 ст. 144 ГПК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)в иске отказано. В этом случае суд может и сам отменить меры обеспечения иска. Если же этого не произошло, после принятия решения суда сошлитесь на него в заявлении об отмене мер обеспечения (ч. 1, 3 ст. 144 ГПК РФ);
Статья: Проблемы исполнения судебных актов в национальном правопорядке (в контексте развития концепции судебного права)
(Завриев С.С., Белякова А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Второй немаловажный аспект - недостаточность судебного управления процессом в контексте принятия мер к обеспечению иска. Это обусловлено рядом причин, в том числе оценочным характером правовых категорий, используемых при определении оснований для принятия решения о наложении либо отмене обеспечительных мер, а также широким судейским усмотрением по данному вопросу <6>. На данную проблему обращал внимание первый председатель Высшего Арбитражного Суда России, доктор юридических наук, профессор В.Ф. Яковлев: "Заявления рассматриваются без проверки обоснованности ходатайств и без истребования соответствующих документов. Принимаемые меры надлежащим образом не мотивируются" <7>.
(Завриев С.С., Белякова А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Второй немаловажный аспект - недостаточность судебного управления процессом в контексте принятия мер к обеспечению иска. Это обусловлено рядом причин, в том числе оценочным характером правовых категорий, используемых при определении оснований для принятия решения о наложении либо отмене обеспечительных мер, а также широким судейским усмотрением по данному вопросу <6>. На данную проблему обращал внимание первый председатель Высшего Арбитражного Суда России, доктор юридических наук, профессор В.Ф. Яковлев: "Заявления рассматриваются без проверки обоснованности ходатайств и без истребования соответствующих документов. Принимаемые меры надлежащим образом не мотивируются" <7>.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Какого-либо иного уточнения, частичной отмены, замены решения о принятии обеспечительных мер и прочего, в том числе и после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, действующим законодательством не предусмотрено (Постановление АС МО от 14.11.2022 N Ф05-27504/2022 по делу N А41-3966/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Какого-либо иного уточнения, частичной отмены, замены решения о принятии обеспечительных мер и прочего, в том числе и после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, действующим законодательством не предусмотрено (Постановление АС МО от 14.11.2022 N Ф05-27504/2022 по делу N А41-3966/2022).
Готовое решение: Какие меры принимает инспекция после вынесения решения по итогам налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения по итогам проверки или отмены решения о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения по итогам проверки или отмены решения о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Статья: Временный характер "обязательных" обеспечительных мер в третейском разбирательстве
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Временный характер обеспечительных мер, как утверждает С.А. Курочкин, предполагает, что решение третейского суда об отказе в удовлетворении иска является основанием для отмены компетентным судом обеспечительных мер <13>. С данным утверждением необходимо согласиться, однако нужно учесть, что в силу принципа конфиденциальности третейского разбирательства по собственной инициативе компетентный суд не сможет узнать о результатах арбитража и о вынесенном решении. Для отмены принятых компетентным судом обеспечительных мер необходимо установление фактического состава, в который будет входить отпадение каузы обеспечения (необходимости защиты имущественных интересов заявителя, в том числе разрешение спора третейским судом по существу с отказом в иске), а также обращение заинтересованного лица с заявлением об отмене обеспечительных мер <14>. Таким образом, отмена принятых обеспечительных мер должна осуществляться по итогам рассмотрения обращения заинтересованного лица, а не по инициативе компетентного суда. Может ли таким лицом быть сам состав третейского суда, рассмотревший дело, или заявителем может быть исключительно сторона третейского разбирательства?
(Трезубов Е.С., Курносов А.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Временный характер обеспечительных мер, как утверждает С.А. Курочкин, предполагает, что решение третейского суда об отказе в удовлетворении иска является основанием для отмены компетентным судом обеспечительных мер <13>. С данным утверждением необходимо согласиться, однако нужно учесть, что в силу принципа конфиденциальности третейского разбирательства по собственной инициативе компетентный суд не сможет узнать о результатах арбитража и о вынесенном решении. Для отмены принятых компетентным судом обеспечительных мер необходимо установление фактического состава, в который будет входить отпадение каузы обеспечения (необходимости защиты имущественных интересов заявителя, в том числе разрешение спора третейским судом по существу с отказом в иске), а также обращение заинтересованного лица с заявлением об отмене обеспечительных мер <14>. Таким образом, отмена принятых обеспечительных мер должна осуществляться по итогам рассмотрения обращения заинтересованного лица, а не по инициативе компетентного суда. Может ли таким лицом быть сам состав третейского суда, рассмотревший дело, или заявителем может быть исключительно сторона третейского разбирательства?
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Какого-либо иного уточнения, частичной отмены, замены решения о принятии обеспечительных мер и прочее, в том числе и после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, действующим законодательством не предусмотрено (Постановление АС МО от 14.11.2022 N Ф05-27504/2022 по делу N А41-3966/2022).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Какого-либо иного уточнения, частичной отмены, замены решения о принятии обеспечительных мер и прочее, в том числе и после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, действующим законодательством не предусмотрено (Постановление АС МО от 14.11.2022 N Ф05-27504/2022 по делу N А41-3966/2022).
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ5.3. Отменяется ли решение о приостановлении операций по счетам, если суд принял обеспечительные меры, приостановив решение о привлечении к налоговой ответственности?