Отмена разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"2.3.2. Отмена в административном либо судебном порядке разрешения на строительство или ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не является основанием для признания постройки самовольной (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Отмена в административном либо судебном порядке разрешения на строительство или ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не является основанием для признания постройки самовольной
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФ, ч. 1 ст. 55 ГрК РФОтмена разрешения на строительство или ввод в эксплуатацию объекта в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФ, ч. 1 ст. 55 ГрК РФОтмена разрешения на строительство или ввод в эксплуатацию объекта в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)В этом случае сам факт отмены разрешения на ввод в эксплуатацию не может быть основанием для предъявления иска о сносе или приведении в соответствие. Однако и право на объект не может быть зарегистрировано в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию. В любом случае застройщику, которому не угрожают меры ответственности по ст. 222 ГК, необходимо урегулировать ситуацию путем либо получения нового разрешения на ввод, либо обжалования отмены разрешения на ввод, либо отмены судебного решения о признании недействительным этого разрешения. Если же выяснится, что разрешение на ввод отменено в связи с обнаружением признаков СП, которые действительно существуют, то положение данного пункта Постановления не смогут защитить самовольного застройщика от иска на основании п. 2 ст. 222 ГК.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)В этом случае сам факт отмены разрешения на ввод в эксплуатацию не может быть основанием для предъявления иска о сносе или приведении в соответствие. Однако и право на объект не может быть зарегистрировано в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию. В любом случае застройщику, которому не угрожают меры ответственности по ст. 222 ГК, необходимо урегулировать ситуацию путем либо получения нового разрешения на ввод, либо обжалования отмены разрешения на ввод, либо отмены судебного решения о признании недействительным этого разрешения. Если же выяснится, что разрешение на ввод отменено в связи с обнаружением признаков СП, которые действительно существуют, то положение данного пункта Постановления не смогут защитить самовольного застройщика от иска на основании п. 2 ст. 222 ГК.
Статья: Пределы усмотрения органов местного самоуправления в случае отмены административного акта в сфере градостроительства
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Во-вторых, в Постановлении от 9 ноября 2022 г. N 48-П (далее - Постановление N 48-П) <10> Конституционным Судом РФ была сформулирована правовая позиция, связанная с ограничением свободы усмотрения органа местного самоуправления применительно к отмене разрешения на ввод в эксплуатацию в порядке самоконтроля. Фабула дела такова: местная администрация сельского поселения в 2020 г. отменила выданное в 2009 г. разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, который принадлежал на праве собственности трем гражданам. Суды общей юрисдикции признали отмену разрешения на ввод в эксплуатацию законной.
(Кустов С.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Во-вторых, в Постановлении от 9 ноября 2022 г. N 48-П (далее - Постановление N 48-П) <10> Конституционным Судом РФ была сформулирована правовая позиция, связанная с ограничением свободы усмотрения органа местного самоуправления применительно к отмене разрешения на ввод в эксплуатацию в порядке самоконтроля. Фабула дела такова: местная администрация сельского поселения в 2020 г. отменила выданное в 2009 г. разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, который принадлежал на праве собственности трем гражданам. Суды общей юрисдикции признали отмену разрешения на ввод в эксплуатацию законной.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"26. Отмена разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию объекта, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке или уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"26. Отмена разрешения на строительство или на ввод в эксплуатацию объекта, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке или уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в порядке самоконтроля органом, уполномоченным на их выдачу, либо судом не свидетельствует о том, что такой объект является самовольной постройкой.
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)С учетом изложенного отметим, что нарушающие свободу экономической деятельности неправомерные действия чиновников при выдаче разрешительной документации влекут уголовно-правовую оценку. За последнее время по материалам прокурорских проверок были возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" УК РФ, в связи с выявленными фактами необоснованной отмены разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в результате которой организация была лишена права осуществлять торговлю (г. Севастополь); непринятия мер по утверждению генерального плана земельных участков, что повлекло невозможность получения хозяйствующим субъектом необходимой разрешительной документации для начала проектных и строительных работ (Республика Татарстан); необоснованного отказа в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (Удмуртская Республика) и др.
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)С учетом изложенного отметим, что нарушающие свободу экономической деятельности неправомерные действия чиновников при выдаче разрешительной документации влекут уголовно-правовую оценку. За последнее время по материалам прокурорских проверок были возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности" УК РФ, в связи с выявленными фактами необоснованной отмены разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в результате которой организация была лишена права осуществлять торговлю (г. Севастополь); непринятия мер по утверждению генерального плана земельных участков, что повлекло невозможность получения хозяйствующим субъектом необходимой разрешительной документации для начала проектных и строительных работ (Республика Татарстан); необоснованного отказа в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (Удмуртская Республика) и др.
Статья: Конституционное право на мотивированное управление
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)<56> См.: Решение Арбитражного суда Костромской области от 20 ноября 2023 года по делу N А31-4356/2023. См. также: Шугрина Е.С. Отмена разрешений на строительство или на ввод в эксплуатацию: пределы полномочий органов местного самоуправления // Градостроительное право. 2023. N 1. С. 2 - 5.
(Должиков А.В., Васильева А.Ф.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)<56> См.: Решение Арбитражного суда Костромской области от 20 ноября 2023 года по делу N А31-4356/2023. См. также: Шугрина Е.С. Отмена разрешений на строительство или на ввод в эксплуатацию: пределы полномочий органов местного самоуправления // Градостроительное право. 2023. N 1. С. 2 - 5.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.11.2022 N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой" было отмечено, что самостоятельная отмена органом местного самоуправления выданного им ранее разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, способна существенно затронуть интересы как его собственников, так и местного сообщества в целом. Исходя из этого абз. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может рассматриваться как предполагающий возможность самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после государственной регистрации права собственности на него. Иное допускало бы искажение должного баланса интересов сторон, действующих в условиях установленного публичным регулированием контроля за соблюдением норм и правил в градостроительной сфере, нарушало бы принцип поддержания стабильности правовых отношений и доверия граждан, в них вовлеченных, к закону, не отвечало бы требованиям обеспечения гарантий конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности органов местного самоуправления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.11.2022 N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Ю.А. Плахтеевой, А.Ю. Савушкиной и А.Ю. Яковлевой" было отмечено, что самостоятельная отмена органом местного самоуправления выданного им ранее разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, способна существенно затронуть интересы как его собственников, так и местного сообщества в целом. Исходя из этого абз. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может рассматриваться как предполагающий возможность самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после государственной регистрации права собственности на него. Иное допускало бы искажение должного баланса интересов сторон, действующих в условиях установленного публичным регулированием контроля за соблюдением норм и правил в градостроительной сфере, нарушало бы принцип поддержания стабильности правовых отношений и доверия граждан, в них вовлеченных, к закону, не отвечало бы требованиям обеспечения гарантий конституционных прав, правопорядка, безопасности, эффективной реализации публичных функций, рациональной организации деятельности органов местного самоуправления.
Статья: Отмена в порядке самоконтроля публичных актов - юридических фактов гражданского права
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Все указанные критерии сформулированы, в частности, из аргументов, используемых в Постановлении Конституционного Суда РФ N 48-П <3>. Безусловно, что Конституционный Суд РФ анализировал конкретную ситуацию, связанную с отменой разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако указанные в нем доводы носят, как представляется, общий характер и должны применяться в отношении любых ситуаций, связанных с обжалованием отмен публичных актов в порядке самоконтроля.
(Суслова С.И.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Все указанные критерии сформулированы, в частности, из аргументов, используемых в Постановлении Конституционного Суда РФ N 48-П <3>. Безусловно, что Конституционный Суд РФ анализировал конкретную ситуацию, связанную с отменой разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, однако указанные в нем доводы носят, как представляется, общий характер и должны применяться в отношении любых ситуаций, связанных с обжалованием отмен публичных актов в порядке самоконтроля.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2022 году положения абз. 1 п. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ стали предметом конституционной проверки. Конституционный Суд РФ признал их не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма не предполагает возможности самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после регистрации права собственности на этот объект в ЕГРН <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В 2022 году положения абз. 1 п. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ стали предметом конституционной проверки. Конституционный Суд РФ признал их не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма не предполагает возможности самостоятельной отмены органами местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после регистрации права собственности на этот объект в ЕГРН <1>.