Отмена правового акта
Подборка наиболее важных документов по запросу Отмена правового акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 51.1 "Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" Градостроительного кодекса РФ"То обстоятельство, что статья 51.1 ГрК РФ не содержит положений, предусматривающих возможность отмены органами местного самоуправления ранее выданных Уведомлений, по мнению судебной коллегии, не может быть расценена как запрет на их отмену, поскольку полномочия органов местного самоуправления по отмене правовых актов без каких-либо изъятий содержатся в пункте 1 статьи 48 ФЗ N 131-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отмена нормативного правового акта как основание утраты юридической силы
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4
(Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4
Статья: Отмена нормативного правового акта и институт пересмотра дела по новым обстоятельствам в цивилистическом процессе
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3
(Голубцов В.Г., Кузнецова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3)"Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 54. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О техническом регулировании"Статья 9.1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию
(ред. от 25.12.2023)
"О техническом регулировании"Статья 9.1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)После обращения налогоплательщика с заявлением в суд оспариваемое решение отменено ФНС России, налоговому органу поручено рассмотреть апелляционную жалобу. При подаче жалобы через нижестоящий налоговый орган предъявлена подлинная доверенность. Отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если нарушены законные права и интересы заявителя.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)После обращения налогоплательщика с заявлением в суд оспариваемое решение отменено ФНС России, налоговому органу поручено рассмотреть апелляционную жалобу. При подаче жалобы через нижестоящий налоговый орган предъявлена подлинная доверенность. Отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если нарушены законные права и интересы заявителя.
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Существующий механизм является более приемлемым, так как наделение одних субъектов муниципального нормотворчества правом отмены правовых актов, принятых (изданных) другими органами и должностными лицами, может создать условия для злоупотреблений и снижения эффективности местного самоуправления.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Существующий механизм является более приемлемым, так как наделение одних субъектов муниципального нормотворчества правом отмены правовых актов, принятых (изданных) другими органами и должностными лицами, может создать условия для злоупотреблений и снижения эффективности местного самоуправления.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Существенными нарушениями, которые могут повлечь безусловную отмену ненормативного правового акта налогового органа, признаются нарушения, представляющие собой (1) производство выемки в отсутствие инициирующего постановления <217>, а также в случае вынесения постановления о производстве выемки после фактического проведения указанного мероприятия налогового контроля; (2) производство выемки в отсутствие понятых <218>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Существенными нарушениями, которые могут повлечь безусловную отмену ненормативного правового акта налогового органа, признаются нарушения, представляющие собой (1) производство выемки в отсутствие инициирующего постановления <217>, а также в случае вынесения постановления о производстве выемки после фактического проведения указанного мероприятия налогового контроля; (2) производство выемки в отсутствие понятых <218>.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)По мнению специалистов Роструда, если работник был отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации против COVID-19, а впоследствии обязательная вакцинация в регионе была отменена, работодателю нужно уведомить работника об отмене приказа об отстранении от работы. Дело в том, что работник отстраняется от работы на основании приказа работодателя, а не нормативного правового акта. Неявка на работу после отмены обязательной вакцинации не будет являться дисциплинарным проступком, который дает основания для увольнения работника, если нет приказа об отмене приказа об отстранении и (или) работник надлежаще не уведомлен об окончании отстранения.
(КонсультантПлюс, 2023)По мнению специалистов Роструда, если работник был отстранен от работы в связи с непрохождением вакцинации против COVID-19, а впоследствии обязательная вакцинация в регионе была отменена, работодателю нужно уведомить работника об отмене приказа об отстранении от работы. Дело в том, что работник отстраняется от работы на основании приказа работодателя, а не нормативного правового акта. Неявка на работу после отмены обязательной вакцинации не будет являться дисциплинарным проступком, который дает основания для увольнения работника, если нет приказа об отмене приказа об отстранении и (или) работник надлежаще не уведомлен об окончании отстранения.
Статья: Практика применения судами общей юрисдикции норм об оспаривании нормативных правовых актов
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)2. Проблема оспаривания утративших юридическую силу,
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)2. Проблема оспаривания утративших юридическую силу,
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичную позицию высказывал Минфин России в части невозможности изменения или отмены других протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Письмо от 09.06.2022 N 24-07-07/54924). Полагаем, что данная позиция применима и к протоколу об отказе от заключения контракта, поскольку такой протокол также составляется с использованием ЕИС и в Законе N 44-ФЗ и иных нормативных правовых актах отсутствует указание на возможность его отмены.
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичную позицию высказывал Минфин России в части невозможности изменения или отмены других протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Письмо от 09.06.2022 N 24-07-07/54924). Полагаем, что данная позиция применима и к протоколу об отказе от заключения контракта, поскольку такой протокол также составляется с использованием ЕИС и в Законе N 44-ФЗ и иных нормативных правовых актах отсутствует указание на возможность его отмены.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 3340-р был утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля. В настоящее время данный перечень включает 132 вида государственного контроля (надзора).
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Распоряжением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 3340-р был утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля. В настоящее время данный перечень включает 132 вида государственного контроля (надзора).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Передача и осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органами государственной власти субъектов РФ контролируются и координируются разными способами. Согласно подп. 5.26 Положения Минприроды России проводит контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Передача и осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органами государственной власти субъектов РФ контролируются и координируются разными способами. Согласно подп. 5.26 Положения Минприроды России проводит контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене соответствующих нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.